Культ неба в становлении китайского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Асатрян, М. А. Культ неба в становлении китайского права / М. А. Асатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114791/ (дата обращения: 17.12.2024).



Мифология в Древнем Китае играла ключевую роль в общественных отношениях и государственной легитимности. Вера в Небо как высший авторитет наделяла императора уникальным правом проводить Ритуалы Неба, что служило основой его правления и требовало соответствия воле Неба от правителей Китая.

Ключевые слова: Древний Китай, китайское право, Поднебесная, Культ Неба.

Китайская цивилизация, одна из самых древних и масштабных на Востоке, просуществовавшая более четырех тысячелетий, примечательна своими уникальными чертами. Одной из ключевых особенностей этой цивилизации является жесткая и авторитарная система управления, которая исключает возможность автономии для отдельных территорий и социальных групп, за исключением временных нарушений в устойчивости. Этот подход оказал глубокое влияние на китайское восприятие власти, закона, места в обществе и личной жизни.

Традиционный Китай как восточное общество обладает рядом уникальных черт, которые влияют на его социальное развитие и культурные особенности. Рассмотрим некоторые из них:

– Консервативность в общественном развитии проявляется в том, что Китай традиционно придерживается цикличных и воспроизводящихся порядков. Это значит, что изменения и реформы в обществе происходят медленно и осторожно, с сохранением устоявшихся традиций и структур власти.

– Господство общественной и государственной собственности означает, что в Китае индивидуальным правам и автономии индивида не уделяется такое же внимание, как коллективным интересам и общественному благополучию. Это приводит к тому, что индивидуум не рассматривается как полноценный субъект права, а его действия и выборы могут быть ограничены в пользу общественной и государственной политики.

– Бюрократизация государственного управления в Китае характеризуется строгой иерархией власти, где чиновники играют ключевую роль в принятии решений и контроле за обществом. Бюрократия является структурой, зачастую сложной и непрозрачной, которая влияет на эффективность и прозрачность государственного управления.

– Неразвитость правовой системы и ее слияние с нормами морали и религии создают сложный синкретический подход к правам и обязанностям в Китае.

В китайской традиции основополагающие принципы политической и правовой культуры включают в себя следующее:

  1. Власть в государстве рассматривается как нечто наделенное свыше и зависит от внутренних этических норм, выражаемых через божественное влияние (дэ), которое может усиливаться или ослабевать на протяжении цикла правящих династий.
  2. Руководство государством должно осуществляться мудрыми правителями, обладающими дэ, и способ передачи власти не имеет первостепенного значения.
  3. Правитель должен стремиться к справедливости, заботиться о благополучии своих подданных и служить нравственным примером для всех.

В этой системе право, мораль и религия нередко переплетаются, что отражается на сознании и мышлении людей. Этот синкретизм может делать сложным определение границ правовых норм и моральных принципов в обществе.

Традиционный Китай характеризуется уникальными чертами, которые отличают его от западных обществ и формируют особый способ мышления, социальной организации и управления.

Мифология в древнем Китае имела огромное значение в регулировании общественных отношений и формировании системы ценностей. Она служила не только источником духовной мудрости и этических норм, но и основой для определения легитимности власти и правительства. Вера в Небо как высшего судью и властителя имела для китайцев огромное значение, поскольку Небо было рассматриваемо как абсолютный авторитет и моральный страж.

Принцип «тиань-мин» (буквально «небо даёт право на власть») означал, что правитель получал свою легитимность и власть от Неба, что автоматически делало его представителем высшей власти и законодателем норм поведения для подданных. Однако эта легитимность была условной и требовала от правителя справедливости и достоинства («де»), чтобы сохранить поддержку Неба и, следовательно, легитимность своего правления. Поэтому нарушение норм и принципов, установленных Небом через правителя, влекло за собой строгие наказания и даже лишение власти («го-мин»). Таким образом, мифология и вера в Небо не только утверждали традиционные социальные порядки, но и служили моральным регулятором в поведении правителей и подданных, способствуя поддержанию гармоничных отношений между обществом, властью и природой.

В древнем Китае культ Неба был вершиной обязанности и привилегией императора, что выражалось в его монополии на проведение ритуалов этого культа. Ритуалы, связанные с Небом, рассматривались как высшее государственное дело, которому придавалось первостепенное значение. Подчинение воле Неба считалось законом для страны, а его желания считались священными, что требовало соблюдения со стороны правителей.

Явления на небесах, такие как погода, засуха, наводнения, а также затмения и кометы, рассматривались как проявления одобрения или недовольства Неба. Император и его придворные астрологи тщательно наблюдали за этими явлениями и анализировали их значение в контексте культового поклонения Небу. Любые изменения на небесах воспринимались как свидетельство воли Неба и, следовательно, важным указанием для императора и его правления.

Таким образом, поклонение Небу и приверженность его культу имели глубокое значение для политической и религиозной жизни древнего Китая, устанавливая основу для взаимодействия между властью и небесами, а также определяя ритуалы и обязанности правителя в отношении общества и природы.

В древности в Китае культ Неба играл важную роль как в государственной жизни, так и в личных отношениях. Поэтому при установлении новых государственных структур Небо было провозглашено верховным божеством. Шань-иньские правители подчеркивали свою легитимность через прямое родство с Шань-ди, в то время как чжоуские правители называли себя сыновьями Неба (Тянь цзы). В текстах, таких как «Ши цзин», утверждалось, что сын Неба является отцом и матерью для народа, поэтому он правит всеми обитателями Поднебесной. Культ Неба получил окончательное признание при Чжоу-гуне, который пользовался особенным уважением в Китае.

