Малые консалтинговые компании и перспективы их деятельности в условиях современного рынка консалтинговых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.04.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Котов, К. С. Малые консалтинговые компании и перспективы их деятельности в условиях современного рынка консалтинговых услуг / К. С. Котов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113432/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматриваются роль и перспективы малых консалтинговых компаний на современном рынке консалтинговых услуг в России. Отмечается тенденция роста рынка и увеличения спроса на специализированные услуги, что создаёт благоприятные условия для развития малого консалтингового бизнеса. Анализируются преимущества малых консалтинговых компаний, среди которых: гибкость, персонализированный подход к клиентам, специализация на нишевых рынках и направлениях деятельности, ценовая доступность услуг. В статье также раскрываются особенности функционирования малых консалтинговых компаний и описываются основные стратегии их развития (цифровая трансформация, развитие специализированных услуг и сотрудничество с другими игроками рынка). По итогам исследования подчеркивается высокая роль малых консалтинговых компаний и перспективность их деятельности в условиях современного рынка консалтинговых услуг.

Ключевые слова: малый консалтинговый бизнес, рынок консалтинговых услуг, специализация, цифровая трансформация, нишевые услуги, сотрудничество, стратегии роста.

В условиях кризисного и достаточно противоречивого состояния экономики Российской Федерации, в последней наблюдаются значительные трансформации, сопряженные как с ограничительным влиянием, так и происходящими внутренними процессами. С точки зрения рынка консалтинговых услуг в России, сформировались определенные тенденции и противоречия, обусловленные тем, что рынок стоит на пороге дальнейшего роста ввиду резкого роста спроса на весь спектр направлений оказания услуг со стороны консалтинговых компаний бизнесу. На прикладном уровне подобное означает формирование новых и дополнительных возможностей для российских бизнес-субъектов, которые продолжают вести собственную деятельность на рынке. Последний постоянно развивается, в чем огромные усилия прикладываются со стороны крупнейших компаний и их партнерства со стратегически значимым крупнейшим бизнесом; наблюдается тенденция к увеличению объема оказываемых услуг российским консалтинговым бизнесом, что подтверждает заявленные тезисы о состоянии рынка консалтинговых услуг [4; 6].

Примечательным и достаточно перспективным направлением на фоне происходящих социально-экономических трансформаций является направление оказания консалтинговых услуг малыми консалтинговыми компаниями, деятельность которых в условиях современного рынка консалтинговых услуг приобретает специфичный и в тоже время значимый в контексте повышения конкурентоспособности Российской Федерации характер. Поставленные цели развития экономики России главным образом реализуемы только в том случае, если представители предпринимательства аккумулируют собственный потенциал и будут осуществлять рациональные и размеренные трансформации, в связи с чем особенно востребованными (на фоне дефицита управленческих кадров) становятся специалисты в сфере консалтинга, а также услуги консалтингового бизнеса.

Цель исследования — охарактеризовать перспективные направления функционирования малого консалтингового бизнеса в условиях современного рынка консалтинговых услуг.

Рынок консалтинговых услуг, как и вся экономика, столкнулся с системой значимых вызовов, которые сопряжены с уходом с рынка множества иностранных игроков и необходимостью поддержания динамики оказания консалтинговых услуг. Растущая потребность компаний в адаптации к изменениям, подготовке и реализации политик антикризисного управления, внедрении информационных технологий и систем, а также постоянный рост требований к качеству получаемых услуг выступили ключевыми факторами-драйверами роста спроса на консалтинговые услуги.

Как пишут Л. С. Шеховцева, В. Е. Павляк и Н. Ю. Бородавкина, современный рынок консалтинговых услуг в России находится на пороге бурного роста, и на данном этапе претерпевает одни из ключевых изменений, истоки которых берут свое начало в период пандемии коронавирусной инфекции. Консалтинг сегодня связывается с ростом спроса на услуги, а также расширением суммарного количества направлений реализации таких услуг (в том числе по специфическим нишам деятельности), на что указывают авторы. Частными примерами таких услуг являются услуги по вопросам социально-устойчивых (зеленых) трансформаций, в области цифровизации, внедрения искусственного интеллекта, а также юридического и иного сопровождения с учетом высокой динамики отечественного законодательства. Кроме того, авторы также отмечают, что на рынке консалтинговых услуг все чаще начинают появляться малые компании, в том числе в формате физических лиц (индивидуальные предприниматели), которые ориентированы на работу с более простыми субъектами и оказывают, как правило, более простые и нишевые услуги [6]. Примечательной видится и позиция А. Д. Чудновского, М. А. Жукова, В. А. Жукова, Г. В. Захарова и Н. А. Офицеровой, которые подчеркивают, что современный рынок сталкивается с системой управленческих проблем, под влиянием которых бизнес-субъекты демонстрируют растущий интерес и расширяющееся количество запросов на предоставление внешних консультаций [5].

Соглашаясь с мнением авторов, заметим, что присутствие малых компаний на рынке консалтинговых услуг в России (представители малого бизнеса) является значительной перспективой, которая отражает разнообразие структуры участников рынка. Малые консалтинговые компании, как показывает практика и опыт их деятельности, зачастую специализируются на узконаправленных сегментах консалтинговых услуг, а также специализированных услугах, что позволяет им сохранять собственную конкурентоспособность на фоне крупнейших игроков, быть востребованными и вместе с тем вносить вклад в общий рост российской экономики. Так, достаточно распространенными направлениями консалтинговых услуг малого бизнеса становятся: HR-консалтинг, налоговое консультирование, стратегическое планирование, юридическое сопровождение, финансовое управление (в том числе налоговое, бухгалтерия), ИТ-консалтинг и некоторые другие. Такие услуги реализуются ситуативно и в рамках различных форм их оказания — как в качестве независимой консалтинговой услуги, так в виде части пакетной услуги при внедрении определенных продуктов (например консультирование по вопросам выбора программного обеспечения со стороны компании-разработчика этого программного обеспечения). Складывающаяся тенденция на рынке консалтинговых услуг может быть представлена в виде цикла (рис. 1):

Формирование на рынке консалтинговых услуг малых консалтинговых компаний

Рис. 1. Формирование на рынке консалтинговых услуг малых консалтинговых компаний

Преимущества малого консалтингового бизнеса в целом сопоставимы с малым бизнесом и его спецификой, о которых достаточно подробно пишут Г. Б. Новосельцева и Н. В. Рассказова. Авторы считают, что малый бизнес является более адаптивным к трансформациям, обладает потенциалом инновационного роста, отличается мобильностью и долгосрочными перспективами развития креативных идей, в связи с чем является важным элементом нормального развития рынков, сегментов, определенных направлений или ниш оказания услуг [2]. Соглашаясь с воззрениями авторов, заметим, что на уровне консалтинговых компаний подобное проявляется в виде персонализации, улучшения собственных подходов под конкретного клиента и общее взаимодействие с ним. Подобное привлекает свою нишу клиентов и позволяет сохранять востребованность, несмотря на факторы высокой конкуренции в отрасли; кроме того, малые консалтинговые компании часто предоставляют более доступные услуги, пользуются спросом среди стартапов, а также других субъектов малого и среднего предпринимательства.

О. С. Петрова считает, что без малого бизнеса становится невозможным эффективный и рациональный отраслевой, а впоследствии и глобальный экономический рост, в связи с чем экономика нуждается в организации эффективных условий для ведения деятельности малыми и средними субъектами предпринимательства. Автор считает, что представители малого бизнеса эффективно заполняют «незакрытые» проблемы и потребности рынка, тем самым поддерживают динамику его роста и способствуют формированию долгосрочного экономического эффекта [3]. Через призму деятельности малых консалтинговых компаний воззрения О. С. Петровой можно интерпретировать таким образом, что малый консалтинговый бизнес эффективнее ориентируется на локальных рынках предоставления услуг, обладает представлениями о специфических особенностях ведения деятельности на них, имеет определенные наработки и подходы к преодолению специфических проблем, за счет чего адаптируется под местных потребителей и предлагает наиболее выгодные и релевантные для них услуги. Так, существующие преимущества малых консалтинговых компаний сгруппированы нами на рисунке 2.

