В данной статье рассматриваются основные возможные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете в условиях прогрессивно меняющегося общества и изменения социального портрета современного студента, который очень изменился, и если посмотреть назад в прошлое, эти изменения станут очевидными.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, преподаватель будущего, преподаватель, практическая деятельность, проектное мышление.
Начать свою статью мне хотелось бы с мыслей выдающегося филолога XX века Д. С. Лихачёва, которые он высказывал в одной из глав своего произведения «Письма о добром и прекрасном»: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить». Именно в этих словах заложен, на мой взгляд, фундамент того, что настоящий прогрессивный преподаватель не должен стоять на месте, а должен двигаться только вперед, используя в обучающем процессе все современные методы, технологии и способы преподавания, включая активно развивающиеся IT-технологии.
В наше время всё чаще можно услышать вопрос: «Что же из себя представляет прогрессивный и современный преподаватель?». Над этим вопросом размышляют и различные профессиональные сообщества, и простые обыватели. В целом, высказывания о данной проблеме в последнее время можно услышать на законодательных собраниях, национальных совещаниях, а также на научных конференциях и форумах, на общественных мероприятиях и в различных образовательных сообществах. На мой взгляд, данный вопрос имеет разные плоскости своего рассмотрения:
Во-первых, это необходимость в обсуждении, переработке и закреплении в какой-то мере уже устаревших на данный момент обязательных требований к профессии преподавателя, которые включали бы в себя, с одной стороны классические критерии к профессиональной деятельности педагога, а с другой, принимали бы во внимание все особенности образовательного процесса и учащихся, живущих и развивающихся в условиях цифрового общества [1].
Во-вторых, это попытка определить необходимый минимум тех трудовых функций, который будет распределяться между разными педагогическими работниками, как по широте их реализации, так и по уровням квалификации педагогов;
В-третьих, это прогнозирование возникновения и закрепления, как новых трудовых функций, так и соответствующих должностей, а также иных видов деятельности, задающий перспективный план развития сферы образования в условиях прогрессивного развития нашей страны
Что же из себя представляет преподаватель будущего? На мой взгляд, это люди, владеющие определенными компетенциями, к которым относятся:
Цифровая грамотность. Внастоящее время с большой скоростью увеличивается спрос на тех преподавателей, которые хорошо знают и представляют такой образовательный компонент, как онлайн-обучение, а также хорошо разбираются в информационных технологиях.
Аналитические навыки. Гибкое и смешанное обучение, направленное на практическую деятельность, нуждается в постоянном обновлении контента, а также в постоянной актуализации применяемых методов и используемых технологий.
Преподаватели должны владеть различными навыками анализа информации и уметь выбирать наиболее точные, современные данные, и в меньшей степени ориентироваться на стандартные руководства и учебные пособия, как это было раньше.
На мой взгляд — это очень важно для преподавателя медицинского вуза, так как наука не стоит на месте и педагогу нужно грамотно распоряжаться той информацией, которая имеется в открытом доступе, формировать подход к подготовке своих занятий с опорой на доказательную медицину.
Умение учиться. Всовременном цифровом мире должно уделяться особое внимание эффективному обучению на протяжении всей жизни человека. Многие навыки в современном мире достаточно быстро утрачивают актуальность, что зачастую относится и к преподавателям. В связи с этим способность к непрерывному обучению будет одним из главных требованием, предъявляемым современному, не стоящему на месте педагогу [2].
Эмоциональный интеллект. Данный термин касается эмпатии, мотивации и социальных навыков. Эмоциональный интеллект позволяет общаться с людьми независимо от того, в какой сфере это общение происходит.
Данный вид интеллекта является наиболее существенным для преподавателей будущего, так как роль наставника подразумевает гибкое общение с обучающимися, а также профессиональную организацию эффективной групповой работы и индивидуальный подход к каждому студенту. Только обладая такими навыками, возможно построить продуктивную работу в студенческой группе. Данные навыки, при желании, может развить в себе любой человек вне зависимости от того, к какой профессиональной группе он относится [3].
