Культ неба в становлении китайского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Асатрян, М. А. Культ неба в становлении китайского права / М. А. Асатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114791/ (дата обращения: 28.06.2024).



Мифология в Древнем Китае играла ключевую роль в общественных отношениях и государственной легитимности. Вера в Небо как высший авторитет наделяла императора уникальным правом проводить Ритуалы Неба, что служило основой его правления и требовало соответствия воле Неба от правителей Китая.

Ключевые слова: Древний Китай, китайское право, Поднебесная, Культ Неба.

Китайская цивилизация, одна из самых древних и масштабных на Востоке, просуществовавшая более четырех тысячелетий, примечательна своими уникальными чертами. Одной из ключевых особенностей этой цивилизации является жесткая и авторитарная система управления, которая исключает возможность автономии для отдельных территорий и социальных групп, за исключением временных нарушений в устойчивости. Этот подход оказал глубокое влияние на китайское восприятие власти, закона, места в обществе и личной жизни.

Традиционный Китай как восточное общество обладает рядом уникальных черт, которые влияют на его социальное развитие и культурные особенности. Рассмотрим некоторые из них:

– Консервативность в общественном развитии проявляется в том, что Китай традиционно придерживается цикличных и воспроизводящихся порядков. Это значит, что изменения и реформы в обществе происходят медленно и осторожно, с сохранением устоявшихся традиций и структур власти.

– Господство общественной и государственной собственности означает, что в Китае индивидуальным правам и автономии индивида не уделяется такое же внимание, как коллективным интересам и общественному благополучию. Это приводит к тому, что индивидуум не рассматривается как полноценный субъект права, а его действия и выборы могут быть ограничены в пользу общественной и государственной политики.

– Бюрократизация государственного управления в Китае характеризуется строгой иерархией власти, где чиновники играют ключевую роль в принятии решений и контроле за обществом. Бюрократия является структурой, зачастую сложной и непрозрачной, которая влияет на эффективность и прозрачность государственного управления.

– Неразвитость правовой системы и ее слияние с нормами морали и религии создают сложный синкретический подход к правам и обязанностям в Китае.

В китайской традиции основополагающие принципы политической и правовой культуры включают в себя следующее:

  1. Власть в государстве рассматривается как нечто наделенное свыше и зависит от внутренних этических норм, выражаемых через божественное влияние (дэ), которое может усиливаться или ослабевать на протяжении цикла правящих династий.
  2. Руководство государством должно осуществляться мудрыми правителями, обладающими дэ, и способ передачи власти не имеет первостепенного значения.
  3. Правитель должен стремиться к справедливости, заботиться о благополучии своих подданных и служить нравственным примером для всех.

В этой системе право, мораль и религия нередко переплетаются, что отражается на сознании и мышлении людей. Этот синкретизм может делать сложным определение границ правовых норм и моральных принципов в обществе.

Традиционный Китай характеризуется уникальными чертами, которые отличают его от западных обществ и формируют особый способ мышления, социальной организации и управления.

Мифология в древнем Китае имела огромное значение в регулировании общественных отношений и формировании системы ценностей. Она служила не только источником духовной мудрости и этических норм, но и основой для определения легитимности власти и правительства. Вера в Небо как высшего судью и властителя имела для китайцев огромное значение, поскольку Небо было рассматриваемо как абсолютный авторитет и моральный страж.

Принцип «тиань-мин» (буквально «небо даёт право на власть») означал, что правитель получал свою легитимность и власть от Неба, что автоматически делало его представителем высшей власти и законодателем норм поведения для подданных. Однако эта легитимность была условной и требовала от правителя справедливости и достоинства («де»), чтобы сохранить поддержку Неба и, следовательно, легитимность своего правления. Поэтому нарушение норм и принципов, установленных Небом через правителя, влекло за собой строгие наказания и даже лишение власти («го-мин»). Таким образом, мифология и вера в Небо не только утверждали традиционные социальные порядки, но и служили моральным регулятором в поведении правителей и подданных, способствуя поддержанию гармоничных отношений между обществом, властью и природой.

