Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 марта, печатный экземпляр отправим 2 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм / Е. В. Прокопова, Е. Е. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101595/ (дата обращения: 18.03.2025).



Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.

Ключевые слова: традиционный костюм, одежда.

Громадно и обширно наследие русского народа. Оно копилось веками, в него вкладывали люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Изменения в костюме созвучны с общим развитием общества, появлением новых материалов, усовершенствованием производства. ХХ век внес резкие коррективы в одежду, особенно женскую. Малофункциональная, громоздкая одежда была заменена на простую, с рациональным кроем, функциональную и красивую одежду. Эти же качества являются основополагающими в народной одежде. Мудрое всесторонне продуманное решение традиционных костюмов разных регионов мира, скорее всего, объясняет тот факт, что современные художники все чаще обращаются к нему в поисках вдохновения.

Народный костюм не только источник для исследований, но и богатый материал для творческих трансформаций народного искусства в современные решения. Это та тема, которая помогает художнику внести в мир моды тайны народной мудрости. Велико значение символизма в традиционном костюме. В одежде появляются символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное — на рукавах, особенно закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра вышивались, ткались разноцветными нитями, да так чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. Первоначально рисунки-обереги имели прямой магический смысл. С эволюционным развитием общества, отодвигались старые верования, исчезла из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая в любые времена. Традиционный костюм кладезь гениально простых и поистине талантливых решений формообразования, кроя, колорита и особенностей декоративной отделки. При раскрое многих видов народной одежды «раскладку лекал» не делали, а резали ткань с таким расчетом, чтобы отходов не оставалось. Говоря языком технолога, их процент был равен нулю. Это можно сказать и о покрое словацких штанов, грузинских шальвар, платьев туркменок и узбечек и о многих других видах народного костюма. Так же кроилась и русская рубаха — «чтоб петуху негде было клюнуть!» (рис.1).

Безотходный крой традиционной одежды

Рис. 1. Безотходный крой традиционной одежды

В покрое не забывались и требования гигиены. В рубахе — косоворотке вышивка и кант, обычно красного цвета, зачастую располагалась по застежке (ее часто трогали руками, и она быстро грязнилась), ластовица тоже кроилась из красной материи. В народной одежде часто прибегали к складкам, сборкам, защипам — все это способствовало хорошему воздухообмену. В народном костюме линии покроя издавна служили и средством художественной выразительности. Их не стремились скрыть, а напротив, подчеркивали, выявляли: «как ни крой — все швы наружу выйдут». Конструктивные линии нередко подчеркивали вышивкой, кантом, обтачкой.

Многие народные одежды являются итогом соединения нескольких национальных культур, например одежда крестьянок Орловской губернии, в которую входили рубаха, понева (род женской одежды), передник-завеса, сложный головной убор из нескольких элементов и шейные украшения — «ожерелка», бус либо гайтана [2]. Орловские поневы перекликаются с болгарскими «престилками» и украинскими «плахтами» (рис.2).

Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде

Рис. 2. Соединения национальных культур в одежде

При смешении разных культур получилось нечто новое, которое шлифовалось веками. Именно гармоничное сочетание функциональности, красоты и простоты традиционного костюма привлекало и привлекает художников к созданию коллекций современной одежды. В 20-е годы Н. П. Ламанова и В. И. Мухина создают платье рубашечного покроя, с традиционной русской вышивкой [1]. На протяжении последующих десятилетий художники продолжают создавать образцы одежды с использованием национальных мотивов. В 60-е годы начинает плодотворно работать В. Зайцев [1]. Он пытается органично соединить остроту современной моды и эмоциональность русской старины (рис.3). Сейчас работает плеяда молодых дизайнеров, черпающих идеи, навеянные традиционными костюмами, воплощая их в современные коллекции одежды.

Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Рис. 3. Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Действительно многовековой опыт создания одежды дал потрясающий результат — это гармоничное соединение человека и одежды, соединение функционального и эстетического. Народная одежда пропитана любовью и вековым отбором всего лучшего чему научилось человечество. Данная тема неисчерпаема, так как является прекрасной школой профессионального мастерства и неиссякаемым источником творчества.

Литература:

  1. Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. — М: Легкая индустрия, 1974. — 182 c.
  2. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. [Текст] / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционный костюм, народная одежда, гармоничное сочетание функциональности, народный костюм, одежда.


Ключевые слова

одежда, традиционный костюм

Похожие статьи

Элементы традиционной культуры в российской моде

В статье рассматривается мода как важный аспект самовыражения, связывающий современность с историческими корнями. Модернизированные элементы народной культуры в дизайне одежды — это не просто заимствование, а переосмысленный диалог между прошлым и на...

Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды

В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмов для повышения внешних отличий современных моделей одежды.

Декоративно-прикладное искусство в дизайне современного интерьера

В статье рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьера, связь прошлого и современного. Возможность сохранения традиционной культуры в новом прочтении.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения

В этой статье идет речь о роли, значении и задачи литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова в всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Пина Бауш — создательница направления «Танцтеатр»

Статья посвящена характерным чертам Танцтеатра Пины Бауш, уникального направления, которое стало знаковым в современном искусстве, сочетая элементы танца и театра. В работе рассматриваются ключевые аспекты, формирующие этот стиль: интеграция танца и ...

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздн...

Похожие статьи

Элементы традиционной культуры в российской моде

В статье рассматривается мода как важный аспект самовыражения, связывающий современность с историческими корнями. Модернизированные элементы народной культуры в дизайне одежды — это не просто заимствование, а переосмысленный диалог между прошлым и на...

Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды

В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмов для повышения внешних отличий современных моделей одежды.

Декоративно-прикладное искусство в дизайне современного интерьера

В статье рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьера, связь прошлого и современного. Возможность сохранения традиционной культуры в новом прочтении.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения

В этой статье идет речь о роли, значении и задачи литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова в всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Пина Бауш — создательница направления «Танцтеатр»

Статья посвящена характерным чертам Танцтеатра Пины Бауш, уникального направления, которое стало знаковым в современном искусстве, сочетая элементы танца и театра. В работе рассматриваются ключевые аспекты, формирующие этот стиль: интеграция танца и ...

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздн...

Задать вопрос