Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Турова, Ю. С. Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан) / Ю. С. Турова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3355/ (дата обращения: 16.12.2024).

В связи с введением Федеральных Государственных образовательных стандартов в систему обучения, современная школа требует повышения уровня компетентности как самого учителя, так и непосредственного объекта образовательного процесса — ученика. Одно из параметров Федерального Государственного образовательного стандарта является повышение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данный параметр включает в себя такие положения, как национальный воспитательный идеал, духовно-нравственное развитие и воспитание, базовые национальные ценности. Нам показалось важным и интересным выявление наличия и уровня данных позиций у учащихся гимназии, а также других духовных, нравственных, эстетических и интеллектуальных компетенций, которые должны характеризовать современного учащегося гимназии. Мы провели исследование социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (МБОУ «Гимназия № 13» г.Магадан). Целью нашего исследования стало:

  • выявления социально-психологического образа, стереотипа современного учащегося гимназии глазами самих гимназистов;

  • составление идеальной модели (социально-психологического образа) современного гимназиста на основе специальной психологической литературы и программы «Развития» МБОУ «Гимназия № 13»;

  • сравнения полученного от учащихся образа, с идеальной моделью, эталоном социально-психологического образа гимназиста, составленным на основании специальной литературы психологом.

В исследовании приняли участие учащиеся 5-х, 7-х, 10-х классов. Из каждой параллели методом случайного выбора были опрошены 20 учащихся. Всего в исследовании приняло участие 60 человек. Была составлена специальная анкета, выявляющая социально-психологические критерии, формирующие образ гимназиста. Вопросы анкеты были адаптированы для каждого возраста испытуемых.

Учащимся необходимо было выделить те параметры, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют описанию современного гимназиста. Данные параметры были составлены психологом на основании специальной литературы. При разработке модели гимназиста особое внимание обращалось на выбор теоретических оснований, формирование структуры, содержательное наполнение элементов модели. Раскроем эти положения:

В мировой педагогической практике четко прослеживается стремление «вооружить» учащихся не только конкретными знаниями по отдельным предметам, но и комплексом умений, в том числе интеллектуальных. Поэтому продукт педагогической системы, ее учащийся, в том числе и гимназист, может характеризоваться в двух аспектах: 1) обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, способами организации деятельности, обеспечивающими его готовность к продолжению образования в определенном вузе, адаптацию в обществе; 2) стимулировать стремление к непрерывному самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию, реализации себя как гражданина, будущего специалиста, приверженца здорового образа жизни и т. д. Он должен владеть комплексом способов и умений взаимодействия с внешним миром, позволяющим ему максимально реализовать свои потенциальные задатки и потребности, чему способствует личностью ориентированный образовательный процесс, создающий условия для проявления природных особенностей ученика, его задатков, способностей, личных интересов, мотивов, жизненных и профессиональных намерений.

Анализируя источники, в которых предлагаются различные наборы ценностей (Прогностическая концепция целей и содержания образования. М., 1994; Нравственные ценности христианства. М., 1993; Теория и практика воспитательных систем. Кн. 2. М., 1993 и др.), Н. Д. Никандров.

На основе проанализированных источников, психологом была составлена анкета, в которую вошли следующие оценочные категории:

  • сопричастность идеям общности гимназистов

  • патриотическое воспитание

  • психологическая готовность к самоопределению — жизненному, личностному, профессиональному

  • культура общения

  • система нравственных ценностей

  • владение культурными нормами и традициями, следование которым способствует формированию духовного мира школьника;

  • гибкость мышления, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы деятельности и поведения, которые задаются в школе, семье, в иной социокультурной среде;

  • наличие твердого характера в сочетании с нравственными принципами;

  • понимание культуры семейных отношений;

  • умение преодолевать препятствия (готовность ценить и сохранять здоровье; владеть способами и приемами стрессоустойчивости; регулярно заниматься физическими упражнениями и закаливанием, вырабатывать у себя сопротивление вредным привычкам, сознательно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей как к ведущей ценности)

  • мотивы сознательного желания учиться, стремление к самообразовательной и творческой деятельности;

  • способность к самоанализу, самооценке, умение владеть методами рефлексивного мышления; осознание личностного смысла учения в профильной школе.

