Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Маркова, А. И. Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна / А. И. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99714/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Ключевые слова : художественная кукла, творческий потенциал, культурные ценности, художественное образование.

Одним из важнейших направлений в художественном образовании обучающихся в системе СПО является их приобщение к социокультурным ценностям региона. Основная цель: формирование у обучающихся творческих специальностей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию региона, самое важное: закладывание основы для освоения и принятия национальной культуры. При этом отметим, что ключевой концептуальной идеей является Человек культуры. Речь идет о процессе знакомства с родной культурой обучающиеся колледжа приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям [1].

Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализовываться в процессе обучения в системе среднего профессионального образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и культурного потенциала личности обучающегося [2].

В художественном образовании важное место имеет мотивация обучающихся к творческой деятельности. Одним из направлений является создание педагогических условий к приобщению социокультурным ценностям региона. Художественная кукла — явление художественной культуры, особый жанр искусства, самоценный художественный объект, близкий станковой и малой скульптуре, с родовыми чертами куклы. Главная задача для художников, которых интересует работа над созданием уникальных авторских кукол — это повышение своих творческих и технологических навыков. Только благодаря постоянному творческому развитию можно создать настоящее произведение уникального искусства — художественную куклу [3].

Подготовка обучающихся при изучении профессионального модуля «Декоративно-прикладное творчество» проводится с применением индивидуального подхода, который зависит от личных психических и творческих способностей каждого обучающегося. Только при таком подходе возможно полноценное развитие личности с учетом его индивидуальных способностей. Возможность выбора творческого источника дает ему определенную свободу в реализации индивидуальных способностей.

Важно помочь обучающимся найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из таких путей возвращения и приобщения к родным истокам являются народные игры и игрушки. Недаром существует поговорка: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.

В данной статье представляем опыт создания авторских рукотворных кукол обучающимися Якутского колледжа технологии и дизайна. Источником вдохновения являются: якутский героический эпос Олонхо, герои якутских сказок, легенды и сказания коренных и малочисленных народов Севера.

Рукотворные авторские куклы выполнены в технике лепки, запекаемой полимерной глины и состоит из следующих этапов:

1) Выбор темы. Поиск материала и источника для создания образа будущей куклы. Разработка и утверждение эскиза; 2) работа над пластикой головы из полимерной глины. Лепка носа, губ, ушей и глаза; 3) нанесение теней, запекание головы куклы в духовке, 4) роспись лица куклы акриловыми красками; 5) изготовление каркаса для куклы; 6) формирование туловища; 7) работа над пластикой рук; 8) работа над пластикой ног; 9) запекание рук и ног куклы; 10) сборка деталей куклы; 11) создание прически; 12) изготовление одежды для куклы; 13) изготовление обуви для куклы; 14) изготовление подставки для куклы; 15) этикетка куклы.

Этапы работы

Изготовление кукол по эпосу «Элэс Боотур»

В этом направлении ведется целенаправленная работа с обучающимися, которые успешно участвуют в международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсах, фестивалях и выставках авторских кукол, таких как: «Преобразование» (г. Москва), «Ведь у кукол судьбы тоже…» (г. Хабаровск), «Якутия Мастеровая», «Бал кукол снежной долины», «Мир кукол», «Народное искусство-Национальное достояние» и др. В данных выставках и конкурсах успешно принимали участие обучающиеся колледжа: например, Егорова Юлия в научно-практической конференции обучающихся начального среднего профессионального образования «Шаг в будущую профессию» с авторской куклой «Эркээни-Куо» стала лауреатом в секции «Мода и дизайн». Сергина Саргылана в выставке рукотворной этно-игрушки по якутскому героическому эпосу «Олонхо» с авторской куклой «Симэхсин-эмээхсин» отмечена дипломом III степени в номинации «Сувенирная кукла». Колесова Анна в международном конкурсе «Преобразование» (г. Москва) участвовала с авторскими куклами «Охотник Лоокут», «Кыыс Ньургун» стала дипломантом I степени. Григорьева Сардана в региональной выставке «Мир Арктики» отмечена грамотой за авторскую куклу «Кыталык-кыыс». Егорова Асико в IV республиканской выставке-фестивале авторской куклы, Бал кукол снежной долины стала дипломантом I степени в номинации «Кукла в традиционном национальном костюме народов Якутии». В молодежном фестивале Якутии «MUUS USTAR- 2022» Андреева Анна представила авторскую куклу «Чаачыгыр Ча5аар», Румянцева Марианна -куклу «Алтаана Куо».

C:\Users\79841\Pictures\Аттестация Марковой А.И 2023г\Маркова А И 2021\$SCF5985.JPG

На Республиканской выставке-ярмарке «Якутия Мастеровая»

Таким образом, создание авторских рукотворных кукол способствует развитию творческого потенциала обучающихся.

Литература:

  1. Куклы из пластика. Изготовление, коллекционирование, реставрация. Лидия Мудрагель. –Спб.: Питер, 2015.-128с.:ил.-(Серия «Ручная работа»). ООО Издательство «Питер», 2015.
  2. Санатова С. В. Развитие творческих способностей студентов- дизайнеров костюма как педагогическая проблема./ Вестник СПбГУ. Серия 12. Вып.3-СПб. Изд-во СПбГУ,2014-С.146–152.
  3. Журнал «Prokukly», Главный редактор Александра Вареникова. Издатель ООО «Лавка Кукольного мастера», Санкт-Петербург, г. Пушкин. 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): авторская кукла, социокультурная ценность региона, художественная кукла, III, MUUS, USTAR, профессиональное образование, снежная долина, художественное образование, якутский героический эпос.


Похожие статьи

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Сегодня обществу нужны инициативные, творческие люди, способные оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций. Актуализация творческих способностей младших школьников может повысить качество любых общественных реформ, выступая при э...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...

Похожие статьи

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Сегодня обществу нужны инициативные, творческие люди, способные оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций. Актуализация творческих способностей младших школьников может повысить качество любых общественных реформ, выступая при э...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...

Задать вопрос