Развитие инвестиционного климата в Севастополе
Музакаев Адам Дикалуевич, студент
Научный руководитель: Дигилина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, профессор
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
В статье рассматривается развитие инвестиционного потенциала Севастополя, его ключевые факторы и будущее развитие, приводится объем инвестиций в регион, а также меры направленные на его поддержку.
Ключевые слова: инвестиции, капитал, проект.
The article discusses the development of the investment potential of Sevastopol, its key factors and future development, the volume of investments in the region, as well as measures aimed at its support.
Keywords: investment, capital, project.
Инвестиции сегодня — это необходимые условия для обеспечения и поддержания экономического роста, а следовательно, и улучшения жизни людей. Важнейшей деятельностью в инвестиционном секторе является стимулирование инвестиций в регионы. Объем иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от их инвестиционного климата и последовательности рыночных реформ, состояния промышленной, финансовой и деловой инфраструктуры региона.
Чтобы принять решение об инвестировании в конкретный проект, инвестор прежде всего анализирует инвестиционный климат на макроуровне и инвестиционную привлекательность проекта.
Часто инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность трактуются в экономической литературе как синонимы. Но первое понятие более широкое и ёмкое. Это базовая характеристика среды инвестирования в стране, регионе, экономическом районе, отрасли. Только с учетом рейтинговой оценки инвестиционного климата инвестору целесообразно переходить к оценке инвестиционной привлекательности конкретного объекта или инвестиционного проекта.
Понимание сути исследуемой категории и формирования авторского взгляда на его содержание требует анализа факторов, под воздействием которых инвестиционный климат развивается.
В данной статье исследуется инвестиционной климат Севастополя.
Департамент экономического развития города Севастополя (далее — ДЭРС) является уполномоченным органом по реализации государственных полномочий в том числе в сфере организации деятельности по улучшению инвестиционного климата на территории города Севастополя.
Структурным подразделением ДЭРС, ответственным за указанное направление, является отдел формирования инвестиционного климата Управления инвестиционного климата и содействия предпринимательству.
Рис. 1. Преимущества инвестиционного климата Севастополя [11]
Основные конкурентные преимущества Севастополя:
— выгодное географическое расположение;
— наличие незамерзающего порта;
— достаточная развитость транспортной инфраструктуры города;
— мягкий климат (комфортно жить и работать);
— развитая отрасль виноделия;
— известность Севастополя как исторического бренда;
— высокий уровень образованности и культуры населения;
— наличие потенциала для развития туризма;
— наличие базы для судостроения и судоремонта;
— наличие небольших лабораторий и ряда крупных конструкторских бюро, развитый IT-рынок.
Приоритетные отрасли для инвестирования и развития представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Приоритетные отрасли для инвестирования в городе Севастополе [3]
Как было уже выше сказано в статье, улучшением инвестиционного климата, рассмотрением обращений желающих инвестировать, а также иные вопросы инвестиционной политики решает Департамент экономического развития города Севастополя.
Итак, чтобы реализовать инвестиционные проекты на территории Севастополя, правительство Севастополя учредило АО «Корпорация развития Севастополя», которое на данный момент обеспечивает отношения правительства города с частными инвесторами, различными инвестиционными фондами, а также обеспечивает развитие инвестиционного климата Севастополя.
На 2021 год правительством Российской Федерации в 2020 был утвержден размер инвестиций и он будет составлять 434,7 миллиардов рублей направлено на реализацию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя», которая будет осуществлена в период с 2020 по 2023 год. Информацию о государственной программе в Государственную думу РФ представило правительство России.
Большая часть сумм запланирована на 2023 год — 150 миллиардов и 147 миллиона рублей, а в 2021 году на мероприятия данной госпрограммы планируется потратить 76 млрд 120,2 млн рублей, а в предпоследний год-2022 год 82 миллиарда 256,6 миллиона рублей.
Рост численности населения Севастополя и Крыма в целом будет важнейшим индикатором исполнения данной государственной программы. По результатам данной госпрограммы, в 2020 году прирост численности должен был составить 2,5 миллиона человек, а в 2023 году до 2,7 миллиона рублей. Итак, по данным Крымстата 1 января 2020 года численность населения Республики Крым и Севастополя составила 2 млн 361 тысяча человек.
Также важнейшим показателем является объем инвестиций на душу населения в основной капитал, итак по итогам 2020 года в Севастополе объем инвестиций на душу населения составил 120,5, а в 2023 предполагается, что будет составлять 128,2 тыс. рублей. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на душу населения на 2020 год составил 28,7 тыс. рублей, а в 2023 году достичь показателя в 37,9 тыс. рублей. Уровень безработицы в Крыму и Севастополе должен сократиться до 5,2 % (по данным Крымстата, на второй квартал 2020 года уровень безработицы в Крыму составлял 6,7 %, в Севастополе — 5 %).