  • необходимые умения (учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, учебно-организационные, информационно-поисковые);

  • навыки научно-исследовательской работы, позволяющие выполнять несложные теоретические и экспериментальные исследования;

По результатам исследования были получены следующие результаты:

  • сопричастность идеям общности гимназистов; система нравственных ценностей; мотивы сознательного желания учиться; стремление к самообразовательной и творческой деятельности; навыки научно-исследовательской работы, позволяющие выполнять несложные теоретические и экспериментальные исследования; — данные категории выбрали 100 % опрошенных учащихся.

  • патриотическое воспитание, культура общения, гибкость мышления, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы деятельности и поведения, которые задаются в школе, семье, в иной социокультурной среде — данные категории выбрали 75 % опрошенных учащихся.

  • необходимые умения (учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, учебно-организационные, информационно-поисковые); способность к самоанализу, самооценке, умение владеть методами рефлексивного мышления; осознание личностного смысла учения в профильной школе — данные категории выбрали 67 % опрошенных учащихся.

  • владение культурными нормами и традициями, следование которым способствует формированию духовного мира школьника; — выбирают 65 % опрошенных.

  • наличие твердого характера в сочетании с нравственными принципами; — выбирают 35 % опрошенных.

  • умение преодолевать препятствия (готовность ценить и сохранять здоровье; владеть способами и приемами стрессоустойчивости; регулярно заниматься физическими упражнениями и закаливанием, вырабатывать у себя сопротивление вредным привычкам, сознательно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей как к ведущей ценности) — выбирают 18 % опрошенных.

  • психологическая готовность к самоопределению — жизненному, личностному, профессиональному; понимание культуры семейных отношений — выбирают 9 % (2 человека) опрошенных.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что в глазах учащихся модель гимназиста выглядит следующим образом:

Гимназист должен себя считать частью сообщества гимназистов, быть единомышленником, разделять идеи. Должен обладать системой нравственных ценностей, мотивами сознательного желания учиться; стремлением к самообразовательной и творческой деятельности. Также современный гимназист должен иметь навыки научно-исследовательской работы, позволяющие выполнять какие-либо (несложные) теоретические и экспериментальные исследования.

О патриотическом воспитании говорят не все опрошенные, но большинство считает, что патриотическое воспитание должно быть присуще каждому современному гимназисту. Также споры среди опрошенных возникли по поводу этического поведения и морального воспитания. Но большинство учащихся считает неотъемлемой чертой современного гимназиста — культуру общения, гибкость мышления, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы деятельности и поведения, которые задаются в школе, семье, в иной социокультурной среде.

Также учащиеся гимназии считают необходимым для гимназиста учебные умения, знания, навыки, способность к самоанализу, самооценке.

О таких качествах, как наличие твердого характера в сочетании с нравственными принципами умение преодолевать препятствия (готовность ценить и сохранять здоровье; владеть способами и приемами стрессоустойчивости; регулярно заниматься физическими упражнениями и закаливанием, вырабатывать у себя сопротивление вредным привычкам, сознательно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей как к ведущей ценности) — выбирают 18 % опрошенных.

Больше всего «выпадают» такие качества эталона гимназиста, как умение преодолевать препятствия (готовность ценить и сохранять здоровье; владеть способами и приемами стрессоустойчивости; регулярно заниматься физическими упражнениями и закаливанием, вырабатывать у себя сопротивление вредным привычкам, сознательно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей как к ведущей ценности), а также психологическая готовность к самоопределению — жизненному, личностному, профессиональному; и понимание культуры семейных отношений. Данные пункты отмечают лишь единицы из опрошенных учащихся.

При сравнительном анализе обнаружено соответствие реального собирательного образа гимназиста и модели социально-психологического портрета учащегося гимназии. Отклонение от эталона гимназиста заключается в «выпадении» таких важных для личности качеств, как умение преодолевать препятствия, а также психологическая готовность к самоопределению — жизненному, личностному, профессиональному; также у учащихся возникают проблемы в понимание культуры семейных отношений.

Полученные результаты дают информацию, позволяющую разработать планы действий, а также программы по улучшению моральных и нравственных качеств учащихся, увеличению ответственности за свое здоровье и осознание его важности, пояснения культуры семейных отношений. Также полученные результаты дают информацию для совместной работы с родителями. За счет полученных результатов данного исследования возможно повышение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта.

Основные термины (генерируются автоматически): современный гимназист, учащийся, духовно-нравственное развитие, социально-психологический образ, воспитание личности гражданина России, идеальная модель, патриотическое воспитание, психологическая готовность, специальная литература, Федеральный Государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Похожие статьи

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)