Вклад Конфуция в развитие педагогической мысли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Бабаян, С. М. Вклад Конфуция в развитие педагогической мысли / С. М. Бабаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114546/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор предпринимает попытку проследить историю педагогических подходов в педагогической деятельности, в свое время предпринимаемую Конфуцием, на сегодняшний день не потерявшей своей значимости и актуальности.

Ключевые слова: мыслитель, наука, анализ, методика, подход.

Конфуций — древнекитайский мыслитель, «почтенный учитель Кун» [5, с. 5], создатель главной религиозной, философской системы, оказавшей огромное влияние на социальное и культурное развитие не только Дальнего Востока, но и всего мира. Его справедливо называют символом китайской науки. Государственный деятель Китая всю свою жизнь занимался преподавательской деятельностью, вкладывал в это дело максимум сил и энергии. Мудрец учил любить культуру и традиции, помогал ученикам понять, как они могут взаимодействовать в процессе воспитания и образования. Так, согласно мнению Конфуция, изучая культуру, человек формирует в себе материальный и духовный мир, тем самым влияет на то, чтобы и после него было чему научиться у его последователей. Изучая педагогические подходы Конфуция, мы можем с уверенностью сказать, что основу его учений составляет гуманность, культурное наследие.

Подвергая анализу историю жизни Конфуция, мы приходим к выводу, что во всех своих деяниях он стремился к свободе и утверждал, что по истине образованный человек может сделать этот мир свободным, владея уникальными знаниями, навыками и способностями.

Занимаясь изучением изречений Конфуция, исследователи часто задаются вопросом о форме их изложения, воплощенных в афоризмах. Подобный стиль позволял мудрецу делать их понятными для многих. Наставления самого Конфуция собраны в сборнике его изречений — «Беседы и Суждения», в котором содержатся афоризмы, разговоры мыслителя с учениками, позволяющие не всегда понять, какой личностью был учитель. Очевидно, это связано с его взглядами, согласно которым учитель должен быть таинственным для своих учеников. Конфуций был близок с учениками, к каждому имел свой собственный подход, не разделял их, любил одинаково, на досуге с удовольствием проводил с ними время, подпевая любимые песни.

Значимым моментом в методике обучения он считал повторение раннее пройденного материала, говоря о том, что именно оно поможет набраться опыта. Мыслитель стремился к равноправию в получении образования, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми» [5, c. 18]. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что Конфуция не беспокоил вопрос положения учеников в социуме, их планы на будущее, напротив, он интересовался ими как личностью.

Именно личностно-нравственный подход в образовании является и на сегодняшний день актуальным, указывая на то, что если люди хотят изменить мир вокруг, то им необходимо начать с себя, так как повлиять на огромную группу людей достаточно сложно, а вот попытаться изменить самих себя, выступить неким примером — вполне допустимо. Он считал, что по своей натуре люди близки друг другу, отличием выступает лишь образ жизни, то есть то, как мы себя ведем в повседневности. Проводя анализ изречений Конфуция, можно заметить, что мыслитель часто использует слово небо, под которым подразумевает все вышестоящее, а именно мудрость наших предков, богатство знаний, навыков и умений, которые в его представлении напоминают бескрайнее и глубокое небо.

Важно отметить, что мыслитель никогда не приходил на занятие с готовыми записями, он обучал учеников путем общения, что еще больше сближало его с ними. Цель его просветительской деятельности состояла в постижении духовного мира человека, его личности как проявления высшего существа. В зависимости от того, что любят его ученики и к чему они склонны, он подразделял их на группы, объединенные общими интересами. Во главе образования стояло нравственное воспитание, что, прежде всего, давало народу спокойствие и уверенность в будущем.

