Статья посвящена одной из актуальных задач высшего образования — организации деятельности волонтерских центров как инструмента управления психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ОВЗ. Раскрыты возможности и роль студенческого клуба как эффективной формы организации инклюзивного волонтерства в вузе, показано влияние деятельности студенческого клуба на социокультурное развитие компетентных специалистов на примере волонтерского центра Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина (ныне Бийский филиал им. В. М. Шукшина)
Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, волонтерство, инклюзивное волонтерство.
Инклюзивное образование представляет собой процесс, который связан с определенными преобразованиями среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в разных образовательных организациях, в том числе в сфере волонтерства [4, с. 94].
На сегодняшний день одной из основных сфер для создания волонтерского движения является именно система высшего образования. Все большую актуальность в деятельности высших учебных заведений приобретает социальное волонтерство среди молодежи в связи с потребностями инклюзивного образования. Высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования потенциала социального волонтерства среди студенческой молодежи, но при этом, она не реализует данный потенциал в полной мере в практике организации инклюзивного образования [5, с. 154]. Существенная часть волонтерских организаций и объединений активно помогает людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе развивает их социальную активность [3, с. 180].
Ю. С. Неволина отмечает, что создание модели наставничества играет важную роль в процессе вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность. В современном педагогическом вузе, преподаватели и студенты очень часто совмещают свою педагогическую деятельность с практикой в общеобразовательных учреждениях, что позволяет вывести систему наставничества на новый уровень: «Педагог» — «Студент» — «Учитель» — «Ученик». Именно такая модель «Интегрированного наставничества», позволит создать максимально комфортную воспитательную среду для развития волонтерской деятельности [1, с. 130]. Именно так была выстроена система наставничества в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В. М. Шукшина (ныне Бийский филиал им. В. М. Шукшина).
В данной статье мы представили опыт Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина (ныне Бийский филиал им. В. М. Шукшина) по созданию Волонтерского Центра, который реализует волонтерскую деятельность по четырем направления, одно из которых «инклюзивное волонтерство».
Волонтеры данного центра приняли участие в таких мероприятиях для лиц с ОВЗ как чемпионат Алтайского края «Абилимпикс» — олимпиада возможностей для людей с ОВЗ; чемпионат Алтайского края по настольному теннису среди инвалидов по зрению; «Уроки добра», для школьников, где проходило обсуждение на тему кто такой волонтер и чем он занимается, почему и кому помогает; проект по поддержке учителей «Волонтеры просвещения». В рамках данного направления был реализован проект «Цифровые волонтеры: университет и школа вместе в дистанте». Студенты старших курсов работали на добровольной основе, помогали учителям, в том числе по навыкам дистанционного формата обучения.
В рамках плана работы волонтерского центра волонтеры проходят обучение по дополнительной образовательной программе «Инклюзивное волонтерство и инклюзивный туризм», а также на платформе Добро.ру по разным образовательным программам, по итогам которых получают сертификаты.
Ежегодно волонтеры принимают участие в таких мероприятиях как: форум педагогических и социальных практик работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью «Горизонты и риски инклюзивного образования», экскурсиях, днях открытых дверей, интеллектуально-познавательных мероприятиях, организуемых Бийской местной организацией Алтайской краевой общественной организации общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых» и др.
В 2023 году волонтерами реализовывался проект наставничества в волонтерской деятельности «БлагоТворимВМЕСТЕ!», который в свою очередь включал проекты, предполагающие живое общение школьников и студентов, лиц с ОВЗ, что создавало условия для эмоционального отклика, решения воспитательных задач, направленных на развитие высоконравственной личности [1, с. 131].
Одним из таких проектов был проект «Загляни мне в сердце» — это уникальный проект, целью которого является приобщение студентов к безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Целевая аудитория: студенты педагогического вуза, жители реабилитационного центра всероссийского общества слепых. В рамках проекта осуществлялось взаимодействие и общение студентов и лиц с ОВЗ, что повышало уровень их социализации и адаптации. Проведен настоящий концерт для людей с ОВЗ, организаторами и ведущими которого являлись студенты. В результате удалось достичь социального эффекта, то есть более чуткого отношения студентов к лицам с ОВЗ, взаимодействие друг с другом, развитие дружеских отношений, сочувствия, сопереживания и чувства эмпатии.
