Религия синто и ее роль в современном японском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 10.07.2022

Статья просмотрена: 2797 раз

Библиографическое описание:

Гусаревич, А. В. Религия синто и ее роль в современном японском обществе / А. В. Гусаревич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93941/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понимании японского общества.

Ключевые слова: синтоизм, религия, Япония, современность, общество.

Целью написания статьи является изучение роли синто в современном японском обществе. В статье будет рассмотрено: количество населения, исповедующего синтоизм; современные синтоистские праздничные обряды, степень их укорененности в обществе; повседневная практика обращения к религии в японском обществе.

Синто (яп. 神道) –комплекс религиозно-магических верований, обрядов и культов, считается исконно японской религией и имеет длинную историю. Дать четкое определение данному понятию представляется сложной задачей. Среди историков расходится мнение о едином толкование данного понятия. Так, знаменитый российский японовед Л. М. Ермакова считает, что в Японии словом синто обозначали различные религиозные культы, возникшие в начале формирования японского государства [1, с. 8]. Исследователь японской религиозности Накорчевский А.А подчеркивает, что само понятие синто, как описание религиозной концепции, возникло только в средние века [3, с. 294], до этого времени они использовалось в качестве обозначения комплекса религиозных верований на территории японских островов. Один из ведущих российских японоведов А. Н. Мещеряков пишет, что «…синто является религией, созданной японцами и для японцев» [2, с. 6].

Обычно, говоря о современном японском обществе, отмечают его низкую степень религиозности. Некоторые исследователи говорят о том, что в современном мире японцы перестают придавать такое значение синтоистским ритуалам и обрядам, как это было в прошлом. Однако есть основания полагать, что это не совсем так. Многие синтоистские традиции остаются по сей день, но трансформируются, подстраиваясь под реалии современного мира. Результаты статистического исследования Агентства культуры Японии (яп. 文化庁) говорят о том, что на момент начала 2022 года в Японии насчитывается более 181 миллиона человек, исповедующие ту или иную религию, из которых 88 миллионов людей исповедуют синтоизм, что превышает прошлогодний показатель более, чем на 1 миллион человек [21]. Таким образом, все больше японцев начинают относить себя к последователям синто. Для комплексного анализа современной религиозной ситуации необходимо рассмотреть различные формы проявления синтоистских традиций — мацури, соблюдение синтоистских традиции и обычаев, а также проследить, как синтоистские храмы и синтоистская культура в целом адаптируется под современные события.

В синтоизме существует комплекс ритуалов, которые выполняют различные функции в обществе. Так, одним из самых главных ритуалов в синтоизме является культ предков или обон (яп. お盆). Он представляет собой комплекс традиций и обычаев почитания умерших предков. Абсолютное большинство похорон в Японии проводятся согласно буддийским традициям. Более 99 % умерших кремируют [12]. Однако древние традиции синтоизма все так же присутствуют в погребальном обряде японцев. Так, в большинстве семей в доме находится домашний синтоистский алтарь камидана (яп. 神棚) [12], которому домочадцы молятся, тем самым оказывая почтение умершим предкам.

Наиболее широкое распространение синтоистские ритуальные практики получили в мацури (яп. 祭り) — праздниках религии синто. Исконно считалось, что мацури были призваны наладить связь между людьми и ками. Так, большинство мацури имеют непосредственную связь с циклом выращивания и сбора урожая, однако есть также праздники, которые отмечаются в кругу семьи или носят более общий характер. Японцы активно принимают участие не только в мацури, но и в других синтоистских ритуалах. Так, в Новый год японцы очищают дом (в синто особое значение придается чистоте), украшают дом и проводят праздник в кругу семьи. Всей семье японцы совершают первое посещение храма — хацумодэ (яп. 初詣), чтобы помолиться божествам и попросить удачи в новом году.

Широко распространена культура амулетов-оберегов (яп. お守り). Японцы верят, что в амулетах сохранен дух божества, который может помочь им в зависимости от того, с какой целью был приобретен амулет. Различаются амулеты для здоровья, для благополучной сдачи экзаменов, для привлечения удачи в дом и другие [22]. Остаются популярными также церемонии очищения автомобилей и других транспортных средств перед началом эксплуатации. Многие японские компании проводят церемонию на очищения перед строительством здания [1, с. 346]. Также каждой префектуре есть офис Ассоциации синтоистских храмов, где можно узнать любые интересующие вопросы, относительно синтоистских святынь и в целом синтоизма.

