Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наряд женщины села Аношкино начала XX века

Спецвыпуск
29.03.2022
19
Поделиться
Библиографическое описание
Селиванова, К. А. Наряд женщины села Аношкино начала XX века / К. А. Селиванова, А. А. Смородинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2949/.


Однажды с бабушкой я была в гостях у её соседки и увидела фотографию, на которой была женщина в интересной одежде. Подруга бабушки рассказала, что это фото сделано в 1994 году. На нём жительница села Аношкино в «уборе» своей матери. Мне стало интересно, и я занялась исследованием этого костюма.

В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета — белый, красный и чёрный. А чёрный цвет — цвет земли и покоя — считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Конопляное масло употреблялось в пищу и было известно намного раньше подсолнечного. В народном костюме цвет одежды имел большое значение, символика цвета выражала эстетическое восприятие народа

Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи, вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты — нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями. Рубах было около 11 видов — из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т. д. Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха «дурочка” — была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи «блошницы” — это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью,

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, не приталенная кофта — «кундя”. По фасону она напоминает жакет. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Украшали черную понёву лапочками и прозументами. Прозумент — это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) — шленка.

Что же за наряд я увидела на фото? Чтобы узнать ответ на этот вопрос я обратилась к старшим. И вот что я для себя выяснила:

Наряд был сшит вручную в начале ХХ века, сейчас он находится в сельском музее. Это понёвный наряд, праздничный. Принадлежал взрослой женщине.

Изучив литературу и рассмотрев костюм, я определила из чего он состоит:

Рубаха — основа женского костюма. Шилась она до пояса из домотканой холстины, позже — из покупной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богача и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любые случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи украшали вышивкой и блёстками.

Понёва — это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.

Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками — «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками — «синеглазки». Размер клетки на понёве указывал, много или мало земли имеют крестьяне на селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.

Запан фартук, или передник был важным элементом женского костюма.

При работе он надежный защитник от грязи. К тому же это хорошее украшение женского наряда. По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука — завеска, потому что фартуки как бы «завешивали” поневу, чтобы она не рвалась.

Очень распространённым головным убором и для девушек, и для женщин был платок . Он был очень удобен в пользовании.

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус , сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье — полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.

Важным элементом народного костюма была покромка — это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка «завязывалась”, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Почти в каждом районе губернии лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян. Но в данном комплекте одежды он отсутствует.

Литература:

  1. Губанова Е. Н. Хроматический символ в народном воронежском костюме// Текстиль и мода: сб. докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 11–12. 4. Губанова Е. Н. Женский костюм Воронежской губернии // Народное творчество. 2008. № 3. С. 40–43.
  2. https://www.showbell.ru/blog/archives/4689
  3. https://pandia.ru/text/80/360/55299.php
  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/10/23/issledovatelskaya-rabota-istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma
  5. https://infourok.ru/spravochnie-materiali-po-kraevedeniyu-narodniy-kostyum-voronezhskoy-oblasti-1571450.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный