Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей, объединенных общей трудовой целью. В статье приводятся примеры некоторых первобытных ритуалов, анализируются их символизм и связь с инцестуальными запретами. Первобытная культура исследуется на примере жизнедеятельности нилотского племени Нуэров, обитающих на территории современного Южного Судана. Жертвоприношение и соперничество изображаются в статье элементами первобытной культуры, которые лежат в основе современных политических отношений.
Ключевые слова: жертвоприношение, нуэры, тотемизм, ритуал
The article studies an ancient custom, a relationship between gods and people as an act of a sacrifice, as a system of a social and cultural identification. An аncient society is showed in the article as a corporation, a group of people, united by a common working goal. Several primitive rituals are given in the article as an example; their symbolic sense and relation with incestuous bans are analized. A primitive culture is investigated on an example of a life a Nilotic tribe the Nuer, which inhabits the Nile river valley (a territory of modern South Sudan). Sacrifice and rivalry are shown in the article as elements of a primitive culture, which laid in the basis of modern politics.
Keywords: sacrifice, nuer, totemism, ritual
В статье мы использовали факты, представленные в трудах Р. Робертсона-Смита, М. Мосса, правоведа Г. Мэйна, Бронислава Малиновского. Лекции Робертсона-Смита исследуют эволюцию жертвенных трапез в семитских племенах. Основатель ритуальной теории происхождения культуры, Р. Робертсон-Смит доказывает историческую преемственность религии от магии и ритуалов жертвоприношения. Французский антрополог, последователь структурно-функционального метода, Марсель Мосс критикует исследование Р. Робертсона-Смита за злоупотребление термином «тотемизм», который английский этнограф присваивает всем культам.
В статье мы намереваемся показать, какую роль выполняет бог в корпоративном труде первобытного племени, какой силой связывает людей первобытный ритуал. Мы намереваемся изобразить первобытное языческое общение, объяснив функциональную зависимость людей от природы. В исследовании мы использовали факты из жизни южноафриканского племени нуэров, собранные в монографии Э.Э Эванса-Причарда. Автор монографии — британский антрополог, проживший год в племени нилотов, описал подробно быт родоплеменной жизни, политическую структуру общества нуэров и динка, некоторые военные ритуалы, инициации, сезонные работы…
Жертвоприношение
На земле обычного права бог живет вместе со своими поклонниками, делит с ними кров и пищу: Робертсон-Смит [3, С. 245] в лекциях по истории религии семитов, пишет, что у семитских народов пища является более древним способом приобщения к богу, чем жертвоприношение. Еда — это дань, подношение друг другу. Еда- это также и «бог», в смысле живительной силы, из которой она состоит, как это заметил М. Мосс [4, С. 18], анализируя молочное жертвоприношение у индусов.
В языческом обычае еда служит для прекращения вражды между людьми [3, С. 243]. У семитских народов пища означает кровь и заменяет кровопролитие. Это символическое значение происходит и существует наравне с обычаями, в которых кровь должна быть пролитой, чтобы служить гарантом священного, присутствия бога в делах людей: у древних арабов до появления ислама, пишет Р. Робертсон-Смит [3, С. 315], пили кровь, чтобы побрататься с богом, которого называли «кровопийцей».
Жертвоприношение сопровождает каждое событие в племенном обычае. До того, как животное принесут в жертву, оно считается родственным по крови жителям общины, и убивать его нельзя [3, С. 283]. Все дела общины распределяются поровну между людьми (дистрибуция). Племя, как это заметил Э. Э. Эванс-Ричард, -та же корпорация, которая включает в себя новых людей на условиях равноправия. «Нельзя, -пишет этнограф [1, С. 84],- в племенной экономике рассматривать хозяйственные отношения сами по себе, так как они воплощают прямые социальные отношения». Из-за единства экономических и социальных ролей в племенной жизни, для того, чтобы убийство было сакральным, необходимо, чтобы его увидело все племя [3, С. 284]. В первобытном обществе тотемное животное приходится всем двоюродном братом [3, С. 285].
Двоюродное родство между людьми и тотемом, единство вещей, из которых складывается жертвоприношение, лежат в основе первобытных ритуалов, таких как: включение в семью новых людей ([1, С. 194], жертвы во время войны, инициации и др.
Так выглядит жертвоприношение в африканском племени нуаров, связанное с присоединением к семье человека из другого племени [1, С. 194]: глава семьи племени нуэров показывает чужаку, прошедшему инициацию, животное, которое собирается принести в жертву. Затем глава семьи нуэров призывает духов, расхаживая вокруг фамильного копья, которое вонзил в землю. После убийства жертвенного животного, тело иноплеменника мажут непереваренным желудочным соком животного, показывая таким способом его будущую связь с новым домом. Тушу разделывают, и неофит отрезает от животного мошонку, «лишая себя магической силы», но, в действительности, права обладать девочками в племени. Нуэры считают, что до совершения обряда, чужак наравне со всеми пользовался этим правом и что этот ритуал должен прервать сексуальное влечение и установить родство.
