Возможности актуализации традиционного декора в дизайне костюма и аксессуаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 1219 раз

Библиографическое описание:

Першукевич, Г. В. Возможности актуализации традиционного декора в дизайне костюма и аксессуаров / Г. В. Першукевич, А. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 793-795. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34343/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проблему невостребованности традиционных народных ремесел может решить актуализация, которая позволит изменить древние ремесла в соответствии с требованиями современности. Авторская актуализация традиционного декора — это процесс по изменению традиционных техник в соответствии с веянием времени и развитием общества. Автор вносит изменения в ремесленные традиции, продлевая им жизнь в современном мире и, возможно, сам создает традиции.

В широком смысле актуализация (лат. actualis — деятельный, действенный) — действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации.

Актуализация — перевод чего-либо из состояния потенциального, не соответствующего современным условиям, в состояние реальное, актуальное, соответствующее современным условиям; превращение чего-либо в нечто важное, насущное, актуальное [1].

Используя исследования Полежаева А. А. [2], сущность актуализации традиционных ремесел можно сформулировать в применении к дизайну костюма. Актуализация традиционного декора — это деятельность:

‒ по изучению традиционных техник декорирования костюма;

‒ по созданию современной интерпретации традиционных техник;

‒ по разработке инновационных технологий декора на основе народных традиционных ремесел;

‒ по включению в культуру современного человека предметов, образов и мотивов с элементами традиционного декора.

Цель актуализации традиционного декора — сохранение традиционных народных техник через авторскую подачу декора. В отношении дизайна костюма это означает создание одежды и аксессуаров от кутюр, что предполагает преобладание ручной обработки. В отношении создания имиджа использование мотивов, образов, деталей одежды, аксессуаров с интерпретацией традиционных техник декора послужит средством подчеркивания индивидуальности. Именно выразительный авторский аксессуар при достаточно стандартизированном костюме будет выступать носителем информации о человеке.

В процессе предпроектного исследования изделия при актуализации декора анализу подлежат следующие аспекты:

‒ назначение;

‒ материал;

‒ форма;

‒ технология;

‒ эстетика.

Авторская концепция актуализации традиционного декора предполагает проектирование аксессуаров костюма. Проектирование аксессуаров представляет собой систему развития определенных пластических форм и их согласование с костюмом через эмоционально-художественную выразительность.

В переводе с французского accessoire (от лат. accessories — «добавочный) — это предмет, сопутствующий чему-либо, принадлежность чего-либо. В моде аксессуар — это предмет, используемый для дополнения внешнего вида или стиля и наиболее подверженный модным тенденциям.

Само слово «аксессуары» подразумевает нечто второстепенное. Но очень часто именно второстепенные предметы и создают весь облик. Часто именно дополнения являются основой индивидуального стиля. Актуально предлагать вариативные аксессуары и не связывать свободу действий потребителя, потребитель должен иметь возможность выбрать свою собственную комбинацию. Таким образом, вариативные аксессуары могут служить творческим началом в комплектовании одежды и подчеркнуть индивидуальность потребителя. При этом выявится индивидуальный стиль, соответствующий не внешним социальным факторам, а внутреннему эмоциональному состоянию в данный конкретный момент. Аксессуары позволяют создавать образы для различных ситуаций использования костюма.

Этапы проектирования авторских аксессуаров:

‒ анализ последних модных тенденций;

‒ сбор информационного материала;

‒ выявление актуальных приемов традиционного декора;

‒ разработка атмосферных карт и цветовой карты;

‒ разработка эскизов;

‒ подбор ткани;

‒ выполнение в материале.

Важным этапом в раскрытии темы является определение основной идеи и концепции. Для этого проводится изучение модных тенденций, анализ использования традиционных техник декора, определение творческого источника, изучение проблемы создания индивидуального стиля, работа над собранным материалом.

Ценностное, смысловое содержание проекта определяет творческая концепция. Содержание и характер концепции связаны не только с индивидуальным мировоззрением его автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом, поскольку дизайн в целом ориентирован на потребности людей и решение их проблем [3].