В современное время наблюдается разница между проведением мацури в городе и в сельской местности. Проанализировав мнение японцев о достоинствах и недостатках синтоистских фестивалей в городе, можно прийти к выводу, что фестивали в городских районах доставляют неудобство жителям из-за движения транспорта, высокого уровня шума и загрязнения дорог в ходе фестиваля. С другой стороны, имеется также положительный эффект, который заключается в стимуляции общения между людьми, а также является связующим фактором в общении представителей разных поколений [9, с. 2]. Также за счет того, что город является местом концентрации большого количества людей, в городах создаются новые фестивали [10, с. 3]. Все это не только позволяет привлекать местное население к участию в синтоистских праздниках, но и является немаловажным фактором в привлечении людей в город. Что касается проведение праздников в сельских районах, то тут отмечается высокая роль мацури в повышении общности между населением и создание общего духа праздника [9, с. 2]. Синтоистские праздники тут проводятся с особой зрелищностью и предварительной подготовкой.

В настоящее время также наблюдается тенденция к расширению каналов взаимодействия последователей синтоизма с обычаями и традициями данной религии. Так, например, в университете Кокугакуин появились такие дисциплины, как «Теория сетевого взаимодействия синтоистских святилищ» (яп. 神道ネットワーク論) и «Синто и информационное общества» (яп. 神道と情報化社会) [18]. Дисциплины непосредственно связаны с изучением роли синто в современной жизни японского народа, а также с исследованием новых каналов распространения синтоистской культуры в условиях глобализационных процессов.

Современная эпидемиологическая ситуация в мире требует своевременных действия не только со стороны государства, но и со стороны религиозных институтов. Синтоистские священники подстраиваются под современные реалии, проводятся специальные моления с целью освобождения народа от эпидемии. Так, в апреле 2020 года в синтоистском святилище в Киото была организована служба для избавления населения от коронавируса [6, с. 9]. Ассоциация синтоистских святилищ выпустили специальную брошюру с молитвами для чтения [14]. Брошюрами могут воспользоваться не только все желающие, но также они были направлены в синтоистские храмы по всей стране, и с помощью них священники проводят богослужения. Ассоциация также выложила перечень графических плакатов с символикой, относящейся к эпидемии COVID-19 [15]. Пиктограммы находятся в свободном доступе и любой желающий может использовать их в своих целях.

Несмотря на то, что около 40 % японского населения идентифицируют себя как последователи той или иной религии, большинство японцев продолжают посещать синтоистские храмы, принимать участие в религиозных обрядах и оказывать почтение ками. По данным религиозного статистического исследования, опубликованного в 2021 году в религиозном Ежегоднике, в 2021 году в Японии насчитывалось 84,444 синтоистских храма, что составляет 46.9 % от общего числа религиозных учреждений Японии [21]. Около половины верующих людей несколько раз в год ходят в храмы и оказывают почтение божествам. Мотивом в большинстве своем является желание повысить нравственное сознание, а также стремление найти помощь в повседневных трудностях и горе [17].

Среди японского населения большее число исповедующих синтоизм среди взрослого населения (40 % от общего количества исповедующих синтоизм) [17]. Согласно результатам многочисленных опросов и интервью, японская молодежь в большинстве своем не считает себя религиозной [8, с. 5]. Во время интервью, проводимого японским университетом Гумма, на вопрос о том, какая религия наиболее близка молодёжи, учитывая внутреннюю систему верований каждого, большинство ссылались на буддизм, в то время как про синтоизм упомянуло всего несколько из опрашиваемых людей [8, с. 6]. Подобная тенденция в ответах заключается в ограниченности и недостаточности знаний о различии двух религий и синтоизма в целом. Многие не понимают, чем эти две религии отличаются друг от друга, или их представления о различии синтоизма и буддизма заключаются в общеизвестных характеристиках рассматриваемых верований — различные боги и храмы [8, с. 8].

С другой стороны, несмотря на относительно небольшой интерес молодежи к синтоизму, данная религия все же играет определенную роль в их жизни. То, что молодое население Японии ищет в синтоизме — это поддержку и опору в сложное время. В Японии еще в 1980-х гг. получил распространение практика посещения мест, которые считаются «местами обретения силы» (яп. パワースポット), возникшее в 1980-х годах. Это термин обозначает места, наполненные духовной силой, паломничество к которым которых помогает наполниться силой в сложное время. Примечательно то, что «места силы» ассоциируются в большей степени именно с синтоизмом. Среди мотивов посещения «мест силы» наибольшее число людей выдвигают личные причины — связь с традициями, как способ обрести внутреннее спокойствие [4, с. 155.]. Согласно статистическим данным, в 2013 году Внутренне и Внешнее святилища Исэ-Дзингу посетило более 14 миллиона людей [23], что значительно превысило предполагаемое количество посетителей.

В последнее время также наблюдается тенденция по увеличению количества людей среди молодежи, которые желают изучать японские традиции и религию. По словам декана университета Кокугакуин, известного исследованиями в области религии синто, все больше молодых людей поступают на факультет синтоисткой культуры [18]. Среди мотивов поступления есть разные причины: желание в дальнейшем стать синтоистским священнослужителем или работать в похоронном агентстве, знание основ сионисткой культуры также является преимуществом при приеме на работу, что также является одним из поводов поступления молодежи на данный факультет. Вне зависимости от того, какую цель в дальнейшем преследуют студенты, изучающие синтоистскую культур, у всех их есть интерес к религии, а значит для них она имеет свое значение.

Синтоистская философия помогает в формировании отношения к происходящему в повседневной жизни. По словам профессор факультета теологии Симадзоно Сусуму, синтоизм даже в условиях современной глобализации играет важную роль в жизни японского народа. Автор статьи приводит в пример мангу, повествующую о самурае, ищущего свой путь [20]. В 2013 году манга была выпущена большим тиражом и быстро раскупалась. Произведение нашло эмоциональных отклик у японского населения. В частности, мысль о том, что жизнь заключается в череде побед и поражений и что нужно ценить жизнь в настоящий момент. Подобная мысль является философией Бусидо — свода самурайских правил, основанных на догмах синтоизма в том числе. Также в своей статье автор отмечает возросшую популярность Бусидо в целом [20]. Японский народ привлекает философия Бусидо, в которой рассказывается о жизни и смерти, о том, как нужно правильно жить, чтобы умереть с честью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие религиозно-философские традиции синтоизма по-прежнему привлекают японцев, которые ищут в ней ответы на повседневные вопросы.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время японцы используют синтоистскую культуру в повседневной жизни. Синтоистские учреждения и органы, связанные с данной религией, адаптируются под современные реалии и создают новые формы взаимодействия людей с синтоизмом. Унификация учреждений и храмовых комплексов по всей Японии позволяет улучшить процесс распространения и поддержаний знаний о синтоизме среди японского народа.

Японцы продолжают обращаться к синтоизму по сей день. Как в городах, так и в сельской местности японцы участвуют в синтоистских праздниках, оказывают почтения божествам и посещают синтоистские святилища. Японский народ ищет в синтоизме поддержку в сложные времена и обращается к этой религии, чтобы найти решение повседневных проблем различного характера. Многие синтоистские традиции не утратились, но модернизировались, подстроившись под современные реалии. Организации, объединяющие элементы синтоисткой культуры, используют современные технологии, тем самым продолжая поддерживать японский народ и распространяя историю этой религии и синтоистскую культуру в целом.

Литература:

