Ключевые слова: Республика Крым, туризм, туристско-рекреационный кластер, экономика
Развитие туристского комплекса является приоритетным направлением экономики региона. Согласно стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета, основа для развития социокультурной среды, средство повышения занятости и качества жизни населения.
В профильной Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015–2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 501, правительством Республики стратегической целью развития региона определено формирование международного туристского центра РФ, который будет соответствовать основным критериям: круглогодичности, конкурентоспособности и востребовательности.
С 2015 года развитие туристской дестинации основано на кластерном подходе. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 790 утверждена целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым до 2020 года», которая включает ряд мероприятий по созданию объектов, обеспечивающей инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (далее — ТРК), таких как:
- «Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория) — включает в себя создание инфраструктуры общенационального центра семейного оздоровления. Объем финансирования из федерального бюджета составляет — 11 164,6 млн. руб.
- «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки) — создание инфраструктуры грязелечебного курорта. Объем финансирования — 5 842,4 млн. руб.
- В районе озера Чокракское (п. Курортное) — создание инфраструктуры бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса. Объем финансирования 1 687,6 млн. руб.
- «Бахчисарайский» (р-н Бахчисарайский) — создание круглогодичного туристского центра. Общий объем — 270,1 млн. руб.
- «Черноморский» (р-н Черноморский) — развитие экстремального, археологического центра. Общий объем — 1 136,6 млн. руб.
- «Коктебель» (пгт. Коктебель) — создание центра активных видов туризма. Общий объем финансирования — 2 399,6 млн. руб.
Итого общий объем финансирования создания кластеров на территории Крыма из федерально бюджета составляет — 22 500,51 млн. руб. Средства будут направлены на реконструкцию объектов, обеспечивающей инфраструктуры.
Реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов. На территории ТРК предусмотрены земельные участки под создание новых туристских объектов, которые выступают в настоящее время инвестиционными площадками, которые являются приоритетными для привлечения инвесторов, так как представленные территории имеют эффективное и высокодоходное расположение в Республике.
На сегодняшний день активно ведется работа по привлечению инвесторов на территории кластеров.
В 2015–2016 гг. Министерством курортов и туризма Республики Крым рассмотрено 153 инвестиционных проектов, на общую сумму более 129 млрд. руб. Работу по обработке инвестиционных проектов в республику осуществляет ГАУ РК «Центр инвестиций и регионального развития» в соответствии с порядком рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации на территории региона, утвержденным постановлением совета министров Республики Крым от 07.10.2014.
С целью обеспечения эффективного рассмотрения инвестиционных предложений и принятия решения о целесообразности их реализации в сфере курортов и туризма на территории региона приказом министерства от 15 июля 2015 года, создана группа Министерства курортов и туризма по рассмотрению инвестиционных проектов. За 2016 год проведено 26 заседаний.
Наибольшее количество заявок на реализацию инвестиционных проектов поступило по ЮБК — 41 %, 27 % — по Западному побережью, 15 % — по Центральной части полуострова, 13 % — по Восточному побережью, 4 % — по другим территориям республики.
По информации центра инвестиций на 2016 год находилось порядка 92 проекта на реализацию в сфере курортов и туризма на общую сумму 24 млрд. руб.
Что касается рисков реализации программы и меры по управлению этими рисками, рассмотрим далее:
Первая группа рисков наиболее значимая — недостаток финансирования, причины возникновения, в большей степени определяются внешними факторами: «выпадение» доходов бюджета республики, незапланированное увеличение расходов. Минимизация последствий данного риска:
− рациональное использование имеющихся средств;
− составление ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий;
− привлечение дополнительных средств.
Правовые риски связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства на федеральном уровне. Минимизация последствий данного риска, осуществляется при помощи следующих мер:
− регулярного мониторинга изменений бюджетного законодательства;
− реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, с проведением необходимых корректировок.
Ограниченность кадровых ресурсов, связанная с недостаточной квалификацией работников. Снижение последствий наступления рисков, осуществляется при помощи следующих мер:
− назначение ответственных исполнителей на долгосрочный период, с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий;
− повышение квалификации исполнителей мероприятий;
− привлечение представителей общественных и профессиональных сообществ.
Дальнейшее развитие региона будет возможным за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств необходимыми факторами успешного развития региона являются — инвестиционные технологии, а также привлечение человеческих ресурсов. От результатов конкурентной борьбы полуострова за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие Республики Крым.
Литература:
- Инвестиционные предложения Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.invest-in-crimea.ru
- Информационный портал «гостям Севастополя» 2015 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crbc.pro./all/news/vkrym2010goda.com
- Министерство курортов и туризма Крыма 2010 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1432562
- Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015–2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://simgov.ru (дата обращения: 8.03.2017).