Ритуальную магию установления родства и обычай привязывания к дому, описанный в монографии, можно объяснить, используя идею о двоюродном тотемическом родстве и жертвоприношении, как соучастили людей с Богом в его сакральных функциях:
- Убитая и оскопленная жертва символизирует долговую зависимость от «двоюродного брата», который наравне с остальными людьми пользовался правом обладать всеми женщинами в роду.
- Поедание какой-либо части от жертвы символизирует приобщение к богу, к его природным функциям, посредством соучастия с ним.
Дополнительным примером соучастия, будет являться ритуал доения коровы в племени нуэров, в котором участвуют только женщины, не прошедшие инициацию мальчики и девочки (мужчины доят корову в исключительных случаях, во время путешествия или войны, когда нет поблизости детей) [1, С. 31].
Нуэры
Нуэры — идеальная модель для исследования кровнородственных отношений. Племя нилотов, численностью 200 тыс. человек, называющих себя нат, занимает территорию по обеим сторонам Нила, в дельте его слияния с реками Собат и Бахр-эль Газаль (территория Южного Судана).
В жизни племени нуэров корова обеспечивает все сакральные и экономические потребности: «в их мышлении животные в какой -то мере даже отождествляются с самими людьми»,- пишет автор монографии [1, С. 44]. При инициации нуэр получает бычье имя; натерев спину коровы золой, дикарь общается с духами, дети нуэров «живут в корове» (играют вместе с животными, носят их имена, участвуют в сакральном процессе доения) [1, С. 33].
Жертвоприношение и тотем поглощают всю жизнь первобытных людей: уйти от этих обязанностей, означало бы отказаться от обычая и его покровительства, от права наследовать землю и считаться свободным среди своих [3, С. 29]. Насколько сильна привязанность язычника к своему племени, пишет Эванс-Причард [1, С.110], можно судить по тому, с какой точностью выполняются в нем ритуалы, опасность которых усиливает чувство враждебности к иноплеменникам (племенная лояльность).
Любопытным фактом из жизни нуэров будет история их отношений с государственной властью Египта. «До настоящего времени, — пишет автор, нуэры жили не в железном и не в каменном веке, а в веке, в котором «все технические потребности удовлетворялись с помощью растений и животных» [1, С. 81]. Нуэры не пользуются железными орудиями труда, не используют деревья для разведения огня. С 1921 г. из-за частых военных столкновений с египетскими властями, это племя находится под жестоким контролем государства, которое использует для этой цели современное оружие [1, С. 121].
Жертвоприношение определяют функцию первобытного человека в обществе. Для язычника вся жизнь является сакральной, религиозной, так как люди верят, что их жизнь происходит от жертвоприношения богов, и объясняют свои поступки как продолжение этого жертвоприношения. Вера человека в свою функцию в жертвоприношении лежит в основе талиона или первобытных представлений о справедливости и возмездии: в древних законах Шумеро-Аккадского царства, Древнего Египта, описанная нами выше функциональная зависимость управляет религиозными ритуалами и законами. В законах Хаммурапи за пролом в стене человек расплачивается своей жизнью [7, C. 229], за выбитый глаз — отдает свой [7, C. 196], но за убийство другого свободного человека — платит деньги [7, C. 207]. Можно предположить, что в правовом обычае шумеров вещи оценивались выше, чем человеческая жизнь, — в действительности же человек на этом историческом этапе развития не мог еще представить себя вне жертвоприношения. «В дошедших до нас речах афинских ораторов, пишет Г. Мэйн, представляющих собой довольно полное отражение правовых воззрений древних греков, …нередко можно встретить, что адвокат или тяжущийся говорят о жертвоприношении и наследовании как о чем-то неразделенном». Одним из суровых наказаний в древнем обычае у индусов, является лишение права жертвовать своим предкам [2, С. 59].
В условиях кровного родства и равноправия всех членов племени перед жертвоприношением, социальные различия (вожди, элита, прорицатели, рабы и др.) символически обозначаются: одеждой, рисунками на теле и другими средствами, — пример внутриплеменного соперничества за обладание дарами от жертвы. Геродот описывает обычаи у скифов, ослеплявших своих рабов, чтобы те не пользовались на равных с ними правах ценным продуктом, получаемым из отцеженного молока после доения [6, Мельпомена, 3]. Историк описывает дальше судьбу этих рабов: «от этих-то жен и рабов и выросло молодое поколение» — еще одно доказательство зависимости людей и бога от жертвоприношения, и их взаимного соперничества [6, Мельпомена,3].