Проектирование авторской концепции можно поделить на следующие этапы развития:

‒ выявление актуальных форм в проектировании авторских аксессуаров;

‒ поиск стилевых элементов через атмосферные карты;

‒ анализ традиционных техник декора;

‒ создание аксессуаров вариативных форм;

‒ использование современных материалов;

‒ сочетание в каждом изделии нескольких стилевых преобразований, которые образуют диффузию;

‒ современная интерпретация традиционного декора;

‒ поиск образов для создания индивидуального стиля.

С помощью слияния стилевых элементов создается не обезличенное изделие массового потребления, а дизайнерский аксессуар, который преобразует стиль разновозрастной аудитории.

При проектировании аксессуаров использовались методы использования атмосферных карт, творческих коллажей. Эскизы созданы с помощью метода компьютерного проектирования в программе Corel DRAW.

Атмосферная карта — (от англ. «moodboard» — «доска настроения») — это «компиляция» из объектов или изображений этих объектов (иногда еще и текста) с целью создания необходимого настроения, поиска подходящей стилистики для последующего использования в создании конечного продукта (популярный прием у представителей творческих профессий — дизайнеров, композиторов, художников и т. д.). Дизайнеры используют атмосферные карты для создания и доработки своих дизайнерских концепций, а также это инструмент для быстрого информирования других людей (в том числе и заказчиков) [4].

Атмосферные карты разрабатывались автором для поиска:

‒ авторской концепции;

‒ подходящей стилистики;

‒ творческой подачи концепции;

‒ формы аксессуаров;

‒ цветового решения;

‒ сочетания фактур и ткани;

‒ возможных образов.

Цветовая карта — фиксированный набор цветов и оттенков, имеющих физическую реализацию в создании конечного продукта. Одна цветовая карта дает множество возможностей, для создания различных аксессуаров.

Эскиз — изображение, фиксирующее замысел и идею художественного произведения, изделия. Эскизы завершают поисковую часть проекта.

Атмосферная карта, образцы декора проектируемой коллекции аксессуаров представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Коллаж «Авторские приемы традиционного декора»

В результате экспериментального исследования выявлены основные методы актуализации традиционного декора:

‒ применение новых современных материалов и технологий;

‒ изменение композиции декора по сравнению с народными аналогами;

‒ интерпретация традиционных техник на различных нехарактерных материалах;

‒ применение на новых нетрадиционных предметах.

Дизайн авторских аксессуаров направлен на сотворчество стилиста и потребителя в создании индивидуального стиля, что способствует развитию эстетического вкуса. Аксессуары несут художественный смысл в результате актуализации традиционной культуры. Современная авторская интерпретация традиционных техник декора открывает путь к востребованности народной культуры и традиций в современном обществе.

Литература:

  1. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  2. Полежаев А. А. Актуализация традиционных народных ремесел // Северная береста. URL: http://www.severberesta.ru/articles/405-aktualizacija-tradicionnyh-narodnyh-remjosel-polezhaev-aa.html (дата обращения: 14.05.2016).
  3. Першукевич Г. В. Принципы проектирования индивидуального костюма // Пути повышения конкурентоспособности специалистов индустрии моды, туризма и сервиса. Научно-методическая конференция (с международным участием). — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. — С. С 82–86.
  4. Студия Oblako. [Электронный ресурс]. URL: http://old.oblakostudio.com/blog/blog_571/ — MoodBoard как эффективный инструмент в работе дизайнера (дата обращения: 05.06.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): традиционный декор, индивидуальный стиль, традиционная техника декора, аксессуар, цветовая карта, DRAW, авторская концепция, атмосферная карта, конечный продукт, современная интерпретация.


Похожие статьи

Особенности технических возможностей электронных интерактивных панелей в сфере обучения

Этапы создания учебных мультимедийных средств

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Особенности построения системы обслуживания покупателей на потребительском рынке

Инновационное проектирование спортивно-оздоровительных технологий гимнастики

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса

Применение энергоэффективных технологий и материалов при проектировании индивидуального жилья

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Похожие статьи

Особенности технических возможностей электронных интерактивных панелей в сфере обучения

Этапы создания учебных мультимедийных средств

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Особенности построения системы обслуживания покупателей на потребительском рынке

Инновационное проектирование спортивно-оздоровительных технологий гимнастики

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса

Применение энергоэффективных технологий и материалов при проектировании индивидуального жилья

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Задать вопрос