Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды / Е. В. Прокопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112996/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмовдля повышения внешних отличий современных моделей одежды.

Ключевые слова: композиционное разнообразие, декорирование одежды исторический костюм.

Основной объём швейных изделий изготавливается массовым тиражом путём промышленного производства. Для выпускаемой серии моделей разрабатывается определённый технологический поток, изменить который не так просто. Поэтому расширение ассортимента, т. е. внедрение новых моделей качественно отличных по внешнему виду и конструкторско-технологичному содержанию экономически крайне невыгодно для производителей.

В связи с этим следует находить такие подходы в проектировании моделей одежды и формировании целостного ассортимента, при котором происходит его насыщение.

Одним из способов насыщения ассортимента выпускаемой продукции на предприятиях является изменение внешнего вида моделей одежды за счёт использования таких средств композиционного разнообразия (СКР), которые обеспечивают максимум новизны при минимуме внесённых в модель изменений, не оказывающих или незначительно оказывающих влияние на технологию, применяемую при её изготовлении. Наиболее соответствуют вышеупомянутым требованиям такие средства композиционного разнообразия как различные виды декора. Некоторые из них практически не влияют на изменение технологического процесса, например использование различно решенных по цвету и орнаментальных композиций материалов, а уровень новизны серийных изделий значительно повышается.

При этом необходимо учитывать визуальные и психологические аспекты восприятия цветового тона и характера принта материалов, применяемых для насыщения модельного ряда выпускаемых изделий. Т. е. не каждое изменение цветового и орнаментального решения тканей гарантирует новизну восприятия моделей.

Работа с другими видами декора, к ним относятся: собственный декор (складки, буфы, сборки, рюши, воланы и др.),накладной декор (вышивка, аппликация, перфорация, отделочная строчка, фурнитура и др.), аксессуары, может вносить незначительные изменения в технологический процесс изготовления швейных изделий.

Следует отметить, что декоративные отделки оказывают влияние на стилевое решение моделей, назначение и вид одежды, размерно-ростовочные, возрастные и половые отличительные признаки в одежде, взаимосвязаны с модными тенденциями в одежде, а также используются для нивелировки фигуры человека. Это подтверждает то, что применение декора стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определённой эпохи.

При проектировании образцов одежды следует учитывать, что основополагающим принципом в создании костюма является достижение гармоничной формы [3]. Форма костюма меняется не часто, но постепенному внутреннему движению подвергаются такие элементы, как линии, цвет, детали, декор и т. д. Именно перемещение, исчезновение, появление этих элементов сопровождает формообразование костюма и наделяет его эмоционально — эстетической сущностью. Значимость декора велика, а работа с ним сложна и ответственна. Декоративное оформление может превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм, но неуместный, композиционно неграмотный по содержанию и расположению (количественно и качественно) декор делает одежду низкопробной и безвкусной.

Поэтому первостепенно для профессиональной работы с декором следует знать особенности и последовательность развития формообразования и декорирования одежды, т. к. для проектирования новых образцов одежды с использованием декора без анализа предшествующего опыта человечества в декорировании одежды чревато ошибками. Для каждого этапа развития одежды и моды характерны свои, присущие ему виды декорирования и способы их применения.

Интересен опыт декорирования одежды древних народов и традиционных костюмов, в которых украшения, декор был неотъемлемой частью образа. В создании традиционной одежды прослеживается умение оперировать орнаментом и украшениями, мотивы которых имели религиозно-мистическую семантику и являлись оберегом [1]. Анализ образцов традиционных костюмов дает возможность определить какие виды декоративных отделок применялись и их месторасположение на поверхности формы одежды. А также факторы, которые влияли на качество и уровень декорирования изделий. Данная информация отражена на рисунке 1.

Если рассматривать одежду с точки зрения утилитарности, то декоративные элементы в ней не являются обязательными, не делают костюм более удобным в эксплуатации как, например, конструктивные и функциональные (карманы, вытачки, застёжки и другие). Декор придает костюму художественную ценность, выразительность звучания, подчеркивает индивидуальность.

