Психология воспитателя и учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева, М. А. Психология воспитателя и учителя / М. А. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 877-880. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28297/ (дата обращения: 18.11.2024).



Качество личности, которыми должен обладать педагог. Профессионально значимые черты личности воспитателя и учителя. Демократизация, перестройка общественных отношений, гласность как новые социальные процессы, предъявляющие повышенные требования к педагогу. Расширение сферы общения и особое значение для преподавателя соответствующих умении и навыков.

Педагогические способности, их содержание и структура. Общие педагогические способности: личностные, дидактические, организационные, коммуникативные.

Специальные педагогические склонности и качества: любовь и расположенность к детям, самообладание, терпеливость и выдержка, умение объяснять и убеждать, владение речью, тактичность, высокая культура, наблюдательность. Способность педагога оценивать и развивать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Работа педагога над собой с целью повышения профессионального мастерства. Развитие умений и навыков педагогического общения. Коллективные (групповые) формы работы, их значение и организация с целью развития педагогических способностей у воспитателей и учителей. Роль ораторских способностей для учителя, пути и способы их совершенствования.

Существующая система образования хотя зачастую и отстает от преобразований, происходящих в социальной действительности, но в целом достаточно гибко отражает ее. Общественный строй задает требования к системе образования, а она в свою очередь вырабатывает требования, предъявляемые к личности воспитателя и учителя.

Для того чтобы точнее определить эти требования, необходимо сделать по меньшей мере две вещи:

  1. Оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.
  2. Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек ближайшего будущего.

Только после этого можно будет ответить и на следующие два вопроса:

  1. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный молодой человек, оканчивающий среднюю школу?
  2. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие нужной обществу личности в дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях?

Так мы и поступим. Начнем с первого из сформулированных вопросов. Главная политическая тенденция современного развития социалистического общества — демократизация всех сторон его жизни.

Социальные изменения, происходящие в нашей стране, включают децентрализацию управления, передачу значительной части власти Советам и трудовым коллективам. Экономические преобразования затронули всю систему экономических отношений, введя в большую их часть хозрасчетную основу и необходимость принятия самостоятельных решений. В этой связи значительно расширились и качественно изменились возможности установления прямых хозяйственных связей между предприятиями, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения людей на производстве.

Все это сопровождается усилением гласности, появлением возможности открыто высказывать и публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам.

Намеченные тенденции политического, социального и экономического характера рождают повышенные требования, к тем качествам, которыми должны обладать люди нового рождающегося у нас общества. Какие же это качества? Прежде всего умение жить в условиях расширяющейся демократизации и пользоваться ею на демократической основе. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны; отказ от диктата, методов давления на личность, уважение к ней и признание ее значимости, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного, воображаемого коллектива — на первом месте, а интересы конкретной личности — на втором.

Передача власти одной стороной предполагает не только получение, но и умение пользоваться ею другой. Это предъявляет повышенные требования к умению руководить людьми, принимать управленческие решения, организовывать работу по руководству и управлению различными социальными объектами. Здесь нужны профессиональная компетентность в управленческих делах и обладание качествами руководителя (лидера).

Изменение системы экономических отношений требует от людей проявления расчетливости, деловитости, хозяйственной смекалки, бережливости, умения считать деньги и других качеств, которые еще совсем недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми нужными.

Наконец, гласность предполагает (чтобы ею можно было по- настоящему и умело пользоваться на практике) способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, убеждать, доказывать, уметь говорить самому и слушать других.

Всеми этими качествами в ближайшее время должны будут обладать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и, если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые в настоящее время начали происходить в нашем обществе, не прекратились и не замедлились, уже сейчас и как можно скорее необходимо позаботиться о том, чтобы радикальным образом изменить систему воспитания в дошкольных учреждениях и в школе. Следует честно признать, что пока она нам таких личностей, которые нужны будут обществу в ближайшем будущем, в достаточном количестве не дает.

Чтобы сделать учащегося личностью (а нам сейчас нужны именно личности независимые, грамотные, инициативные, самостоятельные), сам педагог должен быть личностью. Воспитаннику от воспитателя, ученику от учителя передается и становится их личностным достоянием только то, что есть в самом воспитателе или учителе. Педагог в современных условиях прежде всего должен поэтому сам стать личностью, обладающей описанными выше качествами, систематически и всеми возможными способами развивать их в себе.

Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей.

Умение педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим умениям и навыкам не сводятся. Кроме перечисленного, наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить только правду.
  5. Умение оказывать на учащихся необходимое педагогическое влияние.
  6. Обладание чувством юмора.
  7. Владение словом.

Ранее мы уже рассматривали вопрос о психологической диагностике у учащихся коммуникативных умений и навыков. То, что говорилось там, приложимо и к учителю, воспитателю. Но там педагог выступал в роли наблюдателя, а здесь он вынужден большей частью заниматься самоанализом и самонаблюдением. В этой связи необходимо обсудить несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением подобного рода самонаблюдения.

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица):

  1. Какое впечатление я оказываю на учащихся (детей)?
  2. Веду ли я себя с ними достаточно непринужденно и раскованно?
  3. Искренним или неискренним я выгляжу с их стороны?
  4. Достаточно ли развито у меня умение располагать детей к себе?
  5. Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?
  6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?
  7. Всегда ли мне удается убеждать детей или иногда приходится приказывать?
  8. Есть ли у меня чувство юмора?
  9. Как воспринимают мои шутки дети?
  10. Нет ли таких детей, которые избегают общаться со мной?
  11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?

После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции. Практическое осуществление такой коррекции предполагает организацию самоконтроля поведения. Одним из эффективных способов такого самоконтроля может стать сознательный выбор и использование разнообразных внешних сигналов, которые вовремя могут напомнить о необходимости применения соответствующей коррекции.

Такого рода сигналы должны встречаться в повседневных делах в нужное время и в нужных местах. Ими могут быть, например, невольно бросающиеся в глаза предметы обстановки и многое другое. Существуют некоторые общие рекомендации по выбору и использованию подобного типа сигналов:

  1. Эти сигналы должны регулярно встречаться и ежедневно попадаться человеку на глаза.
  2. Они должны появляться в поле зрения как раз в те моменты, когда необходимо применить нужные коммуникативные умения и навыки.

В заключение сформулируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

  1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика или воспитанника, а лучше ими не пользоваться вообще.
  2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес' ребенка.
  3. Избегать перекладывания на детские плечи своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
  4. Избегать» проявлений нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
  5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
  6. Избегать всего, что способно как-то унизить ребенка.
  7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребенке как о человеке, личности.
  8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребенка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Мы убеждены, что, только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой, М., 1987;
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989;
  3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения,—М., 1987;
  4. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры.— М., 1990, и др.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умение, способность, личность, педагог, учитель, качество, навык, педагогическое общение, требование.


Задать вопрос