В современных условиях больших перемен в общественной жизни патриотическое воспитание стало одним из центральных направлений деятельности подрастающего поколения. Необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вечным понятиям о древних корнях, родстве и Родине. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Эти сложные чувства зарождаются в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностных представлений об окружающем мире, и постепенно формируются в процессе воспитания у детей любви к ближнему, детскому саду, родному краю, Родине. Дошкольное детство как период развития личности обладает потенциальными возможностями для формирования высоких нравственных чувств, в том числе и патриотизма.
По мнению Козловой С. А., патриотическое воспитание дошкольников — это процесс, направленный на педагогическое воздействие на личность ребенка, углубление знаний о Родине, воспитание патриотизма, формирование навыков и привычек нравственного поведения, потребности трудиться на общее благо [2, с.55].
Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию: «это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [4, с.13].
И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как совокупность взаимосвязанных нравственных чувств и поведенческих черт, таких как любовь к Родине, активная деятельность на благо Родины, сохранение и приумножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и традициям Родины, любовь к земле и Отечеству, укрепление чести и достоинства Родины, приложение усилий для защиты Родины, готовность и способность к защите Родины, воинская доблесть, мужество и самопожертвование, национальное братство и дружба, нетерпимость к расовой и национальной вражде, уважение к традициям и культуре других стран и народов, готовность к сотрудничеству с другими странами и народами [6].
Цель патриотического воспитания — формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности, формирование личности с позитивными ценностями и качествами и обеспечение их использования в созидательном процессе на благо Родины, любовь и привязанность к Родине, служение Родине, воспитание уверенных в себе патриотов, готовых защищать интересы Родины.
Патриотизм можно определить как нравственные качества личности, выражающиеся в любви и преданности Родине, признании величия и славы Родины, переживании духовной связи с Родиной, потребности и стремлении сохранить ее честь и достоинство при любых обстоятельствах, укрепить ее силу и независимость практическими делами.
Однако содержание патриотизма требует более детального понимания. В частности, патриотизм включает в себя верность родной земле, уважение к родному языку, отстаивание интересов своей страны, выражение гражданских чувств и преданности своей стране, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, защиту свободы и независимости своей страны, уважение исторического прошлого своей страны и унаследованных от нее традиций, использование своего труда, сил, веры и талантов на благо Родины.
Однако патриотизм не возникает спонтанно. Патриотизм является результатом длительных, целенаправленных воспитательных воздействий с детства и формируется под влиянием образа жизни и воспитательной работы в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школах и учебных группах.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — это ежедневное открытие мира, и поэтому, прежде всего, оно должно стать познанием человека и Родины, их красоты и величия» [5, с. 127].
А. X. Казетова отмечает, что основными этапами формирования патриотической любви у детей следует считать накопление социального опыта в родном городе (селе, поселке), усвоение принятых там норм поведения и отношений, приобщение к миру собственной культуры. Любовь к Родине начинается с любви к малой родине, где родился. Сегодня как никогда ясно, что без патриотического воспитания подрастающего поколения невозможно уверенное движение вперед ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью семьи, народа, Родины. Поэтому необходимо воспитывать у дошкольников чувство чести и гордости, ответственности и надежды, показывать им истинную ценность семьи, народа и Родины [1, с. 12].
Патриотизм развивается в процессе жизни человека в определенной социокультурной среде. Для ребенка Родина — это, прежде всего, его семья, дом, улица, город или село, где он родился и вырос. Каждый город (село) имеет свои особенности исторического развития, культуры и природы, и именно эти явления формируют в каждом человеке интерес, привязанность и патриотизм к Родине. Важной частью патриотического воспитания является ознакомление детей с историей своего народа, формирование у них чувства привязанности к этой земле и гордости за нее. В последние годы исследователи проявляют все больший интерес к разработке тем, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и на этой основе развитием у них любви к Родине и Отечеству. Педагоги отмечают необходимость отбора доступной дошкольникам информации об окружающем мире, ее систематизации и формирования положительного отношения к полученным сведениям. Однако, к сожалению, некоторые полезные идеи по теме патриотического воспитания дошкольников разрозненны. Недостаточная научная разработанность процесса патриотического воспитания дошкольников не может не отразиться на результатах практики дошкольных образовательных учреждений и деятельности воспитателей.
Важнейшая задача патриотического воспитания заключается в том, чтобы педагоги могли систематически и целенаправленно формировать у дошкольников представление о Родине.
Это связано с тем, что очень трудно узнать о достопримечательностях города (или деревни), глядя на картинки или слушая рассказы. Однако В. А. Крехалёва говорит, что следует помнить, что внеклассные прогулки и экскурсии не допускаются без разрешения администрации и должны проводиться в сопровождении двух-трех взрослых. Это способ показать детям красоту родного края, познакомить их с талантами русского народа, научить их любить свою малую родину и страну, гордиться тем, что они живут под мирным небом в такой большой и красивой стране, как Россия [3, с. 45].
Таким образом, знакомство с родным краем и его ландшафтами создает возможности для патриотического воспитания. При этом создается более яркий, эмоциональный и запоминающийся образ. Таким образом, формируется любовь к Родине, ее природе, истории, культуре и людям.
Литература:
- Казетова А. X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. Атырау, 2006. 29 с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
- Крехалёва, В. А. Воспитание любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 1989. № 11. С. 42–46.
- Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. Минск: Народная асвета, 1991. 112 с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1985. 270 с.
- Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: ИВЦ Минфина, 1972. 559 с.