С развитием костюма роль его эстетической функции возрастала. Это особенно прослеживается в историческом костюме, формы которого и декоративное оформление, в отличие от древнего и традиционного костюма, постоянно подвергались изменениям [2]. Да и сами формы одежды, обуви, головные уборы, прически были причудливы, декоративны и мало функциональны.

Схема видов декоративных отделок костюмов древних народов

Рис. 1. Схема видов декоративных отделок костюмов древних народов

Появились новые виды декоративных отделок, образцов тканей и методов работы с ними. Анализ форм исторического костюма, зачастую сформированных с помощью корсетно-каркасных приспособлений и декоративных отделок, позволили определить основные тенденции развития исторического костюма и его декоративного оформления, что отражено на рисунке 2.

Схема тенденций развития декоративного оформления исторического костюма

Рис. 2. Схема тенденций развития декоративного оформления исторического костюма

Значимость декорирования поверхности формы одежды как в традиционном, историческом так и в современном костюме велика и направлена на получение более разнообразной, красивой, соответствующей моде одежды. Декор расширяет комбинаторность формообразования изделия и повышает вариативность композиционных решений моделей, даже выполненных на одной базовой конструктивной основе. Это те принципы, которые необходимы для выработки концептуальных решений по насыщению ассортимента современных образцов одежды. Поэтому значительный исторический опыт декорирования одежды, накопленный веками, должен изучаться и внедряться специалистами, работающими в области дизайна и проектирования одежды в современные образцы швейных изделий.

Литература:

  1. Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т. О. Бердник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320 с.
  2. Будур, Н. История костюма [Текст] / Н. Будур. — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2001. — 480 с.
  3. Козлова, Т. В. Основы теории проектирования костюма [Текст]: учебник для вузов / Т. В. Козлова, Р. А. Степучев, Г. И. Петушкова. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративное оформление, исторический костюм, декорирование одежды, композиционное разнообразие, декор, изделие, изменение, одежда.


Ключевые слова

композиционное разнообразие, декорирование одежды исторический костюм

Похожие статьи

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Насыщение ассортимента бытовой одежды массового производства без радикальных конструктивно-композиционных изменений прототипа

Насыщение ассортимента бытовой одежды массового производства с помощью изменения прототипа и приведение его к новому качеству без радикальных новшеств, которые предполагают изменение изделия полностью.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Факторы, влияющие на выбор средств разработки поверхности формы для женской бытовой верхней одежды

В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор средств разработки поверхности формы для одежды «верхнего слоя» и «лёгких изделий» женской бытовой верхней одежды.

Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм

Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.

Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей

В статье обосновываются виды комбинирования с учетом композиционного решения и качества тканей для достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления.

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Проектирование одежды на основе средневекового костюма: анализ информационного и методического обеспечения

Статья посвящена анализу методического и информационного обеспечения современного процесса проектирования одежды на основе исторического костюма эпохи средневековья. Исследованы источники информации в области истории костюма, реконструкции одежды и с...

Похожие статьи

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Насыщение ассортимента бытовой одежды массового производства без радикальных конструктивно-композиционных изменений прототипа

Насыщение ассортимента бытовой одежды массового производства с помощью изменения прототипа и приведение его к новому качеству без радикальных новшеств, которые предполагают изменение изделия полностью.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Факторы, влияющие на выбор средств разработки поверхности формы для женской бытовой верхней одежды

В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор средств разработки поверхности формы для одежды «верхнего слоя» и «лёгких изделий» женской бытовой верхней одежды.

Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм

Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.

Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей

В статье обосновываются виды комбинирования с учетом композиционного решения и качества тканей для достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления.

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Проектирование одежды на основе средневекового костюма: анализ информационного и методического обеспечения

Статья посвящена анализу методического и информационного обеспечения современного процесса проектирования одежды на основе исторического костюма эпохи средневековья. Исследованы источники информации в области истории костюма, реконструкции одежды и с...

Задать вопрос