Проектное мышление. Проектное мышление будет очень важным, так как все больше внимания будет уделяться междисциплинарным знаниям и подходу, который будет основан на проводимых исследованиях. Непосредственно само обучение будет проектным, ориентированно на фактические результаты в виде овладения теми знаниями, которые студенты смогут применять в своей практической деятельности.
Много дискуссий, в разные времена, было по поводу того, возможно ли заменить живого человека, преподавателя, искусственным интеллектом. На мой взгляд, педагоги будут нужны во все времена, и это нужно понимать молодым людям при выборе своей будущей профессии.
Обязанность педагога — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого человека, а для того, чтобы успешно выполнить данную задачу, преподаватель должен уважать своих учеников и обладать высокими моральными качествами.
Главной задачей в школах, в том числе и высшей, должно быть обучение тому, как эффективно работать с информацией разного характера. Таким образом, необходимо учить молодых людей отличать достоверную информацию от ложной, а также учить выбирать необходимую информацию и правильно структурировать ее. Вместе с тем преподаватели должны активно помогать учащимся в их личностном развитии. В частности, обучающимся при помощи своего наставника нужно будет более активно развивать навыки работы в команде, эмоциональный интеллект, проектное и критическое мышление [4].
Преподаватель будущего должен быть профессионалом и энтузиастом в своем деле, умеющим передавать свои знания учащимся, причем он должен не только уметь рассказывать необходимый учебный материал, но и активно привлекать учащихся к самостоятельному ведению исследовательской деятельности, а также учить их добывать знания самостоятельно и использовать ранее полученные знания на практике. Вместе с тем педагог будущего должен эффективно организовывать учебный процесс.
Также следует всегда помнить о воспитательной миссии преподавателя, так как она была основной во все времена. Прогрессивный педагог должен быть примером для своих учеников как в нравственных отношениях, так и в духовном развитии. Он должен быть неравнодушным и чутким, внимательным и понимающим, должен уметь проявлять сдержанность и тактичность к собственным ученикам, а также стремиться помочь им в разных сложных и нетипичных ситуациях.
Пандемия коронавирусной инфекции заставила многих задуматься о том, что классическая модель образования в настоящее время требует модернизации, включения в образовательный процесс большего количества интерактивных, дистанционных и других методов контактной работы со студентами. Данный переход возможен в полной мере не сразу, так как не все педагоги в должной мере владеют даже базовыми знаниями по работе в различных информационных ресурсах, программах, средах [5]. В том числе и поэтому многие задаются вопросом: «Что же из себя представляет преподаватель, который не стоит на месте, тот педагог, которого по праву можно назвать современным и прогрессивным?». На мой взгляд, этот вопрос остается открытым. То, какими будут видеть нас наши студенты, зависит только от нас — молодых преподавателей.
Подводя итоги, закончить повествование мне хочется фразой А. П. Чехова о том, что «учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в своё дело». Только такой преподаватель сможет двигаться в ногу со временем и никогда не останавливаться на достигнутом.
Литература:
- Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия «Актуальные вопросы развития образования») — М.: Алекс, 2006. — 264 с.
- Delors, J. Learning: the Treasure Within. Report to UNESCO of International Commission on education for the Twenty-First Century / J. Delors. — Paris: UNESCO Publishing, 1996. — 226 p.
- Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
- Hutmacher, Walo. Key competencies in Europe // Report # DECS/SE/Sec- (96)-43 of the Symposium (Berne, Switzerland, 27–30 March, 1996). A Secondary Education for Europe Project. — Council for Cultural Cooperation [Електронний ресурс]. — Strasbourg, France, 1997. — 72 p.
- Гладков, Э. Л. Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии / Э. Л. Гладков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 97–100. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80298/ (дата обращения: 19.04.2023).