Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 3086 раз

Библиографическое описание:

Бобылева, М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области) / М. Н. Бобылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6886/ (дата обращения: 16.01.2025).

Новое поколение.jpg

Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала становлению инновационной экономики, формированию у обучающихся гражданской идентичности, активности, мобильности, самостоятельности в решении жизненных проблем, навыков сотрудничества, чувства ответственности за то, что происходит вокруг. Эти задачи сформулированы в нормативных документах: в «Законе об образовании», ФГОС, Президентской программе «Наша новая школа».

Вот почему приоритетными компетенциями личности должны стать: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права в рамках позитивных взаимоотношений с социумом, активное участие в преобразовании окружающей действительности.

Детская организация «Новое поколение» с целью формирования у подростков ценностно значимых компетенций на протяжении 11 лет использует технологию социального проектирования.

Социальное проектирование — замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться впрактическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации. Эта деятельность дает ребенку возможность для самовыражения(проявления способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения(возможности поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения(проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов); самореализации

Детская организация «Новое поколение» работает по особому принципу. Мы не пишем программу на год, иначе у нас возникнет опасность скатиться к формализованной работе. Жизнь живой детской организации строится на решении проблем, которые видят сами ребята. Это трудно, но очень важно, научиться не создавать проблемы, не обходить их стороной, а увидеть, отметить и решить. Важно научить ребенка взглянуть вокруг глазами Главы правительства, иначе говоря — хозяина города. В 10, 12 и, даже, в 15 лет дети еще не равнодушны, они видят проблемы, определяют посильные для себя, находят пути решения, привлекая сторонников, партнеров. Это условие существования жизнеспособной, современной детской организации.

Работа над социальным проектированием в «Новом поколении» осуществляется поэтапно, с использованием активных технологий.

На начальном этапе для всех организуется так называемая «Школа проектёра». Ребята вместе с руководителем организации выявляют социальные проблемы с помощью технологии «Стенка проблем». Технология «мозгового штурма» помогает разработать идею проекта, а метод «Дерево целей» правильно сформулировать цели и задачи проекта. Кроме того, в «Школе проектёра» подростки учатся планировать и организовывать свою работу.

На этапе формирования инициативных групп происходит распределение обязанностей между участниками проекта. В зависимости от интересов и видов деятельности ребята объединяются в проектные группы: группа организаторов, группа оформителей, группа фандрайзинга, PR-группа и т. д.(в зависимости от специфики, направленности проекта)

На этапе реализации проектов проходит сбор информации, проводятся необходимые исследования, плановые мероприятия (педагог на этом этапе является консультантом). В то же время происходит привлечение заинтересованных взрослых, в том числе- родителей к совместной деятельности.

На этапе последействия воспитанники вместе с педагогом и родителями подводят итоги, анализируют результаты, информируют общественность о результатах проекта.

Авторы проектов представляют свои работы на муниципальном Фестивале социальных проектов среди команд детской организации «Новое поколение», на региональных и всероссийских конкурсах. За последние годы реализованы несколько интересных социально — значимых проектов: «Галерея творческих портретов», «Мат — не наш формат», «Доброе слово — доброе дело», «Чистый город — чистая совесть», «Бал юных горожан», «Честь и мужество» и др.

Один из последних проектов «Нового поколения» — «Фестиваль игры

Лидерами «Нового поколения» было отмечено, что младшие школьники и подростки на переменах не играют. Основанием послужили наблюдения старшеклассников, учителей, родителей, опрос педагогов, представителей, приходящих в школы, учащихся школ. Большинство подростков в беседе с организаторами проекта говорили о том, что не играют, а предпочитают просто бродить по улицам, общаться с друзьями по Skype, считая игру занятием для малышей, предпочитая любым подвижным играм компьютерные.

Сразу возникли вопросы: Почему? Не знают игр? Не умеют или не хотят играть? Подтверждающим фактом того, что происходит на переменах в начальной школе, стали видеоматериалы о том, как живут младшие школьники в перемену. В перемену начинается настоящий хаос. Младшие школьники бегают по коридорам, кричат, толкаются, что опасно для их здоровья.

