Особенности управления инновационной деятельностью на малых предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Будо, Д. А. Особенности управления инновационной деятельностью на малых предприятиях / Д. А. Будо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66590/ (дата обращения: 16.11.2024).



Российская экономика переживает эпоху крупномасштабных перемен. Радикальные экономические реформы несут за собой изменение деятельности предприятий, условий конкуренции и результатов труда. Она создает экономические условия для теоретических исследований и внедрения в практику инновационных технологий.

Эффективная и устойчивая деятельность компании зависит от того, как руководство понимает, оценивает и учитывает в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию. Согласно жизненному циклу предприятия организации делятся на стартапы и уже существующие предприятия. Стартап — новый финансовый проект, строящий свою деятельность на базе инновационных идей, либо на основе новых технологий, не запущенных в массовое потребление.

Далее необходимо рассмотреть инновационную активность малого и среднего предпринимательства. Расширение инновационной активности в секторе частного бизнеса непосредственно связано с развитием малых предприятий и обеспечением их потребностей дополнительных финансовых, человеческих и материальных ресурсах [2].

Анализ научно-исследовательской деятельности инновационной системе в России позволяет заключить о том, что Россия инвестирует значительные средства в поддержание инновационной активности. Так, в 2018 году было инвестировано порядка 1,5 % от ВВП [3].

Роль малых предприятий также возросла в период глобального экономического финансового кризиса в 2018–2019 годах. В условиях начинающегося финансового кризиса государство планировало в течение 3–5 лет снизить роль собственного вмешательства и долю государственных компаний в формировании добавленной стоимости внутри страны. Однако, такие планы мало коррелируют с практической деятельностью [1].

Практика показала, что доля государственных российских компаний в формировании валового внутреннего продукта продолжает оставаться значительной.

Кроме того, развитие предпринимательства, а в особенности инновационного активной предпринимательской среды, требует наличия определённых институтов и уровня предпринимательской культуры, которой бы способствовала складывающаяся в регионах политическая и экономическая обстановка. В последние годы на национальном уровне в России был внедрен ряд инструментов, стимулирующих инноваций, подтвердивших свою эффективность в международной практике.

К числу таких инструментов относятся специальные экономические зоны, исследовательские университеты, программы по финансированию малого инновационного бизнеса, различные налоговые льготы, технопарки, а также создание Российской венчурной компании.

Значительную роль в формировании инновационной активности малых предприятий должен играть частный капитал, поскольку он обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности предприятий и их способность нести ответственность за принимаемые управленческие решения. Если говорить об объеме инвестиций, необходимых для повышения инновационной активности малых предприятий, их размеры оказываются чрезвычайно высокими, непосильными в условиях складывающейся российской экономики.

Как отмечает ряд исследователей, только те компании в которых, где инвестиции в производственные мощности не являются необходимым условиям функционирования, способны поддерживать международный уровень конкурентоспособности.

Прежде всего, это компании сферы информационных технологий, такие как Яндекс, Лаборатории Касперского, Ситроникс и другие. Важным фактором конкурентоспособности малых инновационных предприятий является поддержка двустороннего сотрудничества в области инновационной деятельности.

В России на государственном уровне с 2008 года реализуется ряд программ по кооперации, в особенности с Германией, Францией, Италией, Финляндией, Испанией и некоторыми другими странами Евросоюза. В области международной кооперации преуспели такие инновационные компании как «Роснано», «Российская Венчурная Компания», и Фонд «Сколково» [7].

Совместно с США велась подготовка к реализации программы научного и технологического предпринимательства, которая призвана создать прочные связи между американскими компаниями, обеспечивающими обучение в области предпринимательства, и российскими учеными.

Идея малых предприятий, которые проявляют высокую инновационную активность, на государственном уровне стала популярной еще и потому, что, по мнению исследователей и экспертов, такие предприятия способны создать условия для реализации талантов и знаний творческой части населения. Такое население будет способно внедрять свои замыслы идеи непосредственно в продукты и услуги, производимые малыми предприятиями. Создание инноваций на малых предприятиях возможно с «обходом стороной» всей бюрократической цепочки, соответствующей процессу инновационной деятельности в крупных корпорациях.

Проблемы стимулирования инновационной деятельности на малых предприятиях можно сгруппировать по двум большим направлениям. Первое такое направление относится к стимулированию инноваций на макроэкономическом уровне, то есть на уровне национальных экономик [6].

В условиях, когда инновационное развитие лежит в основе экономического роста, многие государства пытаются построить свою инфраструктуру и модернизировать институциональную среду, в том числе свои законодательства, таким образом, чтобы они способствовали быстрому и беспрепятственный росту числа успешных малых предприятий в инновационной сфере.

В литературе описано значительное число функции, которые берёт на себя государство, для того чтобы прямо или косвенно регулировать инновационную деятельность предприятий [6]. Наиболее распространенным косвенным способом регуляции является регуляция через информационные потоки. Государство устраивают свою политику таким образом, чтобы повлиять на информацию, которую используют экономические субъекты для принятия тех или иных решений [4].

Часть государственной политики также направлена на стимулирование внутренней саморегуляции инновационной деятельности. Этому способствует распространение определённого числа лучших практик, общих правил и регламентированных процедур, а также числа добровольных соглашений, которые подписывают предприниматели и другие субъекты экономики, например, некоммерческие государственные организации и другие участники рынка, для того чтобы регулировать организовать их инновационную деятельность. Саморегуляция позволяет обеспечить большую скорость инновационного развития в условиях развитых стран. Кроме того, она повышает ответственность и гибкость предприятий в принятии решений, но требует от них повышения открытости инновационной среды и прозрачности принимаемых решений, что может не работать в ряде случаев. В последние годы распространилась практика стандартизации отдельных направлений инновационной деятельности.

В частности, предприятия могут использовать стандартные схемы для обеспечения финансовых ресурсов, подбора необходимых кадров, организации внутренних бизнес-процессов и для поиска ресурсов развитие предприятий. Важную роль в стимулировании инновационной деятельности играют рыночноориентированные инструменты, которые включают монетарные стимулы или гарантирование каких-либо «базовых правил игры». Например, создание особых зон экономического развития.

К наиболее часто используемым рыночноориентированным инструментам относятся использование налоговых льгот, предоставление дополнительного безвозмездного финансирования, регулирование прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности, ценовые ограничения крупных монополистов на рынке или внедрение лицензий и квот и тому подобное.

Второе направление связано с внутренними механизмами стимулирования инноваций. О таких механизмах и пойдет речь далее. Внутренние механизмы стимулирования инновационной деятельности играют особую роль в становлении малых предприятий. Финансовые механизмы достаточно изучены, остается актуальной тема изучения организационных механизмов стимулирования [5].

Во-первых, необходимо отметить, что сам процесс инновационной деятельности может иметь свои особенности на предприятиях малого бизнеса. На некоторых предприятиях инновационный процесс может вовсе не лежать в основе создания ценности, а играть лишь вспомогательную роль. Во-вторых, те предприятия, в которых инновационный процесс играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности, могут обеспечивать лишь часть сложного процесса создания инновационного продукта или услуги, являясь промежуточным исполнителем каких-либо сложных производственных процессов или процесса проектирования. В-третьих, предприятия малого бизнеса, как уже было отмечено ранее, зачастую ограничены в наличии внутренних ресурсов, им необходимо рационально и четко понимать, каким образом использовать материальные и нематериальные стимулы, для того чтобы мотивировать своих сотрудников делиться своими знаниями умениями и навыками в создании новых продуктов и услуг.

Литература:

  1. Бабич С. Г. Индексный анализ дифференциации регионов РФ по основным показателям инновационной деятельности // Статистика и Экономика. — 2019. — № 14. — 2. — C. 3–13.
  2. Городникова Н. В. Индикаторы инновационной деятельности 2016: статистический сборник / Москва: НИУ ВШЭ. — 2016. — 320 c.
  3. Домолютченков А. В. Анализ затрат на технологические инновации малых предприятий // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2018. — № 37. — 2. — C. 7–11.
  4. Максимчук Е. В., Чикина Е. Д. Вопросы стимулирования инноваций в государственных структурах развития и на крупных предприятиях // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2019. — № 3. — 1. — C. 264–271.
  5. Чайков М. Ю. Материальная мотивация авторов инноваций // Труд и социальные отношения. — 2019. — № 7. — 1. — C. 61–65.
  6. Pelkmans J., Renda A. Does EU regulation hinder or stimulate innovation? / CEPS Special Report No. 96, № November. — 1. — 2014. — 38 c.
  7. Spiesberger M. Reaching Out to Know-How: Support Instruments for Russia’s International Innovation Cooperation // Journal of East-West Business. — 2018. — № 17. — 2–3. — C. 144–155.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, предприятие, Россия, государственный уровень, инновационная активность, инновационная активность малых предприятий, инновационное развитие, инновационный процесс, компания, малый бизнес.


Похожие статьи

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций

Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Общие вопросы конкуренции в сфере туриндустрии

Организация эффективного маркетинга хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса

Современные тенденции банковского кредитования малых и средних предприятий в РФ

Похожие статьи

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций

Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Общие вопросы конкуренции в сфере туриндустрии

Организация эффективного маркетинга хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса

Современные тенденции банковского кредитования малых и средних предприятий в РФ

Задать вопрос