Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм / Е. В. Прокопова, Е. Е. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101595/ (дата обращения: 22.12.2024).



Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.

Ключевые слова: традиционный костюм, одежда.

Громадно и обширно наследие русского народа. Оно копилось веками, в него вкладывали люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Изменения в костюме созвучны с общим развитием общества, появлением новых материалов, усовершенствованием производства. ХХ век внес резкие коррективы в одежду, особенно женскую. Малофункциональная, громоздкая одежда была заменена на простую, с рациональным кроем, функциональную и красивую одежду. Эти же качества являются основополагающими в народной одежде. Мудрое всесторонне продуманное решение традиционных костюмов разных регионов мира, скорее всего, объясняет тот факт, что современные художники все чаще обращаются к нему в поисках вдохновения.

Народный костюм не только источник для исследований, но и богатый материал для творческих трансформаций народного искусства в современные решения. Это та тема, которая помогает художнику внести в мир моды тайны народной мудрости. Велико значение символизма в традиционном костюме. В одежде появляются символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное — на рукавах, особенно закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра вышивались, ткались разноцветными нитями, да так чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. Первоначально рисунки-обереги имели прямой магический смысл. С эволюционным развитием общества, отодвигались старые верования, исчезла из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая в любые времена. Традиционный костюм кладезь гениально простых и поистине талантливых решений формообразования, кроя, колорита и особенностей декоративной отделки. При раскрое многих видов народной одежды «раскладку лекал» не делали, а резали ткань с таким расчетом, чтобы отходов не оставалось. Говоря языком технолога, их процент был равен нулю. Это можно сказать и о покрое словацких штанов, грузинских шальвар, платьев туркменок и узбечек и о многих других видах народного костюма. Так же кроилась и русская рубаха — «чтоб петуху негде было клюнуть!» (рис.1).

Безотходный крой традиционной одежды

Рис. 1. Безотходный крой традиционной одежды

В покрое не забывались и требования гигиены. В рубахе — косоворотке вышивка и кант, обычно красного цвета, зачастую располагалась по застежке (ее часто трогали руками, и она быстро грязнилась), ластовица тоже кроилась из красной материи. В народной одежде часто прибегали к складкам, сборкам, защипам — все это способствовало хорошему воздухообмену. В народном костюме линии покроя издавна служили и средством художественной выразительности. Их не стремились скрыть, а напротив, подчеркивали, выявляли: «как ни крой — все швы наружу выйдут». Конструктивные линии нередко подчеркивали вышивкой, кантом, обтачкой.

Многие народные одежды являются итогом соединения нескольких национальных культур, например одежда крестьянок Орловской губернии, в которую входили рубаха, понева (род женской одежды), передник-завеса, сложный головной убор из нескольких элементов и шейные украшения — «ожерелка», бус либо гайтана [2]. Орловские поневы перекликаются с болгарскими «престилками» и украинскими «плахтами» (рис.2).

Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде

Рис. 2. Соединения национальных культур в одежде

При смешении разных культур получилось нечто новое, которое шлифовалось веками. Именно гармоничное сочетание функциональности, красоты и простоты традиционного костюма привлекало и привлекает художников к созданию коллекций современной одежды. В 20-е годы Н. П. Ламанова и В. И. Мухина создают платье рубашечного покроя, с традиционной русской вышивкой [1]. На протяжении последующих десятилетий художники продолжают создавать образцы одежды с использованием национальных мотивов. В 60-е годы начинает плодотворно работать В. Зайцев [1]. Он пытается органично соединить остроту современной моды и эмоциональность русской старины (рис.3). Сейчас работает плеяда молодых дизайнеров, черпающих идеи, навеянные традиционными костюмами, воплощая их в современные коллекции одежды.

Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Рис. 3. Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Действительно многовековой опыт создания одежды дал потрясающий результат — это гармоничное соединение человека и одежды, соединение функционального и эстетического. Народная одежда пропитана любовью и вековым отбором всего лучшего чему научилось человечество. Данная тема неисчерпаема, так как является прекрасной школой профессионального мастерства и неиссякаемым источником творчества.

Литература:

  1. Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. — М: Легкая индустрия, 1974. — 182 c.
  2. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. [Текст] / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционный костюм, народная одежда, гармоничное сочетание функциональности, народный костюм, одежда.


Ключевые слова

одежда, традиционный костюм

Похожие статьи

Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды

В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмов для повышения внешних отличий современных моделей одежды.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения

В этой статье идет речь о роли, значении и задачи литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова в всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздн...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Формула спортшика: стиль одежды современного человека

В данной работе рассматривается одежда в спортивном стиле, истоки ее возникновения, развитие и перспективы. Автор провел исследование мнения жителей г. Хабаровска об одежде в стиле спортшик. Проанализировал особенности материалов для изготовления спо...

Эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане)

В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента об эстетическом воспитании среди семей православных и мусульман. Установлено, что мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как дл...

Похожие статьи

Использование исторического опыта декорирования для насыщения ассортимента современных образцов одежды

В статье производится анализ видов и тенденций развития декоративного оформления традиционного и исторического костюмов для повышения внешних отличий современных моделей одежды.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения

В этой статье идет речь о роли, значении и задачи литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова в всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздн...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Формула спортшика: стиль одежды современного человека

В данной работе рассматривается одежда в спортивном стиле, истоки ее возникновения, развитие и перспективы. Автор провел исследование мнения жителей г. Хабаровска об одежде в стиле спортшик. Проанализировал особенности материалов для изготовления спо...

Эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане)

В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента об эстетическом воспитании среди семей православных и мусульман. Установлено, что мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как дл...

Задать вопрос