Другой проект, который реализован волонтерским центром проект «В мире сказки» — это уникальный проект, целью которого являлось создание и проведение новогоднего праздника для детей-инвалидов КГБУСО «Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Бийска «Родник», с целью обеспечения возможностей и условий для их интеграции и социализации, создания праздника, положительных эмоций и развития чувства эмпатии у организаторов — студентов педагогического вуза. Дети получили незабываемый праздник, а студенты огромный опыт в организации и проведении новогодних мероприятий для детей-инвалидов.
Еще один проект «ProДОБРО» — это уникальный проект, направленный на развитие волонтерского движения и наставничества студента и школьника. Целевая аудитория: школьники, студенты, в том числе лица с ОВЗ. Студенты АГГПУ готовили сценарии мероприятий, в зависимости от возрастной категории участников. Студенты рассказывали про себя, про добрые дела, которые они делают. Затем школьники делились своими историями. Таким образом, происходит обмен опытом между студентами и школьниками. Как оказалось, большинство школьников, которые пришли на внеклассный урок, пока не являются волонтерами, но очень хотят ими стать.
И ключевым мероприятием в рамках инклюзивного волонтерства стало проведение мастер-класса «Готовность студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности в инклюзивной сфере» — это уникальный проект, целью которого является вовлечение студентов педагогического вуза в сферу инклюзивного добровольчества. Проект разработан совместно с заведующей кафедрой физической культуры и здоровья, кандидатом педагогических наук Першиной Н. А.). Целевая аудитория: школьники города Бийска, студенты педагогического вуза, лица с ОВЗ. В рамках проекта проведены исследования с использованием опросника для выявления готовности студентов педагогического вуза к инклюзивному волонтерству. После сбора и анализа полученных данных, представлены презентации исследований по данной теме.
Результатом представленного опыта вуза стало активное вовлечение студентов в сферу инклюзивного добровольчества, организация отряда инклюзивных волонтеров и расширение его состава, что является одним из условий успешной реализации управления психолого-педагогическим сопровождение студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Литература:
1. Неволина, Ю. С. Волонтеры-наставники. Студенты // Взаимодействие науки и общества — путь к модернизации и инновационному развитию: сборник статей Международной научно–практической конференции (г. Челябинск, РФ, 27 ноября 2023г.). — Уфа: Omega science, 2023. — 133–139 С.
2. Неволина, Ю. С. Инклюзивное волонтерство: постановка проблемы / Ю. С. Неволина, Н. А. Швец // Научно-педагогическое обеспечение реализации социально-значимых проектов, направленных на патриотическое воспитание и сохранение историко-культурного наследия регионов на основе добровольчества (волонтерства): сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Армавир, 16 ноября 2022 г.). — Армавир: Научно-исследовательский институт развития образования Армавирского государственного педагогического университета, 2022. (в печати) (РИНЦ)
3. Неволина, Ю. С. Эффективная коммуникация представителей инклюзивного волонтерства в России как ресурс подготовки студентов педагогического вуза / Ю. С. Неволина // XXIV Международная научно-практическая конференция «Вопросы развития современной науки и техники» (6 мая 2023г.) — М.: Мельбурн: МЦРД «Научный взгляд». — 2023.
4. Поникарова, В. Н. Инклюзивная готовность будущих педагогов: сравнительные результаты формирования / В. Н. Поникарова, Н. В. Старовойт // Форум молодых ученых. — 2020. — № 9 (49). — С. 94–100.
5. Поникарова, В. Н. Модель формирования инклюзивного волонтерства в вузе: монография/ В. Н. Поникарова, М. В. Давтян; под ред. В. Н. Поникаровой — Курск, ЗАО «Университетская книга», 2024–115 с.2.