Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды
Автор: Прокопова Елена Владимировна
Рубрика: 11. Легкая промышленность
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2019
Статья просмотрена: 662 раза
Библиографическое описание:
Прокопова, Е. В. Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды / Е. В. Прокопова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14816/ (дата обращения: 30.10.2024).
Насыщение ассортимента происходит в основном из-за изменения внешнего вида выпускаемых изделий, например за счёт конструктивных изменений, которые оказывают влияние на технологию их изготовления, что вызывает дополнительные затраты. Достижение различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий, возможно и за счёт применения средства композиционного разнообразия, которые не оказывают или оказывают незначительное влияние на технологию изготовления швейных изделий. К ним относятся: цвет, орнаментальная композиция, фактура, структура материала из которого выполняется модель, а также комбинирование разных (по цвету, рисунку, фактуре и структуре) материалов на базе одной модели.
На изменение внешнего вида моделей одежды и на их различное визуальное восприятие непосредственно оказывает влияние применение различно решённых орнаментированных тканей. Ткань с орнаментированным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. Следует отметить, что чем активнее, декоративнее рисунок, тем большее значение он имеет в композиции костюма. Орнаментальная композиция ткани благодаря усилению её декоративных качеств может стать тем отправным моментом, который определит общее композиционное решение.
Работая с изделиями, выполненными из орнаментированных материалов, ошибочно предполагать, что любая замена орнаментированной ткани на другую создаст новизну изделия и не отразится на восприятии её формы, конструктивном и технологическом решении, декоративном оформлении. В связи с этим отмечены факторы, которые необходимо учитывать при подборе орнаментированной ткани для получения новизны восприятия изделий и её взаимодействия с другими элементами композиции, особенно формой, характером поверхности и её членениями. К ним относятся: тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (ОК) (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение (ОК); масштаб изобразительных элементов ОК; ритмическая организация мотивов в ОК; степень заполнения фона; расположение и направленность рисунка.
Данные факторы находятся в прямой зависимости от физических свойств, структуры и фактуры материала. Исследование орнаментированной ткани, на возможность её применения для изготовления единичной модели или серии моделей одежды, необходимо производить, учитывая все вышеизложенные факторы в совокупности. Каждый фактор является неотъемлемой частью в процессе оптимального выбора орнаментированной ткани для определённой конструктивно решённой модели или непосредственно оказывает влияние на конструктивно-технологическое и декоративное решение моделей. Правильный выбор орнаментированной ткани является ответственной и важной частью в процессе получения экономичной, качественной, функциональной и эстетически приемлемой модели женской одежды.
Остановимся на тех факторах, характеризующих орнаментальную композицию которые могут влиять на конструктивное решение моделей и на крой — это степень заполнения фона и расположение и направленность рисунка.
Степень заполнения фона — это пропорциональное соотношение площадей, занятых фоном и узором [2, стр. 264]. Изготовление швейных изделий находится в непосредственной взаимосвязи с характером орнаментальной композиции (ОК) на ткани. На рисунке 1 показаны схематические изображения сетчато-раппортных ОК (они чаще используются для рисунка тканей), рассматриваемые с точки зрения заполнения фона орнаментальными мотивами.
Рис. 1. Схематичное изображение заполнения фона ткани мотивами орнамента
Рассмотрим варианты заполнения.
1 — ОК состоит из крупных по величине мотивов, расположенных на больших интервалах друг от друга, т. е. малая степень заполнения фона. Мотивы орнамента воспринимаются единично, обособленно друг от друга. Мотив представляет собой самостоятельную, завершённую композицию. В данной ОК важны содержание и форма мотива, и цветовое решение фона.
2 — ОК состоит из малых по величине мотивов, расположенных на больших интервалах друг от друга, первостепенен фон. Чередующиеся мотивы занимают второстепенное значение в восприятии ткани;
3 — ОК состоит из крупных по величине мотивов, расположенных на небольших интервалах друг от друга. Достаточно плотная степень заполнения фона рисунком. В связи с этим в данных ОК больше внимания уделяется анализу мотивов орнамента, их содержанию, пластическому и колористическому решению;
4— ОК состоит из небольших по величине мотивов, расположенных на небольших интервалах друг от друга. Такое заполнение фона придаёт ткани пестроту (при этом большую роль играет колористическое и тональное решение фона и мотива орнамента);
5— ОК состоит из крупных по величине мотивов. Они между собой взаимосвязаны, близко примыкают друг к другу, фон «проглядывает» лишь отдельными участками. Малое количество фона уменьшает читаемость и выразительность элементов орнамента, они воспринимаются не отдельно, а в совокупности с рядом расположенными мотивами. Фон в данных ОК второстепенен. Основное внимание уделяется пластическому, колористическому и тональному решению мотивов.
