Роль сказки в правовом воспитании дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Новикова, О. А. Роль сказки в правовом воспитании дошкольников (из опыта работы) / О. А. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116249/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует формирование правового воспитания дошкольника и обеспечение на этой основе сознательного и активного поведения, соответствующего правам и обязанностям каждого члена общества.

Ключевые слова: дети, право, сказка.

Что такое сказка? Сказка — это не просто волшебные истории, ведь не зря каждая сказка заканчивается всем известным изречением: «Сказка — ложь, да в ней намек…». А с помощью прочтений сказок детям, можно в них формировать правовое воспитание. Объяснить детям уже в дошкольном возрасте, какие у них права.

Сказки — самый простой и доступный способ формировать правовое сознание в дошкольниках. Все дошколята любят слушать сказки, рассматривать иллюстрации в книжке, смотреть мультфильмы.

Важно, чтобы дети уже с малых лет умели различать правильное от неправильного, а сказки, способствующие правовому воспитанию, могут помочь им в этом. Они помогают развивать логику и аналитическое мышление, учат принимать обоснованные решения и не просто следовать стаду, а самостоятельно мыслить.

Правовое воспитание дошкольников играет важную роль в формировании их понимания о правилах, законах и нормах поведения в обществе. Вот некоторые подходы и методы, которые могут быть использованы для правового воспитания дошкольников.

Пример: Взрослые должны быть примером для детей, соблюдая законы и правила, проявляя уважение к другим и демонстрируя эти ценности в своем поведении.

Объяснение: Детям нужно объяснять правила и законы, обращая внимание на их значимость и последствия их нарушения. Используйте простые и понятные примеры, чтобы помочь им понять, почему эти правила важны.

Игры и ролевые игры: Организуйте игры и ролевые игры, которые позволят детям примерить на себя различные роли и ситуации, где они могут применять правила и решать конфликты.

Обсуждение: Проводите групповые обсуждения о правилах и нормах поведения. Позвольте детям высказываться и делиться своим мнением, чтобы они могли лучше понять и принять эти правила.

Истории и книги: Читайте детям сказки, которые затрагивают темы правового воспитания. Обсуждайте с ними сюжеты и поступки героев, которые они могут извлечь из этих историй.

Постановка задач и решение проблем: Предоставьте детям возможность сталкиваться с маленькими проблемами и принимать решения, основываясь на правилах и нормах поведения.

Сотрудничество и эмпатия: Учите детей сотрудничать, развивать эмпатию и уважение к другим. Это поможет им понять, как их действия могут влиять на других людей и почему важно соблюдать правила.

Важно помнить, что правовое воспитание дошкольников должно быть доступным и адаптированным к их возрасту и пониманию. Используйте игры, истории и примеры из их повседневной жизни, чтобы помочь им осознать важность правил и законов в обществе.

Правовое воспитание дошкольников с помощью сказок является эффективным способом ознакомления детей с основными правилами и нормами поведения в обществе. Сказки могут помочь детям понять, что существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать, и что нарушение этих правил может привести к негативным последствиям.

Правовое воспитание с помощью сказок может быть особенно полезным в дошкольном возрасте, когда дети только начинают формировать свои ценности и моральные установки. Я считаю, что можно использовать сказки с яркими образами и наглядными ситуациями, которые легко понимаются детьми.

В сказках часто присутствуют герои, которые демонстрируют правильное и неправильное поведение, что позволяет детям учиться на примере. Также сказки могут содержать моральные поучения о том, как важно быть честным, добрым, уважать других людей и помогать им.

В сказках часто рассказывают о различных приключениях и фантастических ситуациях, однако нарушение прав человека в них обычно не является основной темой. Тем не менее, есть сказки, где можно найти элементы, которые можно интерпретировать как нарушение прав человека. Вот несколько примеров:

«Красная Шапочка» — в этой сказке девочка подвергается нападению волка, что нарушает ее право на безопасность.

«Колобок» — еще одна известная русская народная сказка, которая учит нас быть осторожными и не доверять незнакомцам. Эта история напоминает о важности самосохранения и осторожности в общении с неизвестными. Колобок на своем пути встречает различных животных, которым он в итоге попадает в рот. Это урок о том, что не всегда стоит доверять каждому и нужно быть бдительным.

«Гуси-лебеди» — в этой сказке семья принуждает главную героиню работать и выполнять невозможные задания, что можно рассматривать как нарушение права на достойные условия труда.

«Три поросенка» — еще одна народная сказка, которая учит нас строить крепкий и надежный дом, чтобы быть защищенным от опасностей. Эта история показывает, что важно вложить усилия и труд, чтобы обеспечить себе безопасность и комфорт. Три поросенка учат нас быть настойчивыми и целеустремленными в достижении своих целей, чтобы преодолеть все препятствия.

«Маша и Медведь» — сказка, которая учит нас быть добрыми и вежливыми даже по отношению к неожиданным гостям. Из этой истории мы узнаем, что доброта и внимание к другим всегда будут вознаграждены. Медведь, несмотря на свою грозную внешность, оказывается добрым и заботливым хозяином для Маши, показывая, что даже самые неожиданные встречи могут принести радость и удивительные открытия.

«Золушка» — сказка о честности, верности и доброте, которая всегда будут вознаграждены. В этой истории добрые поступки и вера в справедливость помогают Золушке преодолеть все препятствия и обрести счастье. Это урок о том, что даже в самых трудных ситуациях важно оставаться честным и добрым, и вознаграждение обязательно придет.

Благодаря этим сказкам дети учатся решать конфликты мирно, без насилия, и находить компромиссы. Они понимают, что споры можно разрешать разумно и с уважением к мнению другого человека. В результате, будущие граждане формируются как честные, добросовестные и ответственные люди, способные жить в гармонии с окружающим миром.

Через увлекательные приключения героев дети узнают, что важно быть честным, добрым и справедливым, следовать правилам и уважать законы. Сказки, способствующие правовому воспитанию детей, помогают формировать у них правильные ценности и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Важно отметить, что сказки часто имеют моральный смысл и не всегда отражают реальность. Интерпретация нарушения прав человека в сказках может быть субъективной и зависеть от контекста и восприятия.

Сказку можно не только прочитать и рассмотреть иллюстрации из книги, но также важно, чтобы дети сами прожили ту или иную ситуацию, а в этом им могут помочь театрализованные игры. В процессе игры дети сами становятся героями сказок, что лучше позволит дошкольникам закрепить знания о их правах.

Также необходимо подключать родителей. Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников играет важную роль в формировании у детей понимания законов, правил и норм общества. Важно обсуждать с родителями их роль в обучении детей правильному поведению, уважению к другим, ответственности за свои действия и т. д. Родители могут использовать различные методики, такие как обсуждение ситуаций из повседневной жизни, чтение книг и сказок на тему правового воспитания, ролевые игры и т. д. Важно, чтобы родители были примером для своих детей и сами соблюдали законы и правила, которые они хотят сформировать в своих детях.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, правило, правовое воспитание, правовое воспитание дошкольников, норма поведения, история, дошкольный возраст, повседневная жизнь, помощь сказок.


Ключевые слова

дети, право, сказка

Похожие статьи

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Похожие статьи

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Задать вопрос