Экономическое содержание и возможные риски субъектов малого предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Корчагина, Е. П. Экономическое содержание и возможные риски субъектов малого предпринимательства / Е. П. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115585/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор рассматривает экономическое содержание и значимость субъектов малого предпринимательства, возможные риски, с которыми они могут столкнуться в процессе предпринимательской деятельности, а также необходимость внутреннего контроля малых предприятий.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, риски, внутренний контроль.

Малое предпринимательство — это объективно складывающийся сектор экономики, который играет важную роль в формирование рыночных отношений в государстве. Сама по себе деятельность малых предприятий решает не только важные экономические задачи, но и социальные, экологические, политические, а также является одним из факторов ускоренного экономического роста. Именно такие предприятия способны более оперативно заполнить те ниши и отрасли рынка, где крупные предприятия из-за сложности своего технологического процесса проникнуть не могут. Субъекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, обеспечивают занятость населения и диверсификации продуктов. Малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны или даже мира.

Первым документом, регламентирующим существование института «малое предпринимательство» в Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации. Именно в данном документе определяется право каждого на использование своего имущества и способностей для осуществления деятельности в качестве предпринимателя.

Помимо этого, деятельность субъектов малого предпринимательства регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: налоговый кодекс закрепляет виды, размеры и сроки уплаты обязательных платежей и сборов хозяйственного процесса, трудовой кодекс регулирует взаимоотношения работника и работодателя по вопросам приема, перевода и увольнения, а также решения трудовых споров. Гражданский кодекс регулирует имущественные отношения и договорные обязательства, а также определяет сущностные характеристики деятельности в сфере предпринимательства и его формы.

В основе регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства также лежат следующие нормативные акты:

– Федеральный закон от 24.08.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

– Федеральный закон от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

– Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Малым предпринимательством или бизнесом признается деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки. Субъектами малых предприятий могут быть индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. В таблице 1 приведены показатели, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства [1].

Таблица 1

Критерии отнесения субъектов к малому и среднему бизнесу

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения (для ООО)

Микропредприятие

не более 15 человек

не более 120 млн руб.

не менее 51 % капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;

Малое предприятие

не более 100 человек

не более 800 млн руб.

доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49 %; доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25 % (суммарно)

Среднее предприятие

не более 250 человек (до 1 000 человек — для легкой промышленности, до 1 500 человек — для общепита)

не более 2 млрд руб.

Параметры выделения малого бизнеса устанавливаются для того, чтобы такие предприниматели могли пользоваться преимуществами налогообложения и другими различными льготами.

Изменение категории субъекта малых предприятий или утрата статуса происходит в том случае, если как минимум один из представленных критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд.

Для более детального рассмотрения сегмента малого бизнеса необходимо исследовать динамику его развития.

Статистические данные по количеству субъектов малых предприятий в период 2018–2023 гг. приведены на рис. 1.

Количество субъектов малых предприятий 2018–2023 год, шт. [2]

Рис. 1. Количество субъектов малых предприятий 2018–2023 год, шт. [2]

Проанализировав статистические данные, можно проследить положительную динамику численности предприятий. Количество субъектов, вовлеченных в малый бизнес, растет. Но несмотря на это значительная часть малого бизнеса продолжает испытывать серьезные проблемы. Главной проблемой бизнеса в 2022 году остался слабый спрос — то, что он так и не восстановился к уровням до пандемии. В 2023 году многие столкнулись с новой проблемой — бизнесу пришлось привыкать к новым реалиям, встретиться с новыми вызовами и санкциями со стороны зарубежных стран. Предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно.

На данный момент Правительством Российской Федерации поставлена цель по развитию сектора малого и среднего предпринимательства — повысить рост численности занятых в данном секторе до 25 миллионов человек к 2030 году. Стоит отметить, что на начало 2024 года сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого предпринимательства, составила 13 133 152 человека, что почти вдвое меньше планируемой цифры. Стоит отметить, что малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности [3].

Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов, усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, ограничения спроса, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики — все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели малого бизнеса в 2024 году:

– Высокие проценты по кредитам. В 2024 году предприниматели Российской Федерации, особенно те, кто только начинает свой путь, столкнулись с проблемой высоких кредитных ставок. С текущей ключевой ставкой Центрального Банка Российской Федерации в 16 %, перспективы её снижения кажутся маловероятными. Это приводит к тому, что предложения коммерческих банков по кредитам для бизнеса начинаются от 20 % годовых, что серьезно затрудняет развитие и даже поддержание бизнеса на плаву.

– Затруднения с импортозамещением — сложности с импортозамещением на фоне падения курса рубля становятся еще одним камнем преткновения для местного бизнеса. Высокий курс валюты теоретически должен поддерживать отечественных производителей, но растущее экономическое влияние Китая ставит под угрозу местное производство. Примером может служить платформа Wildberries, открывшая свои двери для китайских продавцов, что усиливает конкуренцию для российских производителей.

– Снижение спроса на товары и услуги.

– Страховая компания Allianz опубликовала свой традиционный барометр рисков для бизнеса. На первом месте среди проблем, с которыми может столкнуться предприниматели всего мира в 2024 году — атаки хакеров, утечки данных и сбои в работе IT-систем [4].

Следствием данных проблем является возникновение рисков малого предпринимательства. В условиях рыночной системы риски являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, так как они сопровождают деятельность компании в течение всего ее существования. Поэтому нельзя игнорировать значимость рисков и факторы их возникновения в малом предпринимательстве.

Субъекты малого предпринимательства сталкиваются со следующими рисками:

– Финансовый риск — для эффективного развития бизнеса их владельцы вкладывают большие суммы своих сбережений или берут крупные кредиты. В недавнем времени предприниматели столкнулись с проблемой роста ключевой ставки, установленной Центральным Банком. Рост составил с 7,5 % до 16 % — это привело к тому, что банки начали повышать процентные ставки по кредитным продуктам, вследствие чего возрос и без того высокий показатель долговой нагрузки предпринимателей.

– Налоговый риск вытекает из налоговых обязательств субъекта малого предпринимательства перед государством. Налоговая составляющая малого бизнеса является основным негативным моментом. Своевременная минимизация налоговых рисков положительно воздействует на финансовый результат малых предприятий и их репутацию.

– Риск контрагента — это вероятность того, что один из участников сделки может не выполнить свое договорное обязательство. Малым предпринимателям в силу своих маленьких технических, временных и трудовых возможностей сложно проводить тщательный выбор контрагентов. Необходимо при введении деятельности проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

– Стратегический риск. Организациям необходимо формировать свои стратегии маркетинга, производства и продаж.

– Риск, связанный с репутацией, очень важен для субъектов малого предпринимательства. Создание хорошей репутации необходимо для динамичного роста организации. Владельцы бизнеса должны постоянно следить за реакцией людей о своих организациях в социальных сетях и принимать как положительную, так и отрицательную оценку.

– Кадровый риск связан с нехваткой персонала: прием на работу недостаточно квалифицированных сотрудников и высокий уровень текучести кадров. Для предотвращения данного риска предприятию следует разработать систему материальной мотивации, а также ему необходимо тщательно подбирать персонал.

– Операционный риск представляет собой угрозу нарушения функционирования работы предприятия и его отдельных операций, она может вызвать значительные финансовые или имущественные потери, которые приведут компанию в банкротство.

– Юридический риск связан с нарушением требований законодательства, вследствие этого риска на предприятие могут накладываться большие штрафы, например, штрафы из-за неправильного оформления документации.

– Законодательные. Нововведения в законодательстве, несущие дополнительные убытки. Примером может быть введение обязательной маркировки на отдельные виды товаров, требующие от предпринимателей закупки оборудования, оплаты деятельности в системе, перераспределения обязанностей на производстве или привлечения новых специалистов с выплатой им заработной платы.

Современное предприятие ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями вышеперечисленных рисков — они представляют собой угрозу для бизнеса, могут повлечь недополученные прибыли, мешают реализации планов, а также ставят под угрозу само существование компании. Чтобы сохранить стабильность в бизнесе, необходимо своевременно осуществлять внутренний контроль за хозяйственными операциями предприятия [5].

До 2013 года вопрос о создании системы внутреннего контроля считали правом предприятия (исключением являлись кредитные организации). Но начиная с 01 января 2013 года ситуация повернулась в другую сторону — так согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, и субъекты малого предпринимательства не исключение.

Правильно организованный внутренний контроль на малых предприятиях может позволить:

– эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами организации;

– своевременно получать необходимую информацию о возможных рисках, вследствие этому поспособствует вовремя их снизить;

– рационально использовать собственные доходы и расходы;

– в условиях жесткой конкуренции продолжать достигать поставленных целей;

– быть гибкими и оперативно адаптироваться в быстроменяющихся экономических условиях.

На сегодняшний день иметь в штате риск-менеджеров, службу внутреннего контроля или пользоваться услугами специализированных компаний могут лишь относительно крупные компании, располагающие капиталом. Предприятия малого предпринимательства, учитывая ограниченность средств, не всегда уделяют должное внимание внутреннему контролю, в том числе и управлению рисками. Соответственно вследствие этого они несут немалые убытки, и в худшем случае ранее успешное предприятие и вовсе может прекратить свое существование. Следовательно, вопросы, касающиеся внутреннего контроля для предприятий малого бизнеса, имеют особое значение. Развитие малого предпринимательства напрямую зависит от умения руководителя грамотно оценить возможные риски, выбрать оптимальные методы управления ими и найти эффективные методы управления для предупреждения или уменьшения последствия рисков.

Литература:

  1. Ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Единая Федеральная Налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/
  3. Петров Д. В., Хорольская Т. Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития //Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — №. 2 (28). — С. 215–219.
  4. Allianz Risk Barometer. — Текст: электронный // Allianz Commercial: [сайт]. — URL: https://commercial.allianz.com/content/dam/onemarketing/commercial/commercial/reports/Allianz-Risk-Barometer-2024.pdf
  5. Одинцова Мария Александровна Методика управления рисками для малого и среднего бизнеса // Экономический журнал. 2019. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-upravleniya-riskami-dlya-malogo-i-srednego-biznesa
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, внутренний контроль, Российская Федерация, предприятие, предприниматель, риск, субъект, субъект малых предприятий, Центральный Банк.


Похожие статьи

Задать вопрос