В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.
Ключевые слова : художественная кукла, творческий потенциал, культурные ценности, художественное образование.
Одним из важнейших направлений в художественном образовании обучающихся в системе СПО является их приобщение к социокультурным ценностям региона. Основная цель: формирование у обучающихся творческих специальностей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию региона, самое важное: закладывание основы для освоения и принятия национальной культуры. При этом отметим, что ключевой концептуальной идеей является Человек культуры. Речь идет о процессе знакомства с родной культурой обучающиеся колледжа приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям [1].
Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализовываться в процессе обучения в системе среднего профессионального образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и культурного потенциала личности обучающегося [2].
В художественном образовании важное место имеет мотивация обучающихся к творческой деятельности. Одним из направлений является создание педагогических условий к приобщению социокультурным ценностям региона. Художественная кукла — явление художественной культуры, особый жанр искусства, самоценный художественный объект, близкий станковой и малой скульптуре, с родовыми чертами куклы. Главная задача для художников, которых интересует работа над созданием уникальных авторских кукол — это повышение своих творческих и технологических навыков. Только благодаря постоянному творческому развитию можно создать настоящее произведение уникального искусства — художественную куклу [3].
Подготовка обучающихся при изучении профессионального модуля «Декоративно-прикладное творчество» проводится с применением индивидуального подхода, который зависит от личных психических и творческих способностей каждого обучающегося. Только при таком подходе возможно полноценное развитие личности с учетом его индивидуальных способностей. Возможность выбора творческого источника дает ему определенную свободу в реализации индивидуальных способностей.
Важно помочь обучающимся найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из таких путей возвращения и приобщения к родным истокам являются народные игры и игрушки. Недаром существует поговорка: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.
В данной статье представляем опыт создания авторских рукотворных кукол обучающимися Якутского колледжа технологии и дизайна. Источником вдохновения являются: якутский героический эпос Олонхо, герои якутских сказок, легенды и сказания коренных и малочисленных народов Севера.
Рукотворные авторские куклы выполнены в технике лепки, запекаемой полимерной глины и состоит из следующих этапов:
1) Выбор темы. Поиск материала и источника для создания образа будущей куклы. Разработка и утверждение эскиза; 2) работа над пластикой головы из полимерной глины. Лепка носа, губ, ушей и глаза; 3) нанесение теней, запекание головы куклы в духовке, 4) роспись лица куклы акриловыми красками; 5) изготовление каркаса для куклы; 6) формирование туловища; 7) работа над пластикой рук; 8) работа над пластикой ног; 9) запекание рук и ног куклы; 10) сборка деталей куклы; 11) создание прически; 12) изготовление одежды для куклы; 13) изготовление обуви для куклы; 14) изготовление подставки для куклы; 15) этикетка куклы.
Этапы работы
Изготовление кукол по эпосу «Элэс Боотур»
В этом направлении ведется целенаправленная работа с обучающимися, которые успешно участвуют в международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсах, фестивалях и выставках авторских кукол, таких как: «Преобразование» (г. Москва), «Ведь у кукол судьбы тоже…» (г. Хабаровск), «Якутия Мастеровая», «Бал кукол снежной долины», «Мир кукол», «Народное искусство-Национальное достояние» и др. В данных выставках и конкурсах успешно принимали участие обучающиеся колледжа: например, Егорова Юлия в научно-практической конференции обучающихся начального среднего профессионального образования «Шаг в будущую профессию» с авторской куклой «Эркээни-Куо» стала лауреатом в секции «Мода и дизайн». Сергина Саргылана в выставке рукотворной этно-игрушки по якутскому героическому эпосу «Олонхо» с авторской куклой «Симэхсин-эмээхсин» отмечена дипломом III степени в номинации «Сувенирная кукла». Колесова Анна в международном конкурсе «Преобразование» (г. Москва) участвовала с авторскими куклами «Охотник Лоокут», «Кыыс Ньургун» стала дипломантом I степени. Григорьева Сардана в региональной выставке «Мир Арктики» отмечена грамотой за авторскую куклу «Кыталык-кыыс». Егорова Асико в IV республиканской выставке-фестивале авторской куклы, Бал кукол снежной долины стала дипломантом I степени в номинации «Кукла в традиционном национальном костюме народов Якутии». В молодежном фестивале Якутии «MUUS USTAR- 2022» Андреева Анна представила авторскую куклу «Чаачыгыр Ча5аар», Румянцева Марианна -куклу «Алтаана Куо».
На Республиканской выставке-ярмарке «Якутия Мастеровая»
Таким образом, создание авторских рукотворных кукол способствует развитию творческого потенциала обучающихся.
Литература:
- Куклы из пластика. Изготовление, коллекционирование, реставрация. Лидия Мудрагель. –Спб.: Питер, 2015.-128с.:ил.-(Серия «Ручная работа»). ООО Издательство «Питер», 2015.
- Санатова С. В. Развитие творческих способностей студентов- дизайнеров костюма как педагогическая проблема./ Вестник СПбГУ. Серия 12. Вып.3-СПб. Изд-во СПбГУ,2014-С.146–152.
- Журнал «Prokukly», Главный редактор Александра Вареникова. Издатель ООО «Лавка Кукольного мастера», Санкт-Петербург, г. Пушкин. 2009.