В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.
Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.
Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.
Актуальность данной статьи заключается в том, что выявление проблем и перспектив индустрии гостеприимства в Крыму позволит рассмотреть слабые стороны в инфраструктуре полуострова, а также в культурной и бытовой составляющей жизнедеятельности Крыма.
Целью исследования является анализ наличия и состояния туристских ресурсов Республики Крым и оценка основных направлений развития материально-технического, финансового и трудового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг.
Индустрия гостеприимства – это одна из крупных и быстро развивающихся систем сектора экономики, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.
В структуру индустрии гостеприимства входят [2,с.18]: Предприятия общественного питания; Транспортные услуги; Культурно-развлекательные услуги. Средства размещения.
Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития индустрии гостеприимства в данной местности, именно поэтому его следует развивать для большего привлечения туристов и инвесторов.
Анализ наличия и состояния туристских ресурсов Республики Крым материально-технического, финансового и трудового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг позволили выявить основные проблемы развития отрасли.
1. Проблема транспортной доступности Республики Крым наземным и воздушным транспортом, минуя территорию Украины. После принятия Крыма в состав РФ и прекращения железнодорожного сообщения в 2015 году по сравнению с 2014 годом заметно снизился поток туристов, на 1 123 000 млн. чел., что повлекло за собой отрицательные последствия, препятствующие дальнейшему развитию туристской деятельности на полуострове.
2.Высокая доля нелегализованного частного сектора в структуре туристских услуг Республики Крым. Крым ежегодно посещают 6 млн туристов. При этом 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных мини-гостиницах, квартирах. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 года являлись: отсутствие статуса юридического лица, наличие необходимости проведения реконструкции (модернизации) номерного фонда и материально-технической базы, политические причины и др.
3. Низкий уровень развития инфраструктуры. Недостаточное количество гостиниц международного уровня, по состоянию на начало 2014 г., Европейским стандартам из 232 официально зарегистрированных гостиничных средств размещения в республике соответствует только 26 крымских отелей.
4. Высокий физический и моральный износ материально-технической базы в связи с практическим отсутствием инвестиций и недостатком средств на обновление основных фондов, в том числе по причинам их неэффективной эксплуатации.
Анализ основных показателей состояния и эффективности туристской деятельности по Крыму и Севастополю в целом позволил выявить основную тенденцию развития индустрии гостеприимства и представлен в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных финансово-экономических показателей состояния и развития туристской отрасли в Крыму за 2013-2014гг. [1]
п/п |
Показатели |
2013 год |
2014 год |
Абсолютноеизменение +/- |
Темп роста, % |
1 |
Количество максимально развернутых коек, ед. |
137 415 |
121 488 |
-15 927,0 |
88,4 |
2 |
Количество организованных отдыхающих, в том числе, чел. |
1 193 813 |
647 270 |
-546 543,0 |
54,2 |
2.1 |
-граждан Российской Федерации, чел. |
364 873 |
423 055 |
58 182,0 |
115,9 |
2.2 |
-граждан СНГ (в т.ч. Украина), чел. |
785 668 |
215 861 |
-569 807,0 |
27,5 |
2.3 |
-граждан дальнего зарубежья, чел. |
43 272 |
8 354 |
-34 918,0 |
19,3 |
3 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
39 806 |
32 935 |
-6 871,0 |
82,7 |
4 |
Количество проведенных койко- дней |
14 084 937 |
7 976 397 |
-6 108 540,0 |
56,6 |
5 |
Среднее количество дней пребывания, дней |
11,9 |
12,3 |
0,4 |
103,4 |
6 |
Объем предоставленных услуг, тыс.руб. |
16 080 411,04 |
10 960 129,7 |
-5 120 281,3 |
68,2 |
7 |
Объем реализованных услуг в расчете на 1 отдыхающего, руб. |
13 548,3 |
16 932,9 |
3 384,6 |
125,0 |
8 |
Средняя стоимость 1 койко-дня, руб. |
1 141,6 |
1 374,1 |
232,5 |
120,4 |
9 |
Затраты на 1 койко-день, руб. |
1 052,7 |
1 364,3 |
311,6 |
129,6 |
10 |
Платежи в бюджет, приходящиеся на 1 койко-день, руб. |
151 |
158 |
7 |
104,6 |
По результатам данного исследования видно, что туристские потоки сократились почти в два раза в 2014 г., при этом объем предоставляемых услуг в денежном выражении сократился лишь на 31,8%, что говорит о повышении стоимости отдыха вместе с резким спадом туристского потока. Кроме того, доход от 1 койко-дня в отчетном периоде вырос на 20,4%, а платежи в бюджет от произведенных услуг лишь на 4,6%. Такая ситуация объясняется тем, что стоимость туристских услуг возросла, с одновременным ростом коммерческих затрат. То есть, рост затрат превысил темп роста доходов, что привело к несоответствию прироста платежей в бюджет и прироста доходов от туристских услуг в 2014 году по сравнению с 2013г.
Подводя итог анализу основных показателей состояния и эффективности туристской деятельности по Крыму и Севастополю в целом можно сказать, что рост стоимости услуг, негативно сказывается на потоке туристов и пополнении бюджетных средств.
На сегодняшний день, для совершенствования развития индустрии гостеприимства в Республике Крым, правительством РФ, в программе развития Крыма до 2020 года в рамках государственно-частного партнерства, планируется:
- создать эффективные механизмы, отвечающие современным требованиям, для создания конкурентоспособной среды и улучшения инфраструктуры полуострова;
- обеспечить постоянное транспортное сообщение с материковой частью РФ;
- увеличить количество действующих индустриальных парков, что позволит увеличить поток туристов на полуострове [3].
В настоящее время, четко видна тенденция сокращения предложения для россиян на отечественном рынке туристских услуг, на основании чего можно прогнозировать повышение туристского интереса к Крыму, который должен занять освободившуюся нишу пляжного туризма для россиян. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества.
На государственном уровне необходимо проводить мониторинг стоимости путевок в государственные санатории и лечебницы, следить за их оптимальным значением, тем самым, не допускать появления спекулятивной стоимости отдыха по всей отрасли в целом. Кроме того, в связи с острой необходимостью, решения одной из основных проблем туризма – предельным устареванием материально-технической базы и инфраструктуры региона в целом, правительству необходимо минимизировать налоговую нагрузку на те предприятия туристской отрасли, которые модернизируют, создают и обновляют свои основные фонды.
Крым — это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.
Литература:
- Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627/
- Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. / под ред. / М.Ю. Лайко: Издательский центр «Onebook». 2014. – 274 с.
- Правительство Российской Федерации. Постановление от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420213682/
- Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// mtur.rk.gov. ru/rus/info.php?id=603956/