  1. Синто — путь японских богов: В 2 Т. Т I. Очерк по истории синто / Е. М. Ермакова, Г.Е Комаровский, А. Н. Мещеряков. — СПБ.: Гиперион, 2002. — 704 с.
  2. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто / Под ред. И. С. Смирнова; отв. ред. А. Н. Мещеряков; отв. секр. В. А. Федянина (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности; вып. 26). — М.: РГГУ, 2010. — 310 с.
  3. Накорчевский А. А. Синто. — 2-е изд. И доп. — СПБ.: Азука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. — 448 с.
  4. Caleb C. Power Spots and the Charged Landscape of Shinto1 // Japanese Journal of Religious Studies. 2018. Vol. 45(1). Pp. 145–173.
  5. John B., Mark T. A new history of Shinto. Wiley-Blackwell, 2010. Pp. 280.
  6. Levi М. Japanese Religious Responses to COVID-19: A Preliminary Report // The Asia-Pacific Journa. 2020. Vol. 18(9). Pp. 1–23.
  7. Shimazono S. State Shinto in the Lives of the People // Japanese Journal of Religious Studies. 2009. Vol. 36(1). Pp. 93–124.
  8. Балтэрони Фулавиа バルテッローニ・フラ―ヴィアНихон но вакамоно ни акэру сю:кё:кан — гунма дайгаку дэ оконатта анкэ:то тё:са то соно кэкка日本人の若者にあける宗教観-群馬大学で行ったアンケート調査とその結果. (Религиозные взгляды среди японской молодежи — анкетный опрос, проведенный в университете Гунма, и его результаты). // Джэй пурогураму кадай кэнкю: J プログラム課題研究(Исследования программы J). С. 1–15.
  9. Набо Коити, Кубо Масаёси 中坊公一, 久保雅義. Гэндай но мацури но ко:зай ни кансуру кэнкю: 現代の祭りの功罪に関する研究. (Исследование достоинств и недостатков современных фестивалей). JSSD. С. 1–6.
  10. Сатоси ямагути 山口智.Тоси то мацури. 都市と祭り(город и мацури). MINTO 機構С. 1–7.
  11. Хатта Юкио 八田幸雄. Камигами то хотокэ но сэкай 神々と仏の世界(Мир богов и Будды). Токио: Хиракава сюппанся 平河出版社, 1991. — 304 с.
  12. The cremation society: [сайт]. URL: https://www.cremation.org.uk/International-cremation-statistics-2019 (дата обращения: 03.07.2022).
  13. 神社本庁(Ассоциация синтоистских храмов): [сайт]URL: https://www.jinjahoncho.or.jp/ (дата обращения: 03.07.2022).
  14. 神社本庁(Ассоциация синтоистских храмов). [Электронный ресурс]. URL: https://www.jinjahoncho.or.jp/jinjahoncho/download
  15. 神社本庁(Ассоциация синтоистских храмов). [Электронный ресурс]. URL: https://www.jinjahoncho.or.jp/jinjahoncho/download (дата обращения: 03.07.2022).
  16. Кё:хасинто: рэнго:кай ницуитэ教派神道連合会について(Об ассоциации сектантского синтоизма). [Электронный ресурс]. URL: https://kyoharen.jp/ (дата обращения: 03.07.2022)
  17. Кобаяси Тосиюки 小林利行.Нихон но сю:кё:тэки исики я ко:до: ва до: каваттака.日本人の宗教的意識や行動は どう変わったか.(Как изменились религиозные взгляды и поведение японцев?). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nhk.or.jp/bunken/research/yoron/pdf/20190401_7.pdf (дата обращения: 03.07.2022).
  18. Надзэ има вакамоно ва синто: ни хикицуукэрунока. Синто:бункагакубу гакубутё: ни кику.なぜいま、若者は神道に惹きつけられるのか。神道文化学部 学部長にきく(Почему сейчас синто привлекает молодежь. Спросим у декана факультета синтоистской культуры). [Электронный ресурс]. URL: https://www.kokugakuin.ac.jp/article/13216 (дата обращения: 03.07.2022).
  19. Нихон но дзинко: 1.26 окунин нанони, сю:кё: но синдзясу: ва 1.82 окунин! 日本の人口1.26億人なのに、宗教の信者数は1.82億人! (Население Японии составляет 126 миллионов человек, однако количество приверженцев религии составляет 182 миллиона!). Nippon.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nippon.com/ru/features/h00226/?cx_recs_click=true (дата обращения: 03.07.2022).
  20. Нихон то сю:кё: — мусю:кё: то сю:кё но ё:на моно. 日本人と宗教―「無宗教」と「宗教のようなもの」. (Япония и религия — неверующие и религиоподобные?). Nippon.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nippon.com/ja/in-depth/a02901/ (дата обращения: 03.07.2022).
  21. «Сю:кё:нэнкан Рэйва сан нэнбан» кэйсай но сю:кё то:кэй тё:са но кэкка『宗教年鑑令和3年版』掲載の宗教統計調査の結果. (Результаты религиозного статистического исследования, опубликованного в 2021 году в религиозном Ежегоднике). Агенство по делам культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bunka.go.jp/tokei_hakusho_shuppan/hakusho_nenjihokokusho/shukyo_nenkan/pdf/r03nenkan_gaiyo.pdf (дата обращения: 03.07.2022).
  22. Талисманы о-мамори. Nippon.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nippon.com/ru/features/jg00120/?cx_recs_click=true (дата обращения: 03.07.2022).
  23. Хэйсэй но вакамоно вас ю:кё: ни нани о мотомэтэ иру.平成の世の若者は宗教に何を求めているのか. (Что японская молодежь эпохи Хэйсэй ищет в религии?). Nippon.com. [Электронный ресурс]. URL:https://www.nippon.com/ja/in-depth/a02904/ (дата обращения: 03.07.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): синтоизм, Япония, японский народ, религия, синтоистская культура, японец, японское население, современный мир, традиция, повседневная жизнь.


Похожие статьи

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Национальная идентичность современной Японии: особенности формирования, современные вызовы

Культурное единство государства является важной составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене. Именно культурная идентичность занимает важное место в становлении современных государств. Одним из таких примеров и ...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Борьба традиционного и модернистского дискурсов в турецкой политике

В статье рассматривается трансформация внешней и внутренней политики Турции на современном этапе. Большое внимание в исследовании уделяется проблеме борьбы традиционного и модернистского дискурсов и той роли, которую сыграли данные дискурсы в становл...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Похожие статьи

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Национальная идентичность современной Японии: особенности формирования, современные вызовы

Культурное единство государства является важной составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене. Именно культурная идентичность занимает важное место в становлении современных государств. Одним из таких примеров и ...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Борьба традиционного и модернистского дискурсов в турецкой политике

В статье рассматривается трансформация внешней и внутренней политики Турции на современном этапе. Большое внимание в исследовании уделяется проблеме борьбы традиционного и модернистского дискурсов и той роли, которую сыграли данные дискурсы в становл...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Задать вопрос