В древнем Китае культ Неба был вершиной обязанности и привилегией императора, что выражалось в его монополии на проведение ритуалов этого культа. Ритуалы, связанные с Небом, рассматривались как высшее государственное дело, которому придавалось первостепенное значение. Подчинение воле Неба считалось законом для страны, а его желания считались священными, что требовало соблюдения со стороны правителей.

Явления на небесах, такие как погода, засуха, наводнения, а также затмения и кометы, рассматривались как проявления одобрения или недовольства Неба. Император и его придворные астрологи тщательно наблюдали за этими явлениями и анализировали их значение в контексте культового поклонения Небу. Любые изменения на небесах воспринимались как свидетельство воли Неба и, следовательно, важным указанием для императора и его правления.

Таким образом, поклонение Небу и приверженность его культу имели глубокое значение для политической и религиозной жизни древнего Китая, устанавливая основу для взаимодействия между властью и небесами, а также определяя ритуалы и обязанности правителя в отношении общества и природы.

В древности в Китае культ Неба играл важную роль как в государственной жизни, так и в личных отношениях. Поэтому при установлении новых государственных структур Небо было провозглашено верховным божеством. Шань-иньские правители подчеркивали свою легитимность через прямое родство с Шань-ди, в то время как чжоуские правители называли себя сыновьями Неба (Тянь цзы). В текстах, таких как «Ши цзин», утверждалось, что сын Неба является отцом и матерью для народа, поэтому он правит всеми обитателями Поднебесной. Культ Неба получил окончательное признание при Чжоу-гуне, который пользовался особенным уважением в Китае.

Согласно традиционным представлениям китайцев, если человек допустил незначительное правонарушение с преднамеренным умыслом, то он должен быть наказан в соответствии с законодательством. Однако, если нарушение было серьезным, но случайным, и его автор признал свою вину, проявив искреннее раскаяние, то согласно культурным ценностям Китая, возможно рассмотрение смягчения мер наказания или даже прощения. В данном случае учитывается не только сам акт правонарушения, но и намерения человека, его готовность к исправлению и осознание ошибок. Такой подход отражает основные принципы милосердия, справедливости и разумного подхода к наказанию в китайской культуре.

В заключении хочется отметить, что китайская традиционная концепция естественного права утверждает, что нормы и законы должны соответствовать воле Неба, а семейные отношения играют ключевую роль в обществе. Считается, что поддержание и воспитание семейных отношений являются важной обязанностью правителей и чиновников, поскольку стабильность семьи содействует стабильности общества.

В контексте естественного права китайцы уделяют большое внимание этническим нормам, которые, согласно их убеждениям, санкционированы Небом и имеют приоритет перед позитивным правом, то есть законами и нормами, установленными государством. Таким образом, важнее для них является намерение и этническая позиция правонарушителя, чем сам факт преступления. Рассматривается не только последствия совершения преступления, но и его мотивы и соответствие традиционным нормам.

Нарушение же этико-политических и социальных норм воспринимается китайцами как серьезное преступление, поскольку это наносит ущерб не только индивидууму, но и обществу в целом. Такой подход отражает глубокие культурные ценности и традиции Китая, уделяющие особое внимание семейным отношениям, этническим нормам и их соответствию религиозным и космологическим принципам.

Литература:

  1. Голубева Л. А., Черноков А. Э., Честнов И. Л. Сравнительное правоведение: учебник для высших учебных заведений. — Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2020. — 597 с. ISBN 978–5–94895–136–2 (дата обращения: 10.05.2024)
  2. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–16838–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540708 (дата обращения: 11.05.2024).
  3. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 1988.—496 с. (дата обращения 11.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, древний Китай, культ Неба, Небо, вол Неба, ключевая роль, норма, общество, государственное управление, первостепенное значение.


Ключевые слова

древний Китай, китайское право, Поднебесная, Культ Неба

Похожие статьи

Задать вопрос