Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников
Автор: Малова Розалия Евгеньевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XLII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2022)
Дата публикации: 25.06.2022
Статья просмотрена: 294 раза
Библиографическое описание:
Малова, Р. Е. Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников / Р. Е. Малова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/454/17355/ (дата обращения: 21.11.2024).
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, учащиеся, школа, интеллект.
Одной из основных задач образовательного процесса является повышение качества обучения, что, в свою очередь, неразрывно связано с разработкой программ по формированию интеллектуальных умений учащихся. Многочисленные исследования по данной теме показывают, что традиционная система обучения направлена на то, чтобы ребёнок запоминал информацию, а потом воспроизводил её, но это не помогает в развитии интеллектуальных способностей.
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное интеллектуальное развитие — развитие всех психических процессов. В ходе учебной деятельности учащиеся осознают изменения, которые происходят как на качественном, так и на количественном уровнях.
Понятие «интеллект» трактуется разными авторами по-разному.
Например, Д. Векслер рассматривает интеллект как «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания». То есть, можно сказать, что интеллект — способность человека адаптироваться к окружающей среде [3].
Психолог И. А. Домашенко писал, что «интеллект — это общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях» [2].
Интеллект — это такие качества индивида, которые обеспечивают мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется эрудицией, способностью к мыслительным операциям, способностью к логическому мышлению, вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления.
К основным составляющим интеллекта можно отнести:
— любопытство;
— способность отделять главное от несущественного;
— умение использовать на практике знания;
— способность логически мыслить;
— умение оперировать аргументами:
— адекватная оценка и самооценка действий [1].
Работать над интеллектуальным развитием младших школьников — значит работать над положительным отношением к умственной деятельности, формированием логических мыслительных действий, способностью к саморегуляции и т. п. [4].
Существует несколько способов интеллектуального развития младших школьников. На рисунке 1 представлены основные из них.
Рис.1. Способы (средства, методы) интеллектуального развития младших школьников
Также существует несколько диагностических методик интеллектуального развития младших школьников: «Кубик Рубика», «Умение считать в уме», «Формирование понятий», «Матрица Равена» и т. п.
Если сопоставить способы (средства, методы) развития интеллектуальных возможностей с диагностическими методиками, получим следующую таблицу.
Таблица 1
Интеллектуальная возможность |
Способ развития |
Диагностическая методика |
Мышление |
Группировка предметов по определённым признакам |
«Матрица Равена» |
Восприятие |
«Проблемное обучение» |
«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» |
Память |
«Успей запомнить за одну минуту» |
«Воспроизведение рассказа» |
Внимание |
«Самый зоркий» |
«Исправь ошибки» |
Воображение |
Театрализация |
«Нарисуй своё воображаемое животное» |
Речь |
Дискуссия |
«Составление фразы из трёх слов» |
Данная сопоставительная характеристика может помочь преподавателям более чутко относиться к интеллектуальному развитию младших школьников, так как проблема традиционного обучения, которое не акцентирует достаточно внимания на интеллекте учащихся и на том, как это отразится на будущем обучении, в настоящее время является весьма актуальной.
Литература:
- Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис.канд.пед.наук. — Воронеж, 2012.
- Домашненко И. А. Ратанова Т. А. Психология общая. Экспериментальная психология / И. А. Домашненко. — М., 2004.
- Тест Д. Векслера диагностика структуры интеллекта: взрослый вариант: методическое руководство / Д. Векслер . — Санкт-Петербург: Иматон, 2000.
- Холодная М. А. Психология интеллекта / Холодная М. А. — М., 1997.
Похожие статьи
Интеллектуальное развитие школьников
В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.
Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников
В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.
Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой
В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Интеллектуальное развитие школьников
В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.
Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников
В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.
Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой
В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.