Малый бизнес в современной России
Автор: Купрякова Анастасия Владимировна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 30.11.2016
Статья просмотрена: 14840 раз
Библиографическое описание:
Купрякова, А. В. Малый бизнес в современной России / А. В. Купрякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11509/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье рассматривается положение малого предпринимательства в современной России, его особенности, недостатки, преимущества, проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предприятие
Малый бизнес это коммерческое частное предприятие, которое отвечает индивидуальным критериям, характерным для каждого отдельного государства и отрасли. В современном мире этот вид предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, экономики и жизни общества в целом. В России малый бизнес является главным критерием роста уровня качества жизни, эффективности производства и заполнения рынка необходимыми товарами и услугами. Ссылаясь на Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, численность малых предприятий в России представлена в Таблице 1. К малым предприятиям относятся фирмы, подходящие по критериям Таблицы 2.
Таблица 1
Численность малых предприятий вРФ по федеральным округам на 01.08.2016
Регион |
Всего |
Из них |
|||||
Юридических лиц |
Индивидуальных предпринимателей |
||||||
Всего |
Из них |
Всего |
Из них |
||||
Микро предприятие |
Малое предприятие |
Микро предприятие |
Малое предприятие |
||||
Российская Федерация |
5,503,413 |
2,574,375 |
2,335,579 |
238,796 |
2,929,038 |
2,900,085 |
28,953 |
Центральный ФО |
1,628,464 |
890,740 |
803,309 |
87,431 |
737,724 |
731,213 |
6,511 |
Северо-Западный ФО |
627,485 |
355,055 |
323,180 |
31,875 |
272,430 |
269,894 |
2,536 |
Южный ФО |
567,995 |
171,350 |
155,424 |
15,926 |
396,645 |
393,304 |
3,341 |
Северо — Кавказский ФО |
188,258 |
43,594 |
39,478 |
4,116 |
144,664 |
143,808 |
856 |
Приволжский ФО |
1,012,628 |
454,689 |
410,518 |
44,171 |
557,939 |
551,158 |
6,781 |
Уральский ФО |
480,634 |
231,873 |
212,380 |
19,493 |
248,761 |
245,914 |
2,847 |
Сибирский ФО |
651,624 |
297,521 |
272,275 |
25,246 |
354,103 |
350,085 |
4,018 |
Дальневосточный ФО |
245,056 |
103,617 |
94,742 |
8,875 |
141,439 |
139,652 |
1,787 |
Крымский ФО |
101,269 |
25,936 |
24,273 |
1,663 |
75,333 |
75,057 |
276 |
Таблица 2
Критерии малых предприятий на 2016г
Категория субъектов МП |
Занятость на предприятии |
Доход предприятия |
Микро-предприятие |
< 15 человек |
< 120 млн. руб. |
Малое предприятие |
16–100 человек |
< 800 млн. руб. |
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Ссылаясь на опыт развития малого бизнеса в нашей стране, можно выделить следующие преимущества:
- Эластичность, быстрота и эффективность в принятии решений. Преимуществом малого бизнеса является оперативное реагирование на возникающие ситуации, так как отсутствует большинство посредствующих элементов. Все решения бизнесмен принимает самостоятельно.
- Сравнительно невысокий размер стартового капитала. Чтобы открыть свой бизнес бывает достаточно собственных сбережений, займа и государственных субсидий. Более того, в нашей стране проводится политика поддержки малого бизнеса путём внедрения программ стимулирования.
- Качество услуг. Малые предприятия предоставляют более качественный уровень сервиса, нежели крупные компании. В малом бизнесе предприниматель гораздо ближе к конечному потребителю.
- Мобильность. Малые фирмы более мобильны, если возникают обстоятельства, при которых необходимо сменить местоположение.
- Легкость в управлении. В связи с небольшими размерами, малыми фирмами управлять легче, чем большим: за движением финансовых потоков, учётом товарно-материальных ценностей и отчетностью перед государством владельцам малого бизнеса следить не так сложно, как крупным предпринимателям.
- Гибкость структуры. Малый бизнес может быстрее реагировать на перемену рыночной ситуации, перенаправить свое производство, внести изменения, в отличии крупных компаний, где такие решения могут занимать месяцы. Малое предпринимательство эластичнее, чем крупные корпорации.
Эти преимущества определяют эффективность малого бизнеса. Однако, в последнее время малое предпринимательство стало занимать более слабую позицию по сравнению со средним и крупным бизнесом. Это может быть обусловлено рядом недостатков этого вида предпринимательства:
- Угроза во время кризиса. Во время экономического спада малым фирмам очень непросто сохранить своё существование. Им намного сложнее получить помощь от государства в условиях экономического кризиса, и именно они банкротится в первую очередь.
- Ограниченность финансовых средств. Одним из самых явных недостатков малого предпринимательства является невысокий размер капитала. Ограниченность финансов сдерживает развитие малых фирм. Это сказывается на инвестициях в инновации, объемах производства и маркетинговом бюджете.
- Недоверие банков. Кредит на малый бизнес получить намного сложнее, чем на крупный или средний. Малые фирмы вызывают у банков сомнения в платёжеспособности и стабильности.
- Операционные издержки. При производстве товара у малых фирм операционные издержки будут выше, чем у крупных корпораций, которые пользуются эффектом от объёма производства.
- Возможность поглощения. Крупные корпорации могут поглощать малые фирмы, чтобы устранить потенциальных конкурентов.
- Лицензии и разрешения. Малым фирмам труднее получить государственные разрешения, лицензии и патенты, чем крупным компаниям.
- Угроза от крупных фирм. Крупная компания имеют более солидный уставной капитал, узнаваемость бренда, более известную торговые марки.
Все эти недостатки приводят к проблеме реализации потенциала малых предприятий в России. Основная цель потенциала малого бизнеса — это воспроизводство. Возможности производства непосредственно зависят от ресурсов, находящихся в распоряжении у малых фирм. Ими являются финансовые, кадровые, технические, информационные, материальные и управленческие ресурсы. Под потенциалом фирмы подразумевается степень использования этих ресурсов.
Основными общими проблемами в сфере малого предпринимательства являются:
- Лимитированный сбыт товара из-за низкого платёжеспособного населения;
- Инвестиционные ограничения и дефицит первоначального капитала.
Также существуют следующие серьёзные препятствия, сдерживающие развитие малых фирм:
Несовершенная или отсутствующая в некоторых аспектах малого бизнеса законодательная база. Нет единой законодательной основы деятельности российских малых фирм. Также в нашей стране для них законодательно существуют жёсткие регламенты, суровые налоги и штрафы, в случае неуплаты. Малым фирмам приходится проходить множество проверок, что значительно тормозит процесс развития предприятия.
Нехватка кадров. В России существует серьёзная проблема дефицита персонала в малом бизнесе, так как обучение в этой сфере происходит на недостаточно высоком уровне, а заработной плате на малых предприятиях сложно конкурировать с заработной платой больших корпораций.
Трудности с арендой и оборотными средствами. Высокая плата за аренду нежилых помещений является достаточно острой проблемой для малых предпринимателей.
Нехватка финансовых и сырьевых ресурсов. Из-за повышенного риска банкротства малого бизнеса банки часто отказывают малым предпринимателям в кредитах, они сомневаются в платёжеспособности фирмы в будущем. Также бизнесменам трудно найти дополнительные финансовые инвестиции. Инвесторы, в особенности состоятельные и солидные, предпочитают делать вложения в крупные корпорации.
Отсутствие спроса среди населения. Малые предприятия не могут производить продукция в больших количествах, но и ориентироваться на узкий круг потребителей им также не выгодно, поэтому спрос на товары малых фирм сравнительно невелик. Помимо этого, затраты на производство продукции малого бизнеса бывает выше, чем у крупных корпораций, и материальное состояние население не позволяет приобретать более дорогие товары, что приводит к простаиванию фирм.
Несмотря на все эти проблемы, малый бизнес является движущей силой экономики России, поэтому для его поддержки и развития государство реализует разнообразные стимулирующие программы, такие как: «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Сертификация»; «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»; «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»; «Поддержка социального предпринимательства»; «Выставочно-ярмарочная деятельность»; «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в области легкой промышленности» и другие.
Государство должно уделять больше внимания законодательной базе этой сферы экономики. Необходимо наличие законов, учитывающих более разнообразный спектр возможных ситуаций. Выделенные государством ресурсы должны в большей мере быть направлены на страхование и представление гарантий под кредит.
При осуществлении мер поддержки малого бизнеса должно быть предусмотрено создание эффективных институтов инвестиционного и венчурного предпринимательства, товарного рынка и рынка ценных бумаг, а также института рыночной инфраструктуры.
Стоит уделить больше внимания подготовки и переквалификации предпринимательских кадров, привлечь в эту сферу социально активное население. Также необходимо привлечь иностранных инвесторов и развивать внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса.
В целом в современной России есть все предпосылки для развития малого бизнеса. При достаточной защите со стороны государства и необходимых вложениях инвестиций, развитие малого предпринимательство остаётся лишь вопросом времени.
Литература:
- Соснаускене О. И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: практ. Пособие /О. И. Соснаускене, Т. Ю. Сергеева. – Москва: Омега — Л, 2007. — 256 с.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — Федеральная налоговая служба — https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/#t3]
- Полякова Е. А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса / Е. А. Полякова // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 3. — С. 63–65.
- Программы поддержки малого бизнеса — Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга — http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/biznes/programmy-podderzhki-malogo-biznesa/
- Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.
Похожие статьи
Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации
В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.
Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России
В статье рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России.
Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в России
В статье проводится анализ правовых основ в области регулирования малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования и предлагаются пути их решения.
Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.
Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)
В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...
Роль малого бизнеса в экономике России
Данная статья посвящена определению роли малого бизнеса в экономике России. Кроме того, в статье раскрывается, что представляет собой малый бизнес и сама предпринимательская деятельность, определены основные субъекты малого бизнеса, его преимущества ...
Основные проблемы малого предпринимательства в России
Малое предпринимательство — это движущая сила экономики любой страны. Вместе с тем оно сталкивается с определёнными проблемами. В статье представлены основные проблемы малого предпринимательства в России. Рассмотрены возможные варианты решения пробл...
Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России
В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.
О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России
В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности; определено положение субъектов малого и среднего би...
Проблемы развития малого бизнеса в России
В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.
Похожие статьи
Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации
В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.
Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России
В статье рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России.
Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в России
В статье проводится анализ правовых основ в области регулирования малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования и предлагаются пути их решения.
Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.
Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)
В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...
Роль малого бизнеса в экономике России
Данная статья посвящена определению роли малого бизнеса в экономике России. Кроме того, в статье раскрывается, что представляет собой малый бизнес и сама предпринимательская деятельность, определены основные субъекты малого бизнеса, его преимущества ...
Основные проблемы малого предпринимательства в России
Малое предпринимательство — это движущая сила экономики любой страны. Вместе с тем оно сталкивается с определёнными проблемами. В статье представлены основные проблемы малого предпринимательства в России. Рассмотрены возможные варианты решения пробл...
Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России
В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.
О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России
В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности; определено положение субъектов малого и среднего би...
Проблемы развития малого бизнеса в России
В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.