На полуострове приступают к реализации проектов строительства очистных сооружений, которые помогут уничтожить нечистоты почти на 100 %, появятся 29 объектов, которые помогут значительно улучшить состояние экологии и сэкономить воду. Отработанные стоки после очищения будут использоваться для технических нужд.
Идет проектирование, перепроектирование, и это в конечном итоге позволит очищать сточные воды в Крыму до 95 %, в Севастополе — до 98,5 %, а на Южном берегу Крыма будет очищено 100 % сточных вод, строительство очистных сооружений обойдется в 57 миллиардов рублей.
Половина запланированных мероприятий по устранению вододефицита на полуострове уже реализована, с повестки дня снята проблема острого дефицита воды в Крыму и Севастополе, а к 2024 году подача воды в регионе увеличится в два раза—до 300 тысяч кубометров в сутки. Ученые готовы для поиска пресной воды начать бурение скважин на дне моря в апреле текущего года. В Азовском море на втором горизонте существуют огромные запасы пресной воды с большим потенциалом. Насколько перспективны данные мероприятия—станет ясно к середине июля, что за период 2022–2025 гг. объем частных инвестиций в Крыму и Севастополе должен превысить один триллион рублей. Инвестиции в основной капитал на территории Республики Крым в 2020 году составили 221,6 млрд рублей.
По предварительным данным, за 2020 год было освоено 221,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Преимущественно эти инвестиции размещены в транспортной сфере, промышленности, гостинично-ресторанном хозяйстве, здравоохранении и образовании.
Говоря о показателях крымской экономики в 2020 году, Крымстат отметил абсолютный прирост валового регионального продукта на уровне 3,1 %. Основными внешнеторговыми партнерами Крыма остаются Украина, Белоруссия, Италия, Турция, Индия.
Таким образом, можно отметить, что Севастополь обладает рядом преимуществ и широким инвестиционным потенциалом, пандемия коронавирусной инфекции позволила городу увеличить приток инвестиций и выполнить инвестиционный план.
Специфический статус города среди российских регионов, в принципе, позволяет его властям уделять больше внимания экономике в собственном смысле — привлечению частных инвестиций, регулярному взаимодействию с бизнесом, формированию межотраслевых цепочек добавленной стоимости и т. д.
По оценке его авторов, Севастополь сейчас занимает лишь 55-е место в стране по масштабу инвестиционных рисков — наиболее высоко оцениваются такие виды рисков, как социальные (60-е место), экономические (63-е место), финансовые (71-е место) и, что особенно важно в контексте очередной смены власти в городе, управленческие (67-е место).
В сочетании с объективно небольшим инвестиционным потенциалом — авторы рейтинга по этому параметру ставят Севастополь лишь на 70-е место среди субъектов федерации — столь существенный уровень рисков, собственно, и приводит к тому, что инвестиции бизнеса в Севастополь идут очень неохотно.
Если не считать опять же бюджетных вливаний. Об их объёме говорит и такой показатель, как доходы консолидированного бюджета на одного жителя (скорректированные на индекс бюджетных расходов) — в Севастополе по итогам прошлого года он равнялся почти 112 тысячам рублей.
В общероссийском зачёте это 9-е место в одной компании с такими регионами как Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа, Тюменская область, Сахалин, — словом, с донорами российского бюджета.
Но, как показывают приведённые выше данные инвестиционной привлекательности Севастополя, для инвесторов это регион далеко не первого и даже не второго выбора.
Это не означает, что инвесторов на такие территории не заманишь, но успех этой работы зависит от совпадения очень многих факторов — в отличие от тех случаев, когда инвесторы могут рассчитывать на безупречно работающие институты или же экономический потенциал территории настолько высок, что некоторые риски можно не слишком принимать во внимание.
На данный момент стоить отметить, что Севастополь и Крым в целом теряют свою инвестиционную привлекательность. Этому содействуют некоторые проблемы, и первая самая большая — проблема с застройщиками, несколько лет тому назад было запрещено застраивать новые территории, потому что есть много недостроенных проектов. Ввиду этого выросли цены на жилье. Сейчас срок окупаемости жилья в Севастополе составляет 18–22 лет.
Из-за роста цен на недвижимость пострадал и гостиничный бизнес. Коммерческую недвижимость можно купить гораздо дешевле.
Вторая глобальная проблема — это сельское хозяйство. Вся земля в Крыму разделена на паи. И это значит, что в руках одного человека от 1 до 5 гектар.
Таким образом, инвестиционная привлекательность Севастополя невысока, четкая проработка стратегии инвестиционной привлекательности поможет улучшить инвестиционный климат региона.
Литература:
- Государственная служба статистики города федерального значения Севастополь [Электронный ресурс] // URL: http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts /sevastopol/ru/
- Государственная служба статистики Крымского федерального округа [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/
- Инвестиционный портал Севастополя [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://investsevastopol.ru/ru
- Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/
- Новости мировой экономики, финансы и инвестиции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.globfin.ru
- Правительство РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government.ru/
- Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru