Преграды развития малого и среднего бизнеса России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 17.07.2019

Статья просмотрена: 746 раз

Библиографическое описание:

Барикян, З. А. Преграды развития малого и среднего бизнеса России / З. А. Барикян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61653/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, налоговый кодекс.

Сейчас трудно не согласиться с тем, что малый и средний предпринимательство играет немаловажную роль в экономике развитых и развивающихся стран. Современная трактовка предпринимательства подразумевает особую форму экономической активности, направленную на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельности, ответственности и новаторских предпринимательских идеях. [5]

Малый бизнес играет существенную социально-экономическую роль в жизни государства. Развитый сектор МСБ способствует активному развитию конкурентной экономической среды, что в свою очередь отсеивает неконкурентоспособные компании, оставляя на рынке более рентабельные и эффективные фирмы, что в конечном счете выгодно как потребителям, так и национальной экономике в целом. МСБ вносит весомый вклад в формирование рынка труда и рынка потребительских товаров и услуг. Также, МСП оказывает содействие в освоении инвестиции, разработке и внедрению новаций и инноваций. Проведенное в США исследование (An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size) показало, что малый и средний бизнес создает в 16 раз больше патентов в расчете на 1 работника, чем крупные компании.

Классификация субъектов бизнеса на микро, малый и средний необходимо для решения следующих вопросов [3]:

– Государственного регулирование и поддержки субъектов МСБ;

– Для правильного учета и отчетности при создании статистической базы;

– Для нахождения прогрессивных и экономически развитых предпринимательских структур.

В России критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса определены на федеральном уровне и гласят, что МСБ являются коммерческие организации:

– Суммарная доля государства, некоммерческих организаций (религиозных, благотворительных, общественных) или иных фондов, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

– В зависимости от численности сотрудников за календарный год и в зависимости от размера суммарной выручки.

Таблица 1

Классификация субъектов малого исреднего бизнеса

Категория предприятий

Число занятых

(чел.)

Объем продаж

(млн. руб.)

Микропредприятия

0–15

≤ 120

Малые предприятия

16–100

≤ 800

Средние предприятия

101–250

≤ 2000

В России в 2018 году было зарегистрировано 6.218 млн. предприятий микро, малого и среднего бизнеса, из которых 5.935 млн. (96,85 %)-микропредприятия, 263 тыс. (2.82 %) -малые предприятия и 20 тыс. (0,33 %)- средние предприятия. Из Доклада Правительства РФ следует, что за последние 6 лет количество предприятий МСБ выросло на 30,7 %. Однако увеличения количества произошло только в сфере микропредприятий (до 15 человек и 120млн выручки). В секторе малого и среднего предпринимательства положительной динамики не наблюдалось. [6]

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего бизнеса

Следует также отметить, что ключевыми видами деятельности в секторе МСБ являются оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Рис. 2. Распределение субъектов МСБ по видам деятельности. (2018)

Малый и средний бизнес создает рабочие места и активно задействует трудовые ресурсы. Сейчас там занято около 16 млн человек (не учитывая теневой рынок труда, который доходил до 36 % в 2016 году). Если сравнивать с другими странами, то окажется, что Россия уступает им по этому показателю. Доля работников МСБ в России составляет примерно 19 %, что в 2 раза меньше, чем в США (40 %) и примерно в три раза меньше, чем в других развитых странах (Германия-62 %, Франция-61 %, Великобритания-53,1 %) [1].

Рис. 3. Доля работников, занятых в секторе малого и среднего бизнеса. (2018)

Еще одним показателем, характеризующее развитие малого и среднего бизнеса является ее доля в ВВП страны. Согласно данным Росстата и Минэкономразвития доля МСБ в ВВП РФ составляет 21,6 % (2017г.).

Рис. 4. Доля МСБ в ВВП разных стран (%)

Как видно из диаграммы, МСБ России развит недостаточно сильно и обеспечивает примерно пятую часть ВВП государства, в то время как в развитых странах этот показатель составляет более половины ВВП страны (США-51 %, Германия-53 %, Австралия-58 %).

Как и в любой сфере деятельности, в секторе малого и среднего предпринимательства существуют проблемы и задачи, которые требуют решения.

– Отсутствие эффективной законодательной базы;

– Высокий уровень налогообложения, сборов, доступа к ресурсам;

– Неопределенная и нестабильная экономической ситуации;

– Высокие процентные ставки по кредитам в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

В России одной из основных проблем в бизнесе является получение кредита. Кредит в долгосрочном периоде необходим МСБ для формирования первоначального капитала, необходимого для вхождения фирмы в рынок, а кредит в краткосрочном периоде нужен для внедрения инвестиций и новаций. Согласно статистическим данным Европейского центрального банка, в еврозоне кредиты нефинансовым организациям на суммы в пределах 0,25–1 млн евро и на срок от 3 до 12 месяцев выдаются при усредненной процентной ставке 1,62 % годовых, а для сумм свыше 1 млн евро–1,35 % годовых. Для кредитов на срок от 1 года до 3 лет данные ставки оказались равны 1,66 % годовых и 1,45 % годовых соответственно. В России же на данный момент процентная ставка в РФ существенно выше. Кредит сроком от 1 года для субъектов МСБ можно получить минимум под 7 % годовых (на практике это 11–16 %), что сильно сужает возможность заимствований для большинства организаций. Также множество банков отказывают выдавать льготные кредиты МСБ, обосновывая это тем, что сложно обеспечить гарантию возврата денег. Хотя, следует отметить, что на данный момент видна тенденция снижения процентной ставки по кредиту после кризиса 2014 года. Это можно наглядно увидеть на следующем графике. [2]

Рис. 5. Средневзвешенные процентные ставки, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям

Высокие процентные ставки, долгое рассмотрение кредитов, требование к высокой кредитной репутации делают доступ к финансированию малодоступным для многих малых предпринимателей. [8]

Следующей проблемой в секторе МСБ России является отсутствие эффективной нормативно-правовой базы. Затруднение деятельности предпринимателям создают как недоработки и недочеты в законодательстве, так и откровенные нестыковки законов друг с другом. Ярким примером противоречий в законодательной системе РФ может служить взаимодействие Гражданского кодекса с Налоговым кодексом. В добавок к тому, что налоговое законодательство постоянно изменяется (так в 2018 году в Налоговый Кодекс внесли изменения около 60 документов), так еще и разобраться в вопросах практического применения этих нормативно-правовых актов в жизни, зачастую, очень сложно. Бывают ситуации, что по гражданскому кодексу документы оформляются правильно, а налоговый потребует еще целый список документов к данной сделке. [9]

Также серьезную проблему предпринимателям создают несогласованные правила регулирования надзорных органов. К примеру, правила техники безопасности требуют держать запасные выходы открытыми во избежание жертв при пожаре. С другой стороны, Федеральная Служба Безопасности требует запирать запасные выходы для ликвидации террористических происшествий. Так как предприниматель не может выполнить оба требования одновременно, ему приходиться уклонятся от одного из них, что в свою очередь чревато нарушениями, штрафами, взятками.

На развитие бизнеса в любой стране огромную роль играет благополучная экономическая среда. К сожалению, в России с этим существуют некоторые проблемы. Согласно опросам ВЦИОМ, среди предпринимателей неопределенность экономической ситуации заняла первое место как фактор, сдерживающий функционирование компании. Нестабильная и неопределенная экономическая ситуация проявляется в высокой инфляции, низким курсом национальной волюты, санкциями со стороны иностранных государств (которые оказывают косвенное влияние на малый и средний бизнес), отсутствие чёткой экономической программы у Правительства РФ. Сюда же стоит добавить высокие цены на такие ресурсы, как бензин, электроэнергия, большие административные затраты на подключение предприятий к электросетям, плохое качество шоссейных дорог, неразвитая система автомобильных и железных дорог на дальнем востоке. [4]

Немаловажным является высокий уровень налогообложения. Согласно тому же опросу ВЦИОМ, налоговая политика России считается одним из основных тормозов развития МСБ страны. Несмотря на это, государство постоянно увеличивает налоговое давление на бизнес. В пример можно привести систему «Платон», взимающая плату с грузовых автомобилей более 12 тонн, которая привела к удорожанию междугородного трафика грузов. Также новая система «Онлайн-касса» приведет к увеличению издержек предпринимателей, так как предпринимателям необходимо приобрести саму кассу и установить ее, обучить персонал, наладить доступ в Интернет и поддерживать его. Тем не менее, в 2019 году Правительство собирается внести в Налоговый Кодекс несколько неналоговых платежей (утилизационный, экологический и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду и так далее), которые коснутся МСБ страны. [7] [4]

Существует несколько способов, с помощью которых государство может помочь качественному развитию предпринимательства:

  1. Изменить систему налогообложения, путем создания и внедрения нового налогового законодательства, включающую налоговые каникулы и налоговые льготы для начинающих предпринимателей и удобную и понятную налоговую политику для действующих компаний.
  2. Улучшить кредитную политику государства касательно малого бизнеса. Этого можно добиться, расширяя возможность получения кредитов субъектам МСБ и стимулирования банковского сектора на предоставления кредитов под малый процент.
  3. Постоянно изучать и анализировать различные сектора микро, малого и среднего бизнеса для формирования необходимой экономической политики.
  4. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
  5. Уменьшение количества государственного вмешательства в экономику. Необходимо прекратить поддержку неконкурентоспособных компаний и создавать конкурентную, стабильную экономическую среду.

Литература:

  1. Андрианов В. Д. Теневой сектор экономики России: занятость и «серые» зарплаты // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13–1.
  2. Балашов Алексей Михайлович Некоторые Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ // КНЖ. 2018. № 1
  3. Вахитова Зульфия Тагировна Теоретические подходы к понятию бизнес и предприниматель // Символ науки. 2015. № 9–1.
  4. Мишина Зинаида Александровна Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77).
  5. Савкина Р. В., Мальцева Е. Г. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. — " Издательство»" Проспект»"", 2013.
  6. Служба государственной статистики Росстат Ф. Электронный ресурс //Режим доступа: http://www. gks.ru. — 2016.
  7. Соцопрос ВЦИОМ: Оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста (2018).
  8. Теребова Светлана Викторовна Состояние и особенности развития малого бизнеса в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 1 (49).
  9. Шахшаева Аммия Магомедовна К вопросу о коллизиях в налоговом законодательстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1.
  10. Breitzman, Anthony and Hicks, Diana, «An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size» (2008). Faculty Scholarship for the College of Science & Mathematics. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, бизнес, малый, Налоговый Кодекс, среднее, сектор малого, гражданский кодекс, малый бизнес, налоговое законодательство, процентная ставка.


Похожие статьи

Правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес и частное предпринимательство — основа экономического развития страны

В статье теоретически обоснована сущность и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Также был изучен зарубежный опыт развития малого бизнеса и частного предпринимательства, даны рекомендации по их внедрению в стране.

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в Иркутской области

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

Развитие малого бизнеса в России на современном этапе

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

В статье анализируются проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. На основе проведенного анализа разработаны предложения по поддержке малого и среднего бизнеса в России.

Анализ законодательных инноваций в сфере гостиничного и туристического бизнеса

В статье авторы пытаются проанализировать основные тенденции развития законодательства в сфере гостиничного и туристического бизнеса

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан

В научной статье приводится обзор текущего состояния государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Похожие статьи

Правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес и частное предпринимательство — основа экономического развития страны

В статье теоретически обоснована сущность и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Также был изучен зарубежный опыт развития малого бизнеса и частного предпринимательства, даны рекомендации по их внедрению в стране.

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в Иркутской области

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

Развитие малого бизнеса в России на современном этапе

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

В статье анализируются проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. На основе проведенного анализа разработаны предложения по поддержке малого и среднего бизнеса в России.

Анализ законодательных инноваций в сфере гостиничного и туристического бизнеса

В статье авторы пытаются проанализировать основные тенденции развития законодательства в сфере гостиничного и туристического бизнеса

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан

В научной статье приводится обзор текущего состояния государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Задать вопрос