Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.10.2022

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Чепчигашева, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ / Е. В. Чепчигашева, Е. А. Полибина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7702/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное пространство дошкольного образования предъявляет все более качественные и требовательные условия для всестороннего развития дошкольника.

В быстро меняющемся современном мире положение детей остается самым приоритетным, востребованным и актуальным. Современные дети — это будущие граждане Российского государства. В Российской Федерации ежегодно издаются законы в пользу улучшения и поддержки для рождения детей. Государственная политика по улучшению положения детей гарантирует государственную поддержку семьям, материнству и детству, через законодательные акты РФ, конституционные законы.

Основным правовым документом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Международным правовым документом, определяющим права детей, является Конвенция ООН о правах ребенка.

По данным статистики на начало текущего года численность детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей составляет 406 138. При этом 89 % от общего числа детей — почти 365 тысяч — находятся в замещающих семьях, — отметила Анна Кузнецова, выступая в Совете Федерации России.

За последние три года отмечается увеличение приемных и опекаемых детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение № 28 «Жемчужинка». Среди воспитанников оказались дети с проблемами в речевом развитии, с задержкой психического развития, которым была необходима коррекционная поддержка.

Основным направлением работы ДОУ явилось включение в социум и адаптация дошкольников к новым социальным условиям — накопление и обогащение социального опыта общения со сверстниками, и включение в образовательную деятельность ДОУ. Семьям таких детей было оказано всеобщее особое внимание со стороны педагогов ДОУ (психологом ДОУ, медицинской сестрой, воспитателями, социальным педагогом, старшим воспитателем).

Многие семьи опекаемых дошкольников оказались беспомощными в правовом поле жизнедеятельности. Не все семьи опекаемых дошкольников в состоянии разобраться в правовых аспектах порядка оказания помощи государства данной категории, в силу своей некомпетентности.

Дошкольное образовательное учреждение оказывается связующим звеном в работе разных ведомств и учреждений (УФМС, Департамент социальной защиты населения, Инспекция по делам несовершеннолетних, Детская поликлиника) и опекаемой семьей.

Учитывая факт, что опекаемые дошкольники — это случай редкостный еще 5–10 лет назад, то современная действительность показывает, что к данной категории может отнестись и дошкольник от 2 месяцев и старше и не один, а с братьями и сестрами. Семья, которая берет на себя ответственность за обеспечение жизнедеятельности ребенка, детей и образование несет колоссальные эмоциональные, физические затраты.

Поэтому важно работникам ДОУ быть очень бдительными и юридически компетентными для своевременного, порой экстренного включения в поле охраны и безопасного обеспечения жизнедеятельности дошкольников. В 2020г году поступил сигнал с ОДН о скрытом неблагополучии семьи воспитанников, в которой проживали несовершенно летние дети 5 лет, 3 года, 2 месяца.

Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 28 «Жемчужинка» во главе заведующей была экстренно разработана и осуществлена стратегия оказания помощи по сохранению безопасной жизнедеятельности, предупреждение безнадзорности и формирование комфортной социальной среды для детей в условиях ДОУ и семье.

  1. Создан консилиум педагогов ДОУ по работе с неблагополучными семьями в составе (Старший воспитатель, психолог, социальный педагог, воспитатели групп)
  2. Разработан план мероприятий по патронажу детей на дому.
  3. Оказание посильной помощи для семьи дошкольников.
  4. Сотрудничество с ПДН МО г. Саяногорск, Городская Межрайонная больница им. Ремишевской.
  5. Патронаж педагогами ДОУ детей во время пребывания в больнице.
  6. Оказание продуктовой помощи для дошкольников и семьи.
  7. Сбор информации о близких родственников способных взять ответственность за жизнедеятельность детей.
  8. Оформление документов для сохранения места в ДОУ для дальнейшего пребывания дошкольников.
  9. Сотрудничество ДОУ с семьями опекаемых дошкольников ДОУ.
  10. Юридическая помощь приемным родителям о дошкольниках, находящихся в опекаемых семьях.

Данные мероприятия позволили вовремя отреагировать на сложившуюся неблагоприятную ситуацию, опасную для жизни детей. После длительных процедур правового поля дети перешли в новую приемную семью и вновь вернулись в детский сад.

Дети на данный момент чувствуют себя отлично, развиваются гармонично. Обследования жилищно-бытовых условий, замещающих семьей, показал положительную оценку. В замещающих семьях к детям относятся достойно, уделяют должное внимание воспитанию и развитию дошкольников, активно участвуют в жизнедеятельности ДОУ, интересуются здоровьем и развитием дошкольников.

Таким образом, в работе с родителями (с законными представителями) по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в ДОУ важно:

– установить партнерские доверительные отношения с каждой семьей,

– создать условия для участия родителей (законных представителей) в жизни дошкольников в детском саду,

– оказать социальную и психолого-педагогическую поддержку родителям в вопросах воспитания ребенка, повышение уровня педагогической компетентности в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Для семей отдельной категории (группа риска) разработан алгоритм-модель установления эффективного взаимодействия и сотрудничества:

– Установление контакта с семьей и использование конструктивных отношений со всеми членами семьи.

– Диагностика семейной ситуации (выявление проблемы)

– Разработка и определение маршрута выхода из сложной ситуации.

– Определение объема адекватной помощи семье.

– Поиск ресурсов для реализации мероприятий по поддержке семье (юридические аспекты, медицинская помощь, педагогическая коррекция)

– Рефлексия.

Таким образом, педагогам при установлении контакта с замещающей семьей важно строго соблюдать принцип психологической комфортности: доброжелательности, уважения, конфиденциальности, внимательности, проникновенности, так как данные семьи испытывают бытовые сложности, материальные проблемы, юридические и правовые бессилия. Поэтому так важно не потревожить эмоциональную тонкую нить доверия к сотрудникам ДОУ и помочь открыться, и решить возникшие проблемы.

Для выяснения и обнаружения проблемной семейной ситуации используются различные методы и приемы: исследование, наблюдение, беседы, анкетирование, обмