Отечественные программы по развитию социального интеллекта детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 07.06.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Белова, Л. А. Отечественные программы по развитию социального интеллекта детей школьного возраста / Л. А. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115370/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, программы развития социального интеллекта школьников.

Зарубежные программы по развитию социального и эмоционального интеллекта Social-emotional learning сокращенно SEL были созданы и стали широко использоваться в системе образования США еще в восьмидесятые годы прошлого столетия

Отечественное образование долгое время была ориентировано в первую очередь на развитие интеллекта. В советской школе это успешно компенсировалось детскими организациями.

В России в конце 2010-х заговорили о социальном и эмоциональном интеллекте вообще и SEL. Как сообщали СМИ, в двух регионах России в 2017 году начали внедрение технологий социально-эмоционального обучения школьников (Social Emotional Learning, SEL).

В последние годы появились и отечественные программы, нацеленные на развитие социального и эмоционального интеллекта.

Это программы для детей дошкольного возраста и школьников.

Программа по социально-эмоциональному развитию для детей и подростков «Тропинка к своему Я» О. В. Хухлаевой. [5]. Многие психологи работают с детьми по данной программе, используя сценарии занятий [5].

Программа «Жизненные навыки; Уроки психологии» разработана центром «Генезис» под руководством С. В. Кривцовой для детей с первого по одиннадцатый класс, подготовлены рабочие тетради [3]. Программа имеет профилактическую направленность. В настоящее время используется в рамках внеурочной деятельности в школах.

В последнее время активно в российских школах развивается служба медиации. Причем работа строится не только по принципу неотложной помощи, но и большое внимание уделяется профилактике конфликтов. Коллективом авторов МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» и семи общеобразовательных учреждений Челябинска была разработана, апробирована в ряде школ Челябинска и рекомендована в 2021 году для внедрения «Комплексная программ совершенствования конфликтологической культуры субъектов образовательных отношений в общеобразовательных организациях города Челябинска в рамках деятельности школьных служб примирения». Программа предназначена для всех участников образовательного процесса.

В данной Комплексной программе «конфликтологическая культура рассматривается как интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия» [2].

По нашему мнению, самой содержательной из рассмотренных нами, является программа «Социальное и эмоциональное развитие детей». Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 г. в рамках направления «Современное образование» стал инициатором разработки данной программы. Коллектив ученых и практиков под руководством доктора психологических наук, профессора Е. А. Сергиенко, на основе изучения зарубежного и отечественного опыта подготовил программу развития социально-эмоционального интеллекта [4]. Позднее программа получила название «Развивающая среда». Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых.

Как отметила Е. А. Сергиенко: «Концепция социокультурной модернизации образования как института социализации А. Г. Асмолова является важным основанием при построении данной программы» [1, 4].

Программа для образовательных организаций по развитию личностного потенциала проходит апробацию в 30 регионах России в более чем 2200 образовательных организациях, находится в открытом доступе и может быть использована бесплатно в некоммерческих целях. Хотелось бы отметить, что многие современные программы и методики изучения, диагностики и развития социального интеллекта, предлагаются к рассмотрению только на коммерческой основе.

В фокусе Программы — личностный потенциал ребёнка с 5 до 18 лет, умение ставить жизненные цели и достигать их, управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с миром.

Для реализации программы необходимо создание в образовательном учреждении команды единомышленников из всех участников образовательного процесса.

Для внедрения данной программы был разработан и находится в открытом доступе учебно-методический комплекс и цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть рекомендованы для использования педагогам, детям, родителям.

На наш взгляд, система работы во всех образовательных организациях по развитию социального интеллекта с использованием данных и других ресурсов может оказать помощь в создании безопасной и комфортной образовательной среды, в профилактике деструктивного поведения школьников. Зарубежный опыт уже широко используется в российских школах, но при этом необходимо учитывать приоритет российских духовно-нравственных ценностей, не все по содержанию в зарубежных программах допустимо использовать в России. Вместе с тем хочется отметить, что и отечественной педагогике и психологии накоплен большой практический опыт, который можно использовать в практической работе. При этом важно отметить, что многие программы разработаны для коррекционно-развивающей работы психолога с группой детей, чаще всего группы риска. Мы полагаем, что сегодня нужна программа по развитию социального и эмоционального интеллекта для всех младших школьников, занятия по которой мог бы проводить не только педагог-психолог, но и любой учитель начальной школы при условии психолого-педагогического сопровождения другими специалистами образовательного учреждения. В перспективе можно рассмотреть вариант интеграции программы внеурочной деятельности «Орлята России», направленной на развитие социальной активности и программы «Развитие социального и эмоционального интеллекта младших школьников».

Изучение и анализ источников и практики развития социального интеллекта, позволило нам разработать программу внеурочной деятельности «Развития социального интеллекта младших школьников».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. — 2014. — № 2. — С. 2−6.
  2. Комплексная программа совершенствования конфликтологической культуры субъектов образовательных отношений в общеобразовательных организациях города Челябинска в рамках деятельности школьных служб примирения. — Текст: электронный // [сайт]. — URL: https://drive.google.com/file/d/1X1Q1kbo7yi_SaZfZbOdghAihvQnX1BFr/view (дата обращения: 30.05.2024).
  3. Кривцова С.В Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой. Москва: Генезис, 2001 г. С.208
  4. Сергиенко Е. А. Аффект и интеллект для чтения мира / Е. А. Сергиенко // Образовательная политика. — 2019. — № (03)79. — С. 17–26.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1–4 класс) / О. В. Хухлаева. / Москва. Генезис, 2017. — 312с.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, SEL, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, Развитие, внеурочная деятельность, образовательный процесс, программа развития, регион России, Россия.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, социальный интеллект, программы развития социального интеллекта школьников

Похожие статьи

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Обзор научных исследований в области развития социального интеллекта детей школьного возраста

Диагностический инструментарий исследования развития социального интеллекта детей школьного возраста

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Анализ паттернов отклоняющегося поведения школьников и пути их превенции

Статья посвящена анализу некоторых паттернов отклоняющегося поведения школьников, способствующих ухудшению их здоровья на современном этапе развития отечественной системы общего образования.

Похожие статьи

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Обзор научных исследований в области развития социального интеллекта детей школьного возраста

Диагностический инструментарий исследования развития социального интеллекта детей школьного возраста

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Анализ паттернов отклоняющегося поведения школьников и пути их превенции

Статья посвящена анализу некоторых паттернов отклоняющегося поведения школьников, способствующих ухудшению их здоровья на современном этапе развития отечественной системы общего образования.

Задать вопрос