Художественное оформление костюма «Гжель» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрянина, О. Ф. Художественное оформление костюма «Гжель» / О. Ф. Петрянина, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18561/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье рассмотрены вопросы популяризации народно-художественных промыслов и народного костюмы. Раскрыты особенности создания русского костюма «Гжель».

Ключевые слова: русский костюм, народный костюм, гжель, история костюма.

Много разговоров о культурном наследии, традициях, ремеслах, о приобщении детей к этим многовековым пластам. Дополнительное образование способствует более гибкому проникновению детей в культуру и историю народов родного края.

Популяризация народно-художественных промыслов и народного костюма послужила идеей как сделать народный костюм оригинальным, но и сохранить в нем его самобытность? В рамках национально-регионального компонента образовательного процесса сформировалась необходимость создания стилизованного русского костюма с аксиологическим подходом к проектированию. Возникает актуальность нового подхода к разработке сценических костюмов и их прочтению.

Цель — показать, как доступными средствами можно сформировать образ, объединяющий в себе самобытность русского костюма и уникальность гжелевой кистевой росписи.

Задачи: добиться стилизацией целостного образа костюма для трех возрастных категорий и солистов: старших, средних, младших; адаптировать роспись для принтов и аппликаций; разработать технологию создания орнаментов и мотивов по возрастам.

Национальный русский костюм многие века оставался неизменным. Долгое время национальная самобытность русского костюма защищал царский указ Ивана Грозного от 1675г. Это была многослойная, довольно сложная плечевая одежда, весом до 20 кг, состоящая из накидной рубахи, летника — это шелковая рубаха с длинными рукавами с прорезью, воротник «ожерелье» и зарукавья — накладные обшлага, опашени или телогреи — распашная с длинными рукавами с прорезью, по бортам с большим количеством пуговиц одежда, но не застегивающаяся, дополненная головным убором. В качестве головного убора был выбран кокошник. Он является визитной карточкой национального женского костюма.

Самыми распространенными цветами женской одежды были: белый, синий, и красный. В качестве отделки использовались тесьма, металлические бляхи пуговицы, жемчуг. Идея использования в отделке костюма гжелевской росписи создает оригинальность в его создании. Нарядность кобальтовой росписи и яркость делает упор на орнаментальность с растительно-геометрическими формами. Варьирование мотивов цветков и листьев, расположение их в несколько ярусов, создает впечатление неповторимости и уникальности изделия.

Подробное изучение всего многообразия элементов росписи позволило выявить несколько базовых, возможных к использованию принтов: роза, лист, веточка, завиток. На их основе были разработаны шаблоны для выжигания элементов рисунков моделей.

В разработанных эскизах моделей можно четко выделить основные составные части женского русского костюма: рубаха — нижнее платье; летник — клешеная туника с длинными рукавами, ожерелье-кокетка, накладные обшлаги — манжеты.

Костюмы разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей и возможностью варьирования в размерном ряду без глобальных переделок. Большим плюсом этой конструкции можно считать отсутствие мелких съемных деталей, что облегчает его дальнейшую эксплуатацию. Подвижность проймы и объемные рукава не ограничивают движение в танце.

К технологической особенности можно отнести технику выжигания по ткани, что позволяет облегчить конструкцию изделия, а также уход от закрутки и вытягивания края. Достигается воздушность образа.

Операционно-технологическая часть. При создании этого костюма использовались следующие техники: выжигание по ткани; роспись по ткани; росшив стразами и бисером, пайетками; аппликация; бисероплетение; обтяжка; резка на лазерном фрезерном станке.

Особое внимание было направлено на выстраивание поточности операций технологической цепочки сборки изделия.

Специфика росписи по ткани вносит изменения в единую технологию швейного производства. Технологическая цепочка начинается с изготовления деталей отделки и промежуточного кроя метражом.

Технология сборки: изготовление аппликации; промежуточный крой; нанесение орнаментов на крой; роспись кроя; осноровка кроя к дальнейшей сборке; сборка изделия; росшив изделия.

Введение в образовательные программы национально-регионального компонента помогает сохранить и раскрыть детям многонациональность нашего региона, а именно гжели, в создании костюмов привнесло в образовательный процесс новое прочтение исторического наследия. Этот компонент позволяет учащимся воочию прикоснуться к народному творчеству, проникнуться уважением к культуре и быту, что в свою очередь создает благоприятные условия для формирования художественного вкуса и обогащает наших детей духовно.

Литература:

1. Аверьянова, М. Г. Гжель — всероссийское достояние. ФАРФОР ГЖЕЛИ / М. Г. Аверьянова. — Текст: электронный // Палата народных промыслов и ремесел: [сайт]. — URL: https://palata-npr.ru/o-regione/gzhelskaya-i-karpovskaya-volosti/2016/02/02/gzhel-vserossijskoe-dostoyanie.-farfor-gzheli/ (дата обращения: 30.05.2024).

2. Дудникова, Г. П. История костюма. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ, колледжей / Г. П. Дудникова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 404 c.

3. Осипов, Ю. С. Большая российская энциклопедия / Ю. С. Осипов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 c. — Текст: непосредственный.

4. Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 1. Пленарное заседание. Международная научно-практическая конференция «Традиции и новации в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне»: сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. — Гжель: ГГУ, 2020. — 216 с.