Вождь в племени исполняет роль судьи. К нему обращаются с просьбой разрешить такие опасные дела, как прелюбодеяние, убийство, примирение враждующих сторон. Все экономические и политические дела в племени, несмотря на нечестность людей, не нарушают правил речевого этикета, который, в действительности, и есть обычай или совокупность экзогамных правил [1, С. 156].
Традиция
Описывая, как происходят отношения между умершими предками и членами родовой семьи, мы использовали исследование Г. Майна [2] и этнографический материал о жизни нуэров Э. Эванса-Причарда [1].
Культ предков, пишет Г. Мэйн, связан с наследственным правом [2, С.79].
В первобытном патриархальном обществе наследуют по мужской линии (когнаты). При отсутствии наследника по мужской линии, наследование происходит путем назначения (агнация). Женщина не имеет права наследования, лишь, когда в семье нет прямого наследника по мужской линии, отец семьи назначает женщину наследницей (когнация) [2, С.79].
Табу является условием возникновения первых семей и будущего внутреннего деления общества. Запреты инцеста, управляющие жизнью в племени, «отсылают» нас к существующим в этнографии теориям о происхождении общества. Если верить патриархальной теории, (Аристотель, Платон) [2, С. 150], общество произошло из семьи, в которую включались на равных правах новые члены. Создатели теории о кочующих ордах (Мак Леннон и Морган) [2, С. 159], полагают, что сначала люди жили смешанно, устанавливая со временем ограничения на браки, причем при существовании промискуитета, в первобытном обществе, всегда существовала группа людей, воздерживавшихся от каких- либо сексуальных контактов друг с другом (теория тотемкинов Мак Леннона) [2, С. 173]
Жизнь в первобытном племени организуют тотем и табу. Поведение людей в кровнородственных отношениях — это молчаливое исполнение воли духовного предка, его представлений о мироустройстве (в этом заключается смысл естественного права, которое происходит из обычаев и ритуалов, переданных отцом-начинателем рода своим наследникам). Молчаливым исполнением ритуалов мы называем здесь жизнь в племени, где человек исполняет то, что известно обычаю, что не является священным или новым, запретным, потусторонним, что не требует больших усилий.
Племенной язык или слова, пишет Э. Э. Причард [1, С. 100] «устанавливают ассоциацию, с одной стороны, между дикими существами и скотом, и с другой — между скотом и его хозяевами; они создают определенные ритуальные категории и обогащают язык поэтическим началом». В языке нуэров существует другое представление о времени, как о системе родственных связей, которую нуэры называют линиджами — «постоянным отношением между первым и последним человеком в генеалогической агнатной линии» [1, С. 27].
Поведение родственников во время погребальных церемоний, ритуалы жертвоприношения, которые сопровождают похороны: обрезание волос [3, С. 323], кровопролитие (Австралия [3, С. 324]), поедание трупа [3, С. 50] и др., — доказывают наше предположение о том, что умерший человек в первобытном обществе продолжает находиться в равных правах с живыми перед жертвоприношением. Ужас перед трупом и страх перед духом (привидением) обладают очистительным свойством в погребальных обрядах.
Под молчаливым исполнением традиции или воли духовного предка, мы подразумеваем здесь энтелехию, внутреннюю силу слова, которая управляет поступками людей, но требует восполнения себя новой жертвой. Вся жизнь человека в роду (первая сущность у Аристотеля) еще не принадлежит ему, но находится в другом, принадлежит тотему, существу, стоящему на более низком уровне эволюционного развития.
Принадлежность к тотему и к линиджу (линии предков) определяет политическую структуру племени нуэров [1, С. 123].
Перечислим ценности, обладание которыми, означает престиж в условиях тотемного родства: наличие генеалогии (линиджей — в племени нуэров), зрелый возраст, старшинство в селе, наличие большого количества детей и браков, владение большим стадом скота, доблесть, ораторские способности, твердый характер, ритуальная власть [1, С. 159]. Для нуэров месть также относится к ценностям наследственного права: «месть — самое важное обязательство родства по отцовской линии и выполнение своих обязательств» [1, С. 128].
Политическое соперничество
Отношения, которые объединяют членов племени в системе производства тотема, являются соперническими. Первобытный человек осознает себя неотделимой частью племени и его культа, но лишь до тех пор, пока речь не заходит о владении тотемом. Э. Э. Эванс-Причард [1, С. 47] пишет: «Хотя быков приносят в жертву и съедают, их ценят не только по этой причине — владение быками поднимает престиж человека, и их можно выставлять напоказ».
