В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмовдля повышения внешних отличий современных моделей одежды.
Ключевые слова: композиционное разнообразие, декорирование одежды исторический костюм.
Основной объём швейных изделий изготавливается массовым тиражом путём промышленного производства. Для выпускаемой серии моделей разрабатывается определённый технологический поток, изменить который не так просто. Поэтому расширение ассортимента, т. е. внедрение новых моделей качественно отличных по внешнему виду и конструкторско-технологичному содержанию экономически крайне невыгодно для производителей.
В связи с этим следует находить такие подходы в проектировании моделей одежды и формировании целостного ассортимента, при котором происходит его насыщение.
Одним из способов насыщения ассортимента выпускаемой продукции на предприятиях является изменение внешнего вида моделей одежды за счёт использования таких средств композиционного разнообразия (СКР), которые обеспечивают максимум новизны при минимуме внесённых в модель изменений, не оказывающих или незначительно оказывающих влияние на технологию, применяемую при её изготовлении. Наиболее соответствуют вышеупомянутым требованиям такие средства композиционного разнообразия как различные виды декора. Некоторые из них практически не влияют на изменение технологического процесса, например использование различно решенных по цвету и орнаментальных композиций материалов, а уровень новизны серийных изделий значительно повышается.
При этом необходимо учитывать визуальные и психологические аспекты восприятия цветового тона и характера принта материалов, применяемых для насыщения модельного ряда выпускаемых изделий. Т. е. не каждое изменение цветового и орнаментального решения тканей гарантирует новизну восприятия моделей.
Работа с другими видами декора, к ним относятся: собственный декор (складки, буфы, сборки, рюши, воланы и др.),накладной декор (вышивка, аппликация, перфорация, отделочная строчка, фурнитура и др.), аксессуары, может вносить незначительные изменения в технологический процесс изготовления швейных изделий.
Следует отметить, что декоративные отделки оказывают влияние на стилевое решение моделей, назначение и вид одежды, размерно-ростовочные, возрастные и половые отличительные признаки в одежде, взаимосвязаны с модными тенденциями в одежде, а также используются для нивелировки фигуры человека. Это подтверждает то, что применение декора стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определённой эпохи.
При проектировании образцов одежды следует учитывать, что основополагающим принципом в создании костюма является достижение гармоничной формы [3]. Форма костюма меняется не часто, но постепенному внутреннему движению подвергаются такие элементы, как линии, цвет, детали, декор и т. д. Именно перемещение, исчезновение, появление этих элементов сопровождает формообразование костюма и наделяет его эмоционально — эстетической сущностью. Значимость декора велика, а работа с ним сложна и ответственна. Декоративное оформление может превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм, но неуместный, композиционно неграмотный по содержанию и расположению (количественно и качественно) декор делает одежду низкопробной и безвкусной.
Поэтому первостепенно для профессиональной работы с декором следует знать особенности и последовательность развития формообразования и декорирования одежды, т. к. для проектирования новых образцов одежды с использованием декора без анализа предшествующего опыта человечества в декорировании одежды чревато ошибками. Для каждого этапа развития одежды и моды характерны свои, присущие ему виды декорирования и способы их применения.
Интересен опыт декорирования одежды древних народов и традиционных костюмов, в которых украшения, декор был неотъемлемой частью образа. В создании традиционной одежды прослеживается умение оперировать орнаментом и украшениями, мотивы которых имели религиозно-мистическую семантику и являлись оберегом [1]. Анализ образцов традиционных костюмов дает возможность определить какие виды декоративных отделок применялись и их месторасположение на поверхности формы одежды. А также факторы, которые влияли на качество и уровень декорирования изделий. Данная информация отражена на рисунке 1.
Если рассматривать одежду с точки зрения утилитарности, то декоративные элементы в ней не являются обязательными, не делают костюм более удобным в эксплуатации как, например, конструктивные и функциональные (карманы, вытачки, застёжки и другие). Декор придает костюму художественную ценность, выразительность звучания, подчеркивает индивидуальность.
С развитием костюма роль его эстетической функции возрастала. Это особенно прослеживается в историческом костюме, формы которого и декоративное оформление, в отличие от древнего и традиционного костюма, постоянно подвергались изменениям [2]. Да и сами формы одежды, обуви, головные уборы, прически были причудливы, декоративны и мало функциональны.
Рис. 1. Схема видов декоративных отделок костюмов древних народов
Появились новые виды декоративных отделок, образцов тканей и методов работы с ними. Анализ форм исторического костюма, зачастую сформированных с помощью корсетно-каркасных приспособлений и декоративных отделок, позволили определить основные тенденции развития исторического костюма и его декоративного оформления, что отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Схема тенденций развития декоративного оформления исторического костюма
Значимость декорирования поверхности формы одежды как в традиционном, историческом так и в современном костюме велика и направлена на получение более разнообразной, красивой, соответствующей моде одежды. Декор расширяет комбинаторность формообразования изделия и повышает вариативность композиционных решений моделей, даже выполненных на одной базовой конструктивной основе. Это те принципы, которые необходимы для выработки концептуальных решений по насыщению ассортимента современных образцов одежды. Поэтому значительный исторический опыт декорирования одежды, накопленный веками, должен изучаться и внедряться специалистами, работающими в области дизайна и проектирования одежды в современные образцы швейных изделий.
Литература:
- Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т. О. Бердник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320 с.
- Будур, Н. История костюма [Текст] / Н. Будур. — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2001. — 480 с.
- Козлова, Т. В. Основы теории проектирования костюма [Текст]: учебник для вузов / Т. В. Козлова, Р. А. Степучев, Г. И. Петушкова. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 с.