Согласно традиционным представлениям китайцев, если человек допустил незначительное правонарушение с преднамеренным умыслом, то он должен быть наказан в соответствии с законодательством. Однако, если нарушение было серьезным, но случайным, и его автор признал свою вину, проявив искреннее раскаяние, то согласно культурным ценностям Китая, возможно рассмотрение смягчения мер наказания или даже прощения. В данном случае учитывается не только сам акт правонарушения, но и намерения человека, его готовность к исправлению и осознание ошибок. Такой подход отражает основные принципы милосердия, справедливости и разумного подхода к наказанию в китайской культуре.

В заключении хочется отметить, что китайская традиционная концепция естественного права утверждает, что нормы и законы должны соответствовать воле Неба, а семейные отношения играют ключевую роль в обществе. Считается, что поддержание и воспитание семейных отношений являются важной обязанностью правителей и чиновников, поскольку стабильность семьи содействует стабильности общества.

В контексте естественного права китайцы уделяют большое внимание этническим нормам, которые, согласно их убеждениям, санкционированы Небом и имеют приоритет перед позитивным правом, то есть законами и нормами, установленными государством. Таким образом, важнее для них является намерение и этническая позиция правонарушителя, чем сам факт преступления. Рассматривается не только последствия совершения преступления, но и его мотивы и соответствие традиционным нормам.

Нарушение же этико-политических и социальных норм воспринимается китайцами как серьезное преступление, поскольку это наносит ущерб не только индивидууму, но и обществу в целом. Такой подход отражает глубокие культурные ценности и традиции Китая, уделяющие особое внимание семейным отношениям, этническим нормам и их соответствию религиозным и космологическим принципам.

Литература:

  1. Голубева Л. А., Черноков А. Э., Честнов И. Л. Сравнительное правоведение: учебник для высших учебных заведений. — Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2020. — 597 с. ISBN 978–5–94895–136–2 (дата обращения: 10.05.2024)
  2. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–16838–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540708 (дата обращения: 11.05.2024).
  3. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 1988.—496 с. (дата обращения 11.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, древний Китай, культ Неба, Небо, вол Неба, ключевая роль, норма, общество, государственное управление, первостепенное значение.


Ключевые слова

древний Китай, китайское право, Поднебесная, Культ Неба

Похожие статьи

Золотые амулеты местности Готхап вьетнамской провинции Донгтхап I–VII вв.

Распространение буддизма и индуизма в Южном Вьетнаме способствовало развитию духовности и веры в королевстве Фунам I–VII вв. (культура Oкэo). Люди считали, что амулет, выполненный из золота, обладает магической силой, а воспроизведенные на нем образы...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Правовое положение женщины в Индии по законам Ману и современной конституции

В данной работе авторы проводят сравнительный анализ правового положения женщин в Древней Индии и современной Индийской республике, с целью установить некие сходные черты в положении женщины в обществе с точки зрения древнего, средневекового и соврем...

Исследование распространения нематериального культурного наследия Шаньдуна под инициативой «Один пояс, один путь»

Культура — одно из самых богатых понятий в мире. В национальной стратегической системе культура — очень важный компонент. Интеграция Китая в мир продолжала углубляться, и его влияние на международной арене также возросло. Хотя Китай является древней ...

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере жизнедеятельности племени нуэров (Южный Судан)

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей, объединенных общей трудовой целью....

Фетиш в системе службы исполнения и наказания

Фетишизм принадлежит к категории таких суеверий, которые не поддаются логическому анализу, но, тем не менее, именно он, в местах заключения является одним из факторов адаптации и выживания. В статье рассматривается сущность и характер верований в фет...

Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг.

В силу значительной социальной роли наград в жизни общества, а также в деле защиты государства и построении внутренней и внешней политики, наградная система является важнейшим символьным атрибутом любой современной власти. Вместе с тем, любое действи...

Похожие статьи

Золотые амулеты местности Готхап вьетнамской провинции Донгтхап I–VII вв.

Распространение буддизма и индуизма в Южном Вьетнаме способствовало развитию духовности и веры в королевстве Фунам I–VII вв. (культура Oкэo). Люди считали, что амулет, выполненный из золота, обладает магической силой, а воспроизведенные на нем образы...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Правовое положение женщины в Индии по законам Ману и современной конституции

В данной работе авторы проводят сравнительный анализ правового положения женщин в Древней Индии и современной Индийской республике, с целью установить некие сходные черты в положении женщины в обществе с точки зрения древнего, средневекового и соврем...

Исследование распространения нематериального культурного наследия Шаньдуна под инициативой «Один пояс, один путь»

Культура — одно из самых богатых понятий в мире. В национальной стратегической системе культура — очень важный компонент. Интеграция Китая в мир продолжала углубляться, и его влияние на международной арене также возросло. Хотя Китай является древней ...

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере жизнедеятельности племени нуэров (Южный Судан)

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей, объединенных общей трудовой целью....

Фетиш в системе службы исполнения и наказания

Фетишизм принадлежит к категории таких суеверий, которые не поддаются логическому анализу, но, тем не менее, именно он, в местах заключения является одним из факторов адаптации и выживания. В статье рассматривается сущность и характер верований в фет...

Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг.

В силу значительной социальной роли наград в жизни общества, а также в деле защиты государства и построении внутренней и внешней политики, наградная система является важнейшим символьным атрибутом любой современной власти. Вместе с тем, любое действи...

Задать вопрос