Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.01.2016

Статья просмотрена: 1812 раз

Библиографическое описание:

Евгейчук, А. В. Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка / А. В. Евгейчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 697-700. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24960/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

По данным Минобрнауки России, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, на 2014 год составляет 81,9 %. Происходящие в обществе процессы, усложняющие социально-экономическое положение семьи и приводящие к ее разрушению, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи.

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении ребенка как личности. Именно семья дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, нормах и правилах поведения.

Помощь семье и детям является актуальной проблемой, особенно тогда когда дети лишены родительской семьи и воспитываются в государственных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот.

Проблемы замещающей семьи достаточно широко исследованы рядом авторов: Н. П. Ивановой, Г. В. Семья, В. Н. Ослон, Д. В. Каширским, Т. Н. Коваленко, Е. Е. Куфтяк и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка. Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [1, с. 23].

Семьи будущих замещающих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Работа службы сопровождения позволяют создать условия для формирования профессиональных компетенций замещающих родителей.

Создание института замещающей семьи в современной России является, несомненно, актуальным. Опыт регионов по работе с замещающими семьями, показывает, что данная работа, ведётся масштабно, эффективно и имеет различные формы организации, к ней могут привлекаться региональные организации и СМИ, что повышает эффективность этой работы и позволяет помочь большей части детей-сирот найти свою семью [2].

Наше исследование было посвящено реализации программы психолого-педагогической подготовки родителей на этапе создания замещающей семьи. В программе участвовало 20 человек.

Целью данной программы является содействие развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; обеспечивать профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия.

Программа выполняет ряд задач: 1) обеспечить условия реализации прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; 2) оказать помощь кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; 3) содействовать развитию информационно-просветительской деятельности по вопросам организации подготовки граждан к принятию на воспитание в свою семью ребенка, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия; 4) обеспечить условия реализации прав граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей; 5) обеспечить качественную подготовку граждан, желающих принять ребенка в замещающую семью, в сфере юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических знаний.

В процессе подготовки замещающих родителей особенно важным становится формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволяют обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью. Показателями такой готовности выступают умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, желание организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем замещающей семьи и профилактике их возникновения.

Оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка, проводилась по результатам диагностики В. Н. Ослон «Стандартизированное интервью», которое было направленно на исследование ресурсности семей, желающих принять на воспитание ребенка-сироту.

Интервью выявляет ряд аспектов семейной ситуации кандидата в усыновители по следующим параметрам: стабильность функционирования семьи; материально-экономические условия семьи; адекватность ожидания от приема ребенка в семью; возможные риски семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка; воспитательный потенциал семьи.

Исследование ресурсности семей выявило три уровня: высокий, средний и низкий. Общие результаты приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Показатели ресурсности семьи

Параметры семейной ситуации

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Уровень ресурсности семьи

65 %

35 %

-

Стабильность функционирования семьи

65 %

25 %

10 %

Материально-экономическая стабильность

60 %

40 %

-

Адекватность ожиданий от приема ребенка в семью

55 %

45 %

-

Риски семьи

-

65 %

35 %

Удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями

95 %

5 %

-

 

Результаты исследования позволяют констатировать у большинства усыновителей данной группы достаточно высокий уровень ресурсности семьи, высокую материальную стабильность, удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями. У многих испытуемых отмечается адекватные ожидания от приема ребенка в семью. Семейные риски занимают средние значение, но они имеют достаточно высокий показатель, что не является положительным критерием для принятия статуса замещающего родителя.

С учетом эмпирических данных исследования кандидатов на роль замещающих родителей группа получила следующие характеристики: положительно оцениваются — 20 % замещающих родителей; условно положительно — 70 %; условно — 10 %. Полученные результаты приведены на рис. 1.

Рис. 1. Характеристика кандидатов на роль в замещающие родители по методике В. Н. Ослон

 

В «условную группу» вошли усыновители старшей возрастной группы, у которых не достаточно ресурсов для воспитания ребёнка в замещающей семье, им рекомендуется волонтерская деятельность или гостевая семья.

Испытуемые, вошедшие в «условно положительную группу» имеют положительные предпосылки к принятию ребенка в семью, но им не хватает необходимых качеств для полноценной роли замещающих родителей. Им рекомендовано обучение в школе замещающих родителей.

В «положительную группу» вошли испытуемые, имеющие высокий уровень ресурсов, положительные личностные качества, высокую мотивацию, ориентированную на ценность ребенка и адекватные родительские установки и реакции.

Для подготовки замещающих родителей к принятию ребенка в семью была реализована программа по подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.

Программа включала в себя 11 занятий, проводимых в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», консультаций со специалистами (юристами, врачами, педагогами-психологами, социальными педагогами).

После прохождения кандидатами в приемные родители подготовки в специализированной школе, проводилось повторная оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка по методике В. Н. Ослон «Стандартизированное интервью».

Исследование показало, что по-прежнему имеются три уровня: высокий средний и низкий. Результаты приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатели ресурсности семьи после проведения программы

Параметры семейной ситуации

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Уровень ресурсности семьи

70 %

30 %

-

Стабильность функционирования семьи

65 %

30 %

5 %

Материально-экономическая стабильность

60 %

40 %

-

Адекватность ожиданий от приема ребенка в семью

75 %

25 %

-

Риски семьи

-

35 %

65 %

Удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями

95 %

5 %

-

 

Результаты исследования позволяют констатировать повышение количества пар с высоким уровнем ресурсности семьи (70 %), высокую материальную стабильность (60 %), удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями (95 %). Отмечается повышение показателя «адекватные ожидания от приема ребенка в семью» (75 %), позиция «семейные риски» снизилась на 30 % (составляет 65 %).

По данным исследования кандидатов на роль замещающих родителей данная группа получила следующие характеристики: положительно оцениваются — 70 % замещающих родителей, им одобрено желание взять в свою семью ребёнка-сироту; условно положительно — 20 %, данным кандидатам также не запрещается брать ребёнка в свою семью на воспитание; а испытуемым, вошедшим в условную группу, (10 %) рекомендована волонтёрская деятельность или гостевая семья.

Полученные результаты приведены на рис.2.

Рис. 2. Характеристика кандидатов на роль в замещающие родители, после проведения программы по методике В. Н. Ослон

 

Таким образом, можно утверждать, что реализация программы прошла успешно. Данная программа помогает в развитии и укреплении социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, обеспечивает профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей перспективна и в дальнейшем требует продолжения, поиска наиболее эффективных форм и методов работы.

 

Литература:

 

  1.      Каширский, Д. В. Диагностика замещающих семей / Д. В. Каширский, Н. В. Сабельникова. — Барнаул: Издательство ААЭП, — 2012–156с.
  2.      Программа «Радио России» «Детский вопрос» — победитель Национальной премии «Радиомания — 2005". // DETI.RADIORUS.RU. (дата обращения 29.01.2015)
  3.      Программа Владимирской области по подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.// http://www.avo.ru/administration/documents/all/9266–1 (дата обращения 20.05.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): замещающая семья, семья, прием ребенка, родитель, стабильность функционирования семьи, волонтерская деятельность, высокая материальная стабильность, высокий уровень, гостевая семья, материально-экономическая стабильность.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация комплексного сопровождения обучающихся в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация комплексного сопровождения обучающихся в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Задать вопрос