Племя нуэров, пишет Эванс Причард, кроме географических признаков определяет себя общей для всех обязанностью участвовать в войне: «cоприкасающиеся племена нуэров и динка, являются в то же время сегментами одного и того же племени. Их социальные отношения — это отношения враждебности, а выражаются они в войне. [1, С. 114]». Судьба нуэров и соседних с ними племен, динка, шиллуков, аннуаков, о которых рассказывает Эванс — Причард в монографии, — это в большей степени межплеменное соперничество, которое прививается людям с детства [1, С. 123].
Несмотря на межплеменную вражду между племенами нуаров и динка, оба этноса сражались вместе против геноцидной исламской политики Египта, во время второй и первой гражданских войн (1943–72 гг., 1983–2008 гг.) и отстояли свою независимость (январский референдум в 2011, после которого Южный Судан был объявлен независимой республикой). В ходе войн, затяжных вооруженных конфликтов и геноцида, в Судане погибло более 8-ми миллионов человек. Во время второй гражданской войны, нуэры вели себя неоднозначно, часто предавали идею независимости, объединившую племена нилотов в Народную армию освобождения (НАОС) в1983-м году. Человеком, возглавившим НАОС, был Джон Гаранг, динка по происхождению, ставший в 2006-м. году президентом Независимой Республики Южный Судан.
Причиной затяжных гражданских войн на территории Юного Судана была экономическая политика египетских властей, направленная на обогащение за счет местного населения.
Извечная вражда между племенем динка и нуэрами, уходящая корнями в далекое прошлое и традицию, стала одной из главных причин дезертирства во время войны: нуэры завидовали динка, возглавившим политический союз, вооруженную оппозицию исламскому Северу. Другой причиной явилась их экономическая отсталость по сравнению с динка: ко времени создания независимого государства в Судане, племя динка уже добывало и обрабатывало железо, в то время как нуэры еще использовали каменные орудия труда в своем хозяйстве.
Заключение
На земле, где господствует обычай и отношения между людьми организуются по принципу реципрокного и репродуктивного обмена, основными категориями мышления или ценностями культуры являются: жертвоприношение, тотем, запреты инцеста, законы наследования. Жертвоприношение создает функциональную зависимость людей от обычая. Быть членом племени означает участвовать во всех его делах. Люди одной кровнородственной семьи подчиняются обычаю на условиях права наследования. Это означает, что избежать реципрокного или репродуктивного отношения можно, лишь покинув племя. Это также означает, что жизнь и процветание (производительность труда) первобытного племени, всецело зависит от способностей отцов, начинателей рода и владетелей земли, к труду, но отнюдь не от способностей всех членов племени к труду.
Речь выполняет сдерживающую функцию в культуре. Речь «замыкает», закрывает общество, используя институты власти, до тех пор, пока новое отношение (политический переворот или реформа) не изменит эти условия. Жертвоприношение в его связи с наследованием предкам и обычаю, составляет этническое самоопределение: это и способность людей говорить на одном языке, т. е. принадлежать одному культурному предку, языческому обычаю, и отношение каждого члена общества к себе. Личность складывается из наследственных признаков (семья, речевые ритуалы) долговых обязательств перед обществом (жертвоприношение) и священного, духовного, которое находится за пределами правил, запрещающих инцест.
Литература:
- Э. Э. Эванс-Причард. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. Москва, Наука, 1985.- C. 236.
- Мейн Генри. Древний закон и обычай: Исследования по истории древнего права. Пер. с англ./ под ред. М. М. Ковалевского. Изд.-е. 2-е. М.: КРАСАНД, 2011. — C. 320.
- Smith R. Lectures on the religion of the Semites [Electronic resource]/Robertson Smith//Electronic Tools and Ancient Near Eastern Archives «Etana». — URL.: http://www.etana.org/sites/default/files/coretexts/14467.pdf (дата обращения: 04.04.17).
- Мосс Марсель. Социальные функции священного. Избранные произведения [Электронный ресурс]/ Марсель Мосс// Электронная библиотека «RoyalLib.com» http://royallib.com/read/moss_marsel/sotsialnie_funktsii_svyashchennogo.html#0 (дата обращения: 04.04.17).
- Радхакришнан С. Индийская философия, индийский и эпический период. [Электронный ресурс]/Радхакришнан С. // Электронная библиотека «Psylib». — URL: http://www.psylib.org.ua/books/radha01/index.htm (дата обращения: 04.04.17).
- Геродот История в девяти книгах [Электронный ресурс] Геродот// Электронная библиотека «Вехи». -URL:сhttp://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/01.html (дата обращения: 04.04.17).
- Законы царя Хаммурапи [Электронный ресурс] Законы царя Хаммурапи//Электронная библиотека» Artlibrary2007». — URL: http://artlibrary2007.narod.ru/pamitniki_prava.html (дата обращения: 04.04.17).