6— ОК состоит из небольших мотивов, расположенных без интервалов или на малых интервалах. ОК не считывается даже с небольшого расстояния. В данном случае главное не содержательный аспект орнамента, а его колористическое, тональное и пластическое решение.
Следует отметить, что размер одежды, а также размер конструктивных, функциональных, декоративных деталей и элементов, оказывают влияние на выбор ткани с точки зрения степени заполнения фона ткани орнаментальными мотивами. Например, для не больших декоративных элементов как рюш, волан орнаментальная композиция, состоящая из крупных мотивов, расположенных на значительных интервалах друг от друга, теряет свой содержательный смысл. На восприятие будет оказывать влияние лишь цветовое и тональное решение ткани. К наиболее универсальным орнаментированным тканям можно причислить ткани, у которых ОК состоит из небольших по величине мотивов, расположенных рядом друг с другом или на небольших интервалах.
Степень заполнения фона зависит и от графических элементов (точка, линия, пятно) с помощью которых создаётся раппорт орнамента. Используя разные графические элементы можно добиться различного восприятия орнаментированной ткани. Она может восприниматься лёгкой, тяжёлой, монументальной, нежной и т. д.
Расположение и направленность рисунка.
Расположение рисунка на ткани может быть различным. Наиболее встречающееся — это монотонное, метрическое расположение мотивов на поле орнамента. Существует купонный рисунок. В нём важно учитывать ритм, масштаб и пропорции рисунка по отношению к глади плоскости. Пропорции купонного узора необходимо соотнести с фигурой человека.
Рисунок на ткани может представлять собой «монокомпозицию», в котором отсутствует повторяемость и закономерное метрическое чередование мотивов [1,стр.149]. Монокомпозиция может создаваться единично, например, в технике «батик», что не приемлемо для массового производства одежды. С монокомпозицией выпускаются ткани, где единичный мотив повторяется по всей их длине, с определённым интервалом. Он может располагаться в центре или быть смещённым к одной из сторон текстильного полотна. При проектировании из данной ткани конкретно указывается месторасположение монокомпозиции на изделии. Работа с такими тканями более трудоёмкая. Расход ткани менее экономичный.
Направленность рисунка в первую очередь влияет на конструктивное решение моделей, на крой, который усложняется, если текстильный рисунок имеет одностороннюю направленность. Использование таких тканей в массовом производстве одежды ограничены, так как необходимость раскладки парных симметричных деталей в одном направлении снижает экономичность раскроя, а также затрудняет подгонку рисунка по линии швов [1, стр. 147].
Таким образом с помощью использования разнообразных орнаменентированных материалов можно достичь различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий. При этом выбирая ту или иную орнаментальную композицию, следует помнить не только о её декоративности, но и о её взаимодействии с другими элементами композиции, особенно формой, характером поверхности и его членениями. Часто по линиям, образованным швами, происходит искажение рисунка в результате нарушения его целостности или изменения его направления. Иногда, наоборот, нарушается целостность декоративно-конструктивных линий под влиянием рисунка, а ткани с высокой степенью заполнения фона делают эти линии малозаметными. Это вызывает трудности при изготовлении одежды. Рисунок в отличие от цвета может оказывать существенное влияние на материалоёмкость и трудоёмкость изделия [3, 4, 5].
Литература:
- Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т. О. Бердник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320 с.
- Гусейнов, Г. М. Композиция костюма [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. — М.: Академия, 2004. — 432 с.
- Прокопова, Е. В. Достижение новизны моделей — главный фактор насыщения ассортимента [Текст] / Е. В. Прокопова // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: сб. матер. конф. / СПГУТД. — СПб., 2003. — С. 204–206.
- Прокопова, Е. В. Влияние кроя на качество одежды из орнаментированных материалов [Текст] / Е. В. Прокопова, Е. Л. Моськина // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: сб. матер. конф. / СПГУТД. — СПб., 2006. — С. 310–313.
- Шершнёва, Л. П. Проектирование и производство женского платья [Текст] / Л. П. Шершнёва, А. П. Рогова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 224 с.