Важное значение Конфуций придавал музыке, как тонкий ценитель искусства он коллекционировал музыкальные произведения, внес большой вклад в становление китайской культуры. Мыслитель любил молодое поколение, согласно его взглядам, оно выступало продолжением прошлого, в них сосредоточена информация предыдущих поколений, которой стоит правильно распорядиться. Он учил тому, чему не учил ни один наставник — управлению собственной жизнью. Главный завет Конфуция: «Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуются ни технические орудия, ни власть, ни даже признание общества» [4, с. 17]. Согласно его взглядам, учиться необходимо так, как будто не успеешь обрести, и так, как будто боишься утратить. Он утверждал, что, познавая добродетели, можно добиться многого, а самое главное — это умение открывать для себя большие возможности, он внушал мысль своим ученикам, что главным является то желание, которое сводится к заботе о других людях, а не к заботе о собственном благополучии.

В процессе обучения и ученики, и преподаватели познают друг друга. Исходя из этого, каждый учитель, понимает на что готов его ученик, к чему он стремится, чего хочет добиться, каковы его цели и задачи. Ученик же, в свою очередь, пользуется функцией оценки учителей, после чего и разделяет их на любимых и нелюбимых.

Преподаватель должен уметь расположить к себе ученика, наладить с ним контакт, войти в доверие, заинтересовать, понравиться ему, чтобы у познающего возникла тяга к изучению чего-то нового. О совместном познании учителя и ученика, мудрец говорил, что «обучение — это наполовину учение, ибо только совместный поиск истины с заведомо прогнозируемым результатом дает радость сотворчества» [5, с. 120]. Тогда как образование, по его мнению, «процветает благодаря упреждениям, своевременности, последовательности, товариществу» [5, с. 121].

Учение мыслителя помогает не только воспитать в человеке нравственные порядки, но и объединить людей в одну большую группу, различную по национальному признаку, языку, культуре, но схожую в нравственных поступках — к этому, очевидно, и стремился философ. С самого детства китайцы приучают детей к почитанию древнейших традиций своего народа, следуя заветам Конфуция.

На смену конфуцианству пришло схоластическое учение, которое во многом исказило предшествующее, новая мудрость вытесняла здравый смысл, факты, точные науки. Несмотря на это, великие деяния Конфуция на долгие годы залегли в китайской мысли. Вежливость, стремление к познанию нового и интересного, проявление уважения к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, лежат в основе китайского менталитета и являются характерной чертой всего китайского народа и на данный момент.

В зрелом возрасте Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов, так «в пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала» [2, с. 63].

Этико-моральные принципы, которые заложены в учении Куна, являются одной из составляющих образовательного процесса и сегодня. Мы знаем, какой огромный вклад внес Конфуций в педагогическую деятельность, как повлиял на историю педагогической мысли не только Китая, но и всего мира в целом. Несмотря на насущные проблемы человечества, идеи конфуцианской педагогики и сегодня носят актуальный характер — именно они учат нас гуманности, доброжелательности, что на сегодняшний день является недостатком общества.

Литература:

  1. Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейа, 2005. — 376 с.: ил. — (Сокровенная история цивилизаций).
  1. Переломов Леонард Сергеевич — Конфуций: жизнь, учение, судьба — М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 440 с.
  2. Суждения и беседы / Конфуций. — Москва: Эксмо, 2020. — 160с. — (Великие идеи).
  3. Конфуций и его школа. — Москва.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 176 с. (Антология гуманной педагогики)
  4. Методы и принципы школы Конфуция. Середина и постоянство (по трудам Конфуция); [Сост.: В. В. Малявин]. — М.: Амрита, ИД Шалвы Амонашвили, 2018. — 176 с. — (Антология Гуманной педагогики).
  5. Конфуций: история жизни. — Москва.: Международная издательская компания «Шанс» / А. А. Матвеева, Д. А. Чунюкин — Москва.: Биографии и Мемуары, Книги, Литерат.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, мыслитель, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Современные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете

В данной статье рассматриваются основные возможные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете в условиях прогрессивно меняющегося общества и изменения социального портрета современного студента, который очень изменился, и есл...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Похожие статьи

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Современные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете

В данной статье рассматриваются основные возможные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете в условиях прогрессивно меняющегося общества и изменения социального портрета современного студента, который очень изменился, и есл...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Задать вопрос