Преимущества малого консалтингового бизнеса

Рис. 2. Преимущества малого консалтингового бизнеса

Достаточно значимой в контексте заявленной проблематики и темы исследования, видится работа А. И. Булеева и Н. А. Адамова, которые выделяют общие особенности деятельности малого бизнеса на рынке консалтинговых услуг. В основу таких особенностей авторы закладывают систему ценностей, интегрально которые могут быть представлены в виде следующих рекомендаций [1]:

— открытие, а впоследствии и реализация консалтинговых услуг малым бизнесом должны осуществляться с ориентацией на высокое качество оказываемых услуг, что напрямую зависит от управленческих компетенций и квалификации занятых в компании специалистов;

— необходимо принимать решения, основываясь на объективной информации и стандартизированных порядках принятия решений, исключать факторы неопределенности (минимизировать их);

— важно разрабатывать управленческие решения с учетом стратегических ориентиров, что становится в том числе способом удержания клиентов;

— малая консалтинговая компания в качестве инструмента реализации собственных услуг, их продвижения и т. д. использует не столько репутацию, сколько собственные компетенции, которые впоследствии становятся фактором накопления репутации, расширения, формирования базы постоянных клиентов;

— малой консалтинговой компании необходимо придерживаться задач адаптации собственных продуктов и стандартов под специфику клиента, т. е. реализовывать принципы персонализации (что в соответствии становится фундаментом в обеспечении спецификации услуг);

— бизнесу и консультантам необходимо рационально подходить к оценке собственных возможностей и уровня готовности преодолевать сложившиеся проблемы, противоречия, реагировать на обстоятельства, что имеет фундаментальный характер с точки зрения эффективного предоставления консалтинговых услуг клиентам.

Отметим, что несмотря на соблюдение обозначенных рекомендаций, малые консалтинговые компании сталкиваются с системой влияний, которые во многом ограничивают их деятельность. Подобные влияния-ограничения диктуются на уровне размерности консалтингового бизнеса; малый консалтинг не способен конкурировать с крупными компаниями с развитой репутацией по оказанию сложных и системно значимых услуг, поскольку обладает более ограниченными кадровыми, финансовыми и нематериальными ресурсами (активами), влияющими на деятельность. В тоже время, большая часть специфических особенностей деятельности диктуется размерностью рынка, структурой участников и его общей конъюнктурой. Учитывая все обозначенное, развитие малого консалтингового бизнеса неразрывным образом связывается со стратегиями роста, которые, на наш взгляд, стоит рассматривать на уровне цифровизации, непрерывного совершенствования и расширения специализированных услуг, а также реализации стратегий партнерства. Сравнительный анализ обозначенных стратегий развития малых консалтинговых компаний представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ стратегий развития малых консалтинговых компаний

Стратегия

Сущность

Особенности

Долгосрочные перспективы

Цифровая трансформация (внедрение цифровых технологий)

Предполагает осуществление цифровизации малого консалтингового бизнеса для оптимизации процессов, повышения качества услуг или характера их предоставления

Связывается с осуществлением инвестиций в развитие и качество, обучение персонала, исследование новых сегментов услуг; предоставляет возможности масштабирования бизнеса

Общий рост эффективности, закрепление на рынке, расширение рыночного охвата, разработка новых продуктов и их продвижение, использование автономных систем и технологий, специальных методик

Развитие и укрепление специализированных услуг

Предполагает расширение и развитие нишевых услуг, которые являются наиболее востребованными в консалтинговой компании, что предоставляет возможность повысить их качество и привлечь новых потребителей

Подобная стратегия позволяет закрепиться на фоне конкурентов и стимулирует рост бизнеса за счет создания дополнительной стоимости

Формируется устойчивость к трансформациям на рынке, ввиду уникальности услуг, высоко лояльных клиентов, востребованности нишевых решений

Сотрудничество, партнерство, консолидация

Стратегия предполагает создание альянсов для развития ресурсной базы и контроля над рынком, улучшения общих стратегий

Подобная стратегия включает в себя как реальные консолидации, так и формальные союзы; также реализуется посредством слияний и поглощений

Расширяются общие возможности, новые ресурсы и сегменты, что позволяет закрепиться на рынке.

