В статье рассмотрены теоретические основы и практические налогового стимулирования и его использования в развитии региона на примере г. Севастополя.
Ключевые слова: налоги, инновации, инвестиции, развитие
Введение. Изучение инструментов налоговой поддержки инвестиционного развития регионов РФ в настоящее время является чрезвычайно актуальным в условиях санкционных ограничений и сложной международной обстановки. Глобальные экономические изменения и политическая нестабильность в мире создают серьезные вызовы для экономики Российской Федерации, требующие быстрого и эффективного реагирования.
С одной стороны, санкции вводят ограничения на импорт товаров и услуг, что неизбежно приводит к снижению объемов внешней торговли и ослаблению экономического роста. С другой стороны, это создает необходимость консолидировать внутренние ресурсы и обеспечить замещение импорта национальными производителями, проявляющими интерес к инвестированию в определенный регион.
В этой ситуации налоговая поддержка инвестиционного развития регионов является одним из ключевых инструментов в привлечении инвестиций и укреплении экономической стабильности. Предоставление налоговых льгот и субсидий инвесторам позволяет снизить риски инвестирования в регион, повысить его конкурентоспособность и привлечь новые предприятия и рабочие места.
1. Рассмотрим оценку инвестиционного климата с позиции рейтинговых агентств.
«Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов АСИ — это инструмент, разработанный Агентством стратегических инициатив, который оценивает возможности и привлекательность инвестирования в регионы России. Рейтинг учитывает такие факторы, как инфраструктура, доступность региона, наличие технологических кластеров, квалифицированный трудовой ресурс и др. По результатам оценки, регионы получают рейтинг от 0 до 100 баллов. Рейтинг помогает инвесторам выбрать наиболее подходящий регион для инвестирования (рисунок 1).
Рис. 1. Рейтинг агентства стратегических инициатив, 2018–2022 гг. Севастополь
В 2022 году «Севастополь снова улучшил свои позиции и занял в рейтинге 14 место. Кроме того, экспертами был отмечен рост Севастополя сразу по ряду позиций.
Последние три года Севастополь неизменно растет в рейтинге: 2019 год — 80 место, 2020 год — 61 место, 2021 год — 16 место. Теми или иными инструментами поддержки, которые есть в Севастополе, за три последних года воспользовался каждый второй предприниматель Севастополя.
За последние два года Севастополю удалось кардинальным образом упростить процесс получения государственной поддержки с помощью инструментов универсальной автоматизированной информационной системы электронного взаимодействия бизнеса и власти, постоянно расширяется перечень мер государственной поддержки бизнеса, предоставляемой в электронном виде. С помощью инвестиционного портала можно подать свой проект в дистанционном формате, а благодаря сайту центра «Мой бизнес» и его единому контактному центру — узнать о всех мерах поддержки именно своего бизнеса.
Во время ковидных ограничений в Севастополе поддерживали бизнес: от всевозможных отсрочек по налогам и аренде до прямой финансовой помощи. Вложенные в это 4 млрд региональных средств уже в тот момент дали заметный результат: была не потеряна динамика численности МСП, сохранились и несколько приросли налоговые поступления в бюджет.
Инвестиционный рейтинг RAEX — это инструмент, используемый для оценки финансовой устойчивости и перспективности инвестирования в компании и организации. Рейтинг RAEX оценивает финансовые показатели, такие как заемный капитал, рентабельность, ликвидность и другие. Результаты рейтинга предоставляются инвесторам и потенциальным кредиторам для принятия решений о финансировании или инвестировании (рисунок 2).
Рис. 2. Позиция г. Севастополя с позиции RAEX, 2018–2022 гг.
«Согласно рейтингу RAEX, Севастополь входит в список регионов России, имеющих инвестиционную привлекательность среднего уровня. Однако, согласно рейтингу RAEX, в последние несколько лет ситуация в городе стала улучшаться. Если в 2018 году рейтинг составлял 70 баллов, то к 2022 году он уменьшился до 40 баллов, что свидетельствует об улучшении инвестиционной ситуации в городе.
Тем не менее, регион все еще находится в середине списка в рамках среднего риска, что говорит о том, что инвесторам необходимо осторожно относиться к инвестициям в Севастополь. Тем не менее, рост в рейтинге рейтинга свидетельствует о том, что город принимает меры, чтобы улучшить свое положение.
2. Далее рассмотрим основные показатели инвестиционного климата. Основные параметры представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Характеристика инвестиционного развития региона
В период с 2018 по 2022 годы инвестиции в основной капитал в г. Севастополе имели колебания на протяжении пяти лет. Согласно официальным данным, в 2018 году объем инвестиций составил 42 794 млн. руб., что является достаточно высоким значением. В 2019 году показатель на немного снизился и составил 42 762 млн. руб. На следующий год, в 2020 году, объем инвестиций значительно упал, составив всего 27 821,8 млн. руб. Однако, в 2021 году произошло резкое увеличение показателей — до 40 545,9 млн. руб., в 2022 году наблюдается его снижение до 38 472,1 млн. руб.
Несмотря на улучшение показателей в основных сферах экономической деятельности города Севастополя, развитии сельского хозяйства, промышленности, строительного сектора, в рамках исследования была констатирована нестабильность регионального бюджета, высокая зависимость от средств федерального центра — более 70 %, наличие дефицита. Налоговое стимулирование, безусловно, способствует развитию инвестиционных проектов, однако принимаемых мер недостаточно для самодостаточности региональной экономики.
Налоговое стимулирование инвестиционного развития — один из эффективных способов привлечения инвесторов в экономику города Севастополя. Стимулы могут быть различными, и многие государства уже используют свой опыт, чтобы помочь своим регионам развиваться. На сегодняшний день существует несколько направлений налогового стимулирования, которые возможны для города Севастополя.
Среди перспективных инструментов можно выделить (рисунок 4):
Рис. 4. Перспективные направления налогового стимулирования [составлено автором]
1. Реализация в регионе территории опережающего развития (ТОР). ТОР — один из наиболее перспективных методов. Это значит, что в определенной зоне города можно предоставлять особые инвестиционные условия для компаний, которые инвестируют в регион. Такие условия могут включать освобождение от определенных налогов, а также сокращение времени, необходимого для получения разрешений на строительство и другую документацию.
Зарубежный опыт показывает, что создание территории опережающего развития может существенно ускорить экономический рост и приносить дополнительные доходы в бюджет города.
Преимущественные условия для бизнеса: компании, работающие на территории опережающего развития, могут получать льготы в виде налоговых каникул, субсидий на инвестиции и других преимуществ, что повышает их конкурентоспособность.
Инфраструктура: территории опережающего развития обеспечиваются развитой инфраструктурой, которая включает в себя электроснабжение, водоснабжение, взаимодействие с логистическими компаниями и т. д. Это позволяет бизнесу начать работу оперативно, без лишних трудностей.
Быстрое получение разрешений: процедура получения необходимых разрешений в территориальных зонах опережающего развития обычно резко упрощена и ускорена. Она не требует сложных процедур и бюрократических формальностей. Это позволяет бизнесу быстро начать свою деятельность.
Снижение издержек: территории опережающего развития могут быть расположены в более дешевых и доступных регионах, что в свою очередь обеспечивает снижение издержек на аренду, транспортировку и т. д.
Специализация: многие территории опережающего развития специализируются на определенных секторах, в которых уже сформированы высококвалифицированные кадры и наработана технологическая база. Это позволяет бизнесу ускорить свой рост и развитие.
Защита от импорта: на территории опережающего развития могут действовать различные таможенные пошлины и прочие меры защиты производителей от импортной конкуренции.
Таблица 1
Проектные значения льгот для территории опережающего развития [составлено автором]
Налоги, страховые взносы |
Общие условия |
Условия для резидента ТОР |
Налог на прибыль: |
20 % |
5 % в течение 5 лет 10 % в течение следующих 5 лет |
Оплата в федеральный бюджет |
2 % |
0 % в течение 5 лет |
Оплата в региональный бюджет |
18 % |
5 % в течение 10 лет 10 % в течение следующих 10 лет |
Налог на имущество: |
2,2 % |
0 % 1,1 % в течение следующих 5 лет |
Земельный налог: |
1,5 % |
0 % на 5 лет |
Страховые взносы: |
30 % |
7,6 % в течение 10 лет |
Данные условия существенно превосходят предлагаемые условия в рамках Свободной экономической зоны. Кроме того, для проекта выбрана территория Качинского муниципального образования и Нахимовского муниципального образования (в части Северной стороны), поскольку именно здесь минимальный объем частных инвестиций. Согласно материала Росстата, в Качинском МО в 2022 году — 1986 рублей, а в Нахимовском МО 6656 рублей частных вложений в расчете на душу населения.
Инвестиционное развитие региона — это совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятной инвестиционной среды для привлечения в регион инвестиций, как внутренних, так и внешних, с целью развития экономической и социальной сфер региона. Общий объем инвестиций, доля инвестиций в ВРП и доля бюджетных и частных инвестиций — все эти показатели являются важными для анализа инвестиционного развития региона. Они позволяют оценить эффективность государственной политики в области привлечения инвестиций, а также увидеть интерес бизнеса к региону.
Несмотря на улучшение показателей в основных сферах экономической деятельности города Севастополя, развитии сельского хозяйства, промышленности, строительного сектора, в рамках исследования была констатирована нестабильность регионального бюджета, крайне высокая зависимость от средств федерального центра — более 70 %, наличие дефицита. Налоговое стимулирование, безусловно, способствует развитию инвестиционных проектов, однако принимаемых мер недостаточно для самодостаточности региональной экономики.
Предлагается два мероприятия: введение инвестиционного налогового вычета на прибыль организаций в сфере обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий. Вторым мероприятием является создание территории опережающего развития, что позволит обеспечить порядка 5500 новых высококвалифицированных рабочих мест, 7,5 млрд рублей инвестиций и 3 млрд рублей налогов в региональный бюджет. Также следует сохранить существующую практику налоговых каникул, сниженных ставок для бизнеса.
Инвестиционный вычет — это один из инструментов, созданных для стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации. Он является необходимым условием для привлечения физических лиц к инвестиционной деятельности и способствует развитию экономики страны в целом. Однако, правильный выбор инвестиционных продуктов, анализ рынка и оценка рисков являются важными компонентами успешной инвестиционной деятельности, без которых эффективность инвестиционного вычета может быть ограничена. Предлагаемая мера позволит создать 450 рабочих мест, ежегодно позволит получать минимум 208,8 млн. рублей налога на прибыль, а также обеспечить 2,250 млн. рублей инвестиций в региональную экономику
Литература:
- Бардовский В. П. Повышение инвестиционной привлекательности регионов путем формирования зон с льготными условиями ведения бизнеса / В. П. Бардовский // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. — 2020. — № 12. — С. 7–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=qwftnc&ysclid=lj3huvaom9413527841
- Официальный сайт: Инвестиционный портал Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://investsevastopol.ru/?ysclid=lgcfhqsv96476663200
- Кадирова Н. А. Развитие инвестиционной привлекательности региона / Н. А. Кадирова // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 4 (38). — С. 288–290.
- Официальный портал Правительства Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://sev.gov.ru/info/news/171650/(дата обращения: 16.05.2024)