Возникла проблема — что с этим делать? Лидеры команд «Нового поколения», обсудив волнующий их вопрос, решили научить малышей и подростков играть, и организовать для них» «Фестиваль Игры.

Реализация этого глобального проекта протекала в несколько этапов:

-          1 этап «Поиск необходимых знаний». На этом этапе организаторы проекта искали и записывали со слов родителей, бабушек, дедушек, учителей названия и правила различных коллективных игр, в которые играли прежние поколения. Была составлена копилка игр. Организаторы апробировали игры со своими одноклассниками, с детскими коллективами ДДТ «Автограф». В результате произошёл отбор игр для младших школьников и подростков.

-          2 этап «Игра — дело серьёзное» представляет собой игровой практикум для команд — участников проекта. Девиз этапа: «Учимся играть правильно». На данном этапе проекта команды (будущие организаторы «Переменок радости» для младших школьников) учились играть и осваивали науку игротехники сами: как правильно ввести в игру, как правильно её закончить, постигали секреты игротехники, размышляли над тем, какие качества должна развивать игра у ребят начальной школы, знакомились с классификацией игр. Авторам проекта самим понравилось играть. Обсудив в творческих группах, чему учит игра, ребята сделали свои очень важные выводы: что игра нужна, необходима для развития младших школьников, т. к. она учит дружить, формирует навыки взаимодействия, коммуникации, требует толерантности, чёткого соблюдения правил, формирует командный дух, коллективизм. И просто даёт возможность активно двигаться, что особенно важно в короткие школьные перемены, когда рядом нет учителя. Они отметили значимость и ценность игры для детей разных возрастов.

-          3 этап — Создание игровых проектов, когда каждая команда создавала свой игровой проект, самостоятельно договаривалась с учителями начальных классов о дате и времени проведения игровых переменок. Для организаторов игр в «Новом поколении» постоянно работал консультационный пункт, куда они могли обратиться за помощью в разработке игровых мини проектов, подборе игр, фото и видео сопровождении проекта.

-          4 этап — «Переменка радости», когда каждая команда на протяжении 2-х недель по заранее составленному графику реализовывала свои игровые проекты для малышей. Этот этап реализации проектов на местах вполне обоснованно можно обозначить как «Игровое движение в школах», потому что в «Фестиваль игры» были включены более 25 классов начальной школы, а организаторами игровых переменок стали 14 команд «Нового поколения» (150 человек).

И лучшей оценкой значимости проекта стали отзывы самых младших участников проекта, организаторов проекта, союзников в лице классных руководителей, родителей.

О долговременности проекта как критерии мы будем судить позже- в течение летних пришкольных лагерей, наблюдая за тем, чем будут заняты их участники… Надеемся, что интерес к играм не ослабнет ни у младших школьников, ни у подростков, ни у педагогов начальных классов, ни у вожатых, которые пройдут цикл занятий в Школе вожатых, в том числе и по предмету «Игра — дело серьезное».

В заключении хотелось бы отметить, что социальное проектирование позволяет:

-          привлечь внимание подростков к актуальным социально значимым проблемам

-          вовлекать учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем

-          формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию

-          формировать у воспитанников навыки социального поведения, коллективной работы умение общаться с людьми разных возрастных категорий и различного социального статуса, вести диалог, работать с документами, находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения

Проект «Фестиваль игры» стал победителем 4 Областного интернет — фестиваля педагогических идей «Профессионализм, творчество, успех» в номинации «Творческий взлёт» в апреле 2013 года. Опыт работы по проекту обобщён на Межрегиональной конференции руководящих работников учреждений дополнительного образования, проходившем в Областном Дворце творчества детей и молодёжи г.Костромы. Копилка игр, созданная участниками проекта, вошла в областной сборник «А у нас во дворе…» в рамках программы Федерации детских подростковых организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): Игра, социальное проектирование, детская организация, начальная школа, организатор проекта, поколение, участник проекта, Фестиваль игры, копилка игр, Переменка радости.


Похожие статьи

Реализация направления формирования основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста через реализацию институционального проекта «Взросляндия» (из опыта работы дошкольной образовательной организации)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Похожие статьи

Реализация направления формирования основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста через реализацию институционального проекта «Взросляндия» (из опыта работы дошкольной образовательной организации)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Задать вопрос