Отечественные программы по развитию социального интеллекта детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 07.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Белова, Л. А. Отечественные программы по развитию социального интеллекта детей школьного возраста / Л. А. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115370/ (дата обращения: 30.06.2024).



Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, программы развития социального интеллекта школьников.

Зарубежные программы по развитию социального и эмоционального интеллекта Social-emotional learning сокращенно SEL были созданы и стали широко использоваться в системе образования США еще в восьмидесятые годы прошлого столетия

Отечественное образование долгое время была ориентировано в первую очередь на развитие интеллекта. В советской школе это успешно компенсировалось детскими организациями.

В России в конце 2010-х заговорили о социальном и эмоциональном интеллекте вообще и SEL. Как сообщали СМИ, в двух регионах России в 2017 году начали внедрение технологий социально-эмоционального обучения школьников (Social Emotional Learning, SEL).

В последние годы появились и отечественные программы, нацеленные на развитие социального и эмоционального интеллекта.

Это программы для детей дошкольного возраста и школьников.

Программа по социально-эмоциональному развитию для детей и подростков «Тропинка к своему Я» О. В. Хухлаевой. [5]. Многие психологи работают с детьми по данной программе, используя сценарии занятий [5].

Программа «Жизненные навыки; Уроки психологии» разработана центром «Генезис» под руководством С. В. Кривцовой для детей с первого по одиннадцатый класс, подготовлены рабочие тетради [3]. Программа имеет профилактическую направленность. В настоящее время используется в рамках внеурочной деятельности в школах.

В последнее время активно в российских школах развивается служба медиации. Причем работа строится не только по принципу неотложной помощи, но и большое внимание уделяется профилактике конфликтов. Коллективом авторов МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» и семи общеобразовательных учреждений Челябинска была разработана, апробирована в ряде школ Челябинска и рекомендована в 2021 году для внедрения «Комплексная программ совершенствования конфликтологической культуры субъектов образовательных отношений в общеобразовательных организациях города Челябинска в рамках деятельности школьных служб примирения». Программа предназначена для всех участников образовательного процесса.

В данной Комплексной программе «конфликтологическая культура рассматривается как интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия» [2].

По нашему мнению, самой содержательной из рассмотренных нами, является программа «Социальное и эмоциональное развитие детей». Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 г. в рамках направления «Современное образование» стал инициатором разработки данной программы. Коллектив ученых и практиков под руководством доктора психологических наук, профессора Е. А. Сергиенко, на основе изучения зарубежного и отечественного опыта подготовил программу развития социально-эмоционального интеллекта [4]. Позднее программа получила название «Развивающая среда». Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых.

Как отметила Е. А. Сергиенко: «Концепция социокультурной модернизации образования как института социализации А. Г. Асмолова является важным основанием при построении данной программы» [1, 4].

Программа для образовательных организаций по развитию личностного потенциала проходит апробацию в 30 регионах России в более чем 2200 образовательных организациях, находится в открытом доступе и может быть использована бесплатно в некоммерческих целях. Хотелось бы отметить, что многие современные программы и методики изучения, диагностики и развития социального интеллекта, предлагаются к рассмотрению только на коммерческой основе.

В фокусе Программы — личностный потенциал ребёнка с 5 до 18 лет, умение ставить жизненные цели и достигать их, управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с миром.

Для реализации программы необходимо создание в образовательном учреждении команды единомышленников из всех участников образовательного процесса.

Для внедрения данной программы был разработан и находится в открытом доступе учебно-методический комплекс и цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть рекомендованы для использования педагогам, детям, родителям.

На наш взгляд, система работы во всех образовательных организациях по развитию социального интеллекта с использованием данных и других ресурсов может оказать помощь в создании безопасной и комфортной образовательной среды, в профилактике деструктивного поведения школьников. Зарубежный опыт уже широко используется в российских школах, но при этом необходимо учитывать приоритет российских духовно-нравственных ценностей, не все по содержанию в зарубежных программах допустимо использовать в России. Вместе с тем хочется отметить, что и отечественной педагогике и психологии накоплен большой практический опыт, который можно использовать в практической работе. При этом важно отметить, что многие программы разработаны для коррекционно-развивающей работы психолога с группой детей, чаще всего группы риска. Мы полагаем, что сегодня нужна программа по развитию социального и эмоционального интеллекта для всех младших школьников, занятия по которой мог бы проводить не только педагог-психолог, но и любой учитель начальной школы при условии психолого-педагогического сопровождения другими специалистами образовательного учреждения. В перспективе можно рассмотреть вариант интеграции программы внеурочной деятельности «Орлята России», направленной на развитие социальной активности и программы «Развитие социального и эмоционального интеллекта младших школьников».

Изучение и анализ источников и практики развития социального интеллекта, позволило нам разработать программу внеурочной деятельности «Развития социального интеллекта младших школьников».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. — 2014. — № 2. — С. 2−6.
  2. Комплексная программа совершенствования конфликтологической культуры субъектов образовательных отношений в общеобразовательных организациях города Челябинска в рамках деятельности школьных служб примирения. — Текст: электронный // [сайт]. — URL: https://drive.google.com/file/d/1X1Q1kbo7yi_SaZfZbOdghAihvQnX1BFr/view (дата обращения: 30.05.2024).
  3. Кривцова С.В Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой. Москва: Генезис, 2001 г. С.208
  4. Сергиенко Е. А. Аффект и интеллект для чтения мира / Е. А. Сергиенко // Образовательная политика. — 2019. — № (03)79. — С. 17–26.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1–4 класс) / О. В. Хухлаева. / Москва. Генезис, 2017. — 312с.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, SEL, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, Развитие, внеурочная деятельность, образовательный процесс, программа развития, регион России, Россия.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, социальный интеллект, программы развития социального интеллекта школьников

Похожие статьи

Задать вопрос