Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суслина, Т. В. Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка / Т. В. Суслина, В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6555/ (дата обращения: 16.11.2024).

Конец XX — начало XXI вв. отмечен ростом количества детей-сирот. В стране официально зарегистрировано около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и более 5 000 учреждений для их содержания и воспитания [4]. Хотелось бы отметить, что в условиях современности большинство детей-сирот — это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях (95 % от общего числа детей в детских домах). Эта негативная, на наш взгляд, тенденция наблюдается практически во всех регионах нашей страны, в том числе и на территории Владимирской области, о чём свидетельствуют следующие статистические данные.

Рис. 1.

Категория 1 — родители, лишённые родительских прав;

Категория 2 — смерть родителей;

Категория 3 — акт о подкидывании;

Категория 4 — безвестно отсутствующие родители;

Категория 5 — согласие родителей на усыновление;

Категория 6 — акт об оставлении ребёнка.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная часть детей детских домов — это дети, ранее относившиеся к категории безнадзорных и беспризорных, поскольку социальное сиротство в большинстве случаев является следствием ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Необходимо отметить, что основные причины невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей кроются в следующем: алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни, и как следствие распространение жестокого обращения с детьми [2, с.4–6].

В связи с этим, актуальным становится вопрос об интеграции детей, оставшихся без попечения родителей в социум. До недавнего времени основным местом содержания и воспитания таких детей были дома ребенка, детские дома, социальные приюты, интернаты. Анализ отечественного и зарубежного опыта социальной помощи детям, оставшимся по разным причинам без попечения родителей (М. И. Лисина, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова, Дж. Боулби, Е. А. Байер), показывает, что в современных условиях наиболее лучшие условия воспитания и развития ребёнка, обеспечивает замещающая семья, которая представляет собой «любой тип семейного устройства ребёнка — приёмная, патронатная, опекунская, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребывания ребёнка в сиротском учреждении». Однако мы придерживаемся такого мнения, что иногда детский дом лучшие, чем семья, о чём свидетельствуют приведённые ниже данные.

Как показывает практика, несмотря на преимущества данной формы устройства детей, лишённых родительского попечения, растёт число отказов от приёмных детей и соответственно их возврат в детские дома. В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них в детские дома было возвращено 6563 тыс. сирот.

Основные причины возврата:

  • ненадлежащее исполнение приёмными родителями своих обязанностей (897 детей);

  • жестокое обращение (36 детей);

  • «по инициативе родителей»(4755 детей).

Так, только во Владимирской области на 01.01.2011 года из 991 ребёнка воспитывающихся в 613 приёмных семьях зафиксировано 48 возвратов детей [5]. В связи с этим возникает необходимость более качественной социально-педагогической подготовки замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка, с целью предотвращения возврата детей в детские дома, и как следствие профилактика вторичного сиротства.

Подготовка приемных родителей осуществляется по специально разработанной программе. Современной тенденцией является стремление регионов разрабатывать свои программы подготовки кандидатов в приёмные родители. Владимирская область была одной из первых, где была разработана Программа курса для кандидатов в усыновители «Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей». Данная программа была разработана в 2001 году Владимирским областным институтом усовершенствования учителей. Целью программы является психолого-медико-педагогическая и правовая подготовка кандидатов в усыновители к приёму в семью ребёнка — сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Программа носила познавательно-развивающий характер. Её содержание можно было адаптировать к конкретным семейным условиям, учитывая реальные потребности кандидатов в усыновители.

Достоинством данной программы являлось то, что она применялась при подготовке в приёмные родители первой в России и охватывала широкий спектр проблем. Но были и недостатки, основным из которых являлась её недостаточная структурированность.

Первого сентября 2012 года в силу вступил Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 351 ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного Кодекса РФ и статьи 271 Гражданского процессуального Кодекса РФ», согласно которому, подготовка потенциальных замещающих родителей является обязательной. Исходя из этого, в 2012 году на базе ГБУ ВО «Центр усыновления и опеки» г. Владимира вступила в действие обновлённая Программа комплексной подготовки граждан к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью «Школа замещающих родителей». Настоящая программа является документом, направленным для решения на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители, а также специалистов служб сопровождения данной категории семей.

Цель программы: содействовать развитию и укреплению института замещающей семьи посредством осуществления профессиональной подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Профилактика отказов от приемных детей [3]. Усовершенствованием настоящей программы является то, что в отличие от предыдущей программы, по окончании подготовки специалисты «Центра усыновления и опеки» имеют право отказать семье в приёме ребёнка на воспитание (в случае если считают, что кандидаты в приёмные родители не готовы к приёму ребёнка).

Однако, на наш взгляд, данная программа требует своего совершенствования по следующим направлениям:

  1. Информационное — издание специализированных буклетов, предоставление информации в СМИ, разъяснение требований и порядка создания приёмной семьи;

  2. Образовательное — формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приёму ребёнка в семью.

Подготовка замещающих родителей не должна быть только теоретической. Для повышения качества социально-педагогической подготовки замещающих семей важным является включение в этот процесс тренинговых занятий, различных игр, упражнений. Это необходимо для того чтобы задействовать чувства и жизненный опыт кандидатов, поскольку ребёнка они будут воспитывать не столько с помощью знаний, сколько своим поведением и отношением к нему.

На наш взгляд, при подготовке граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в семью, специалисты должны учитывать их социальные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность замещающего родительства. К ним можно отнести следующие характеристики:

  1. Возраст родителей

  2. Образование родителей

  3. Личностные особенности (открытость, терпимость, ответственность, гибкость и самоконтроль, способность анализировать неудачи, эмоциональная устойчивость)

  4. Наличие родных взрослых детей [1, с.160–161]

Влияние подготовки будущих замещающих родителей, на эффективность замещающей заботы на территории Владимирской области пока оценить трудно, но от занятия к занятию будущие приёмные родители всё больше идут на контакт с сотрудниками центра и желают сотрудничать со специалистами, то есть решать возникающие проблемы совместно с профессионалами, а не самостоятельно и стихийно. Также родители отмечают уверенность, собственное удовлетворение и внутри личностный эмоциональный комфорт.

Рис. 2. Данные о подготовке граждан, изъявивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью, обратившихся в ГБУ ВО «Центр усыновления и опеки» за 2008–2011 гг.

Верхняя линия — всего граждан, изъявивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью

Нижняя линия — прошли подготовку по программе.


В заключении хотелось бы отметить, что социально-педагогическая подготовка замещающих родителей до принятия ими на воспитание ребенка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию детей.


Литература:

  1. Николаева, Е. И. Социально-психологические предикторы формирования эффективной приемной семьи / Е. И. Николаева, О. Г. Япарова. — Москва, 2009 // Другое детство: сборник тезисов участников II всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, [Москва, 25–27 ноября 2009 года] / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — Москва: МГППУ, 2009. — С. 160–161.

  2. Попов, В. А. Актуальные направления профилактической работы с современной молодёжью // Профилактика социальных отклонений — С.3–9.

  3. Проект «Программа Владимирской области по комплексной подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей «Школа подготовки замещающих родителей»,2012 год

  4. [Интернет-ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20120516/650551504.html (дата обращения: 05.01.2013)

  5. [Интернет-ресурс] — Режим доступа. — URL: www.regnum.ru/news.russia / 1582106.html (дата обращения: 15.02.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, родитель, ребенок, семья, владимирская область, воспитание детей, программа, Центр усыновления, жестокое обращение, социально-педагогическая подготовка.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка

Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка

Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Задать вопрос