Отметим, что каждая из представленных стратегий обладает собственными перспективами и выбор конкретной зависит от текущего состояния и целей консалтингового бизнеса; кроме того, важно учитывать содержание роста, его экстенсивный или интенсивный характер, что становится фундаментом в выборе стратегий и реализации политики развития консалтингового бизнеса.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать ряд ключевых выводов:

Во-первых, современный российский рынок консалтинга демонстрирует высокие темпы роста, связанные с ростом спроса на консалтинговые услуги и ухода с рынка зарубежных компаний. Формируются новые возможности как для устоявшихся, так и для новых игроков, наиболее примечательными среди которых выступают малые консалтинговые компания. Их деятельность связывается с системой преимуществ, поскольку они предлагают специализированные услуги, часто фокусируются на нишевых рынках, что позволяет им эффективно конкурировать с более крупными компаниями.

Во-вторых, несмотря на собственные концептуальные преимущества, малые консалтинговые фирмы сталкиваются с ограничениями из-за размерности и доступных ресурсов (активов). Малые консалтинговые компании практически не способны конкурировать с более крупными, устоявшимися компаниями за сложные проекты, в связи с чем прибегают к развитию доступных, узкоспециализированных услуг в области консалтинга.

В-третьих, в целях сохранения конкурентоспособности и развития, малые консалтинговые компании придерживаются системы стратегий роста, среди которых можно выделить стратегии цифровой трансформации, стратегии развития нишевых услуг, стратегии сотрудничества и партнерства для приобретения дополнительных преимуществ и преодоления проблем, исходящих из размерности бизнеса.

Литература:

1. Булеев А. И., Адамов Н. А. Особенности деятельности малых предприятий на рынке консалтинговых услуг // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/consulting/Small_enterprises.shtml#p1 (Дата обращения: 23.04.2024).

2. Новосельцева Г. Б., Рассказова Н. В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 521–532.

3. Петрова О. С. Перспективы развития малого бизнеса в России // Economics. 2017. № 5 (26). С. 50–52.

4. Спрос на услуги консалтинга. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/b2b/consulting/technical_audit_and_consulting/2019/opinions/bogdan-kozovskij-general_nyj-direktor-ao-bdo-unikon-biznes-solusns/ (Дата обращения: 19.04.2024).

5. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Жуков В. А., Захаров Г. В., Офицерова Н. А. Консалтинговая деятельность с участием высших учебных заведениях в современных условиях // Инновации и инвестиции. 2022. № 10. С. 108–110.

6. Шеховцева Л. С., Павляк В. Е., Бородавкина Н. Ю. Рынок управленческого консалтинга: анализ на национальном и региональном уровнях // Сервис в России и за рубежом. 2023. № 4 (106). С. 81–93.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, компания, малый консалтинговый бизнес, малый бизнес, современный рынок, рынок, консалтинговый бизнес, Россия, цифровая трансформация, малый.


Ключевые слова

сотрудничество, специализация, цифровая трансформация, малый консалтинговый бизнес, рынок консалтинговых услуг, нишевые услуги, стратегии роста

Похожие статьи

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка

В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создан...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия

В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...

Успешная SMM-стратегия

Целью работы является анализ возможностей и методов реализации успешной SMM-стратегии в современных условиях. Объект исследования — SMM-стратегия. Предмет исследования — методы формирования и реализации SMM-стратегии. Актуальность темы исследования с...

Городские мероприятия как стратегический инструмент развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом

В статье рассматривается роль городских мероприятий как стратегического инструмента развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом. Автор подчеркивает, что участие ресторанов в культурных и социальных событиях позволяет не то...

Похожие статьи

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка

В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создан...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия

В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...

Успешная SMM-стратегия

Целью работы является анализ возможностей и методов реализации успешной SMM-стратегии в современных условиях. Объект исследования — SMM-стратегия. Предмет исследования — методы формирования и реализации SMM-стратегии. Актуальность темы исследования с...

Городские мероприятия как стратегический инструмент развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом

В статье рассматривается роль городских мероприятий как стратегического инструмента развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом. Автор подчеркивает, что участие ресторанов в культурных и социальных событиях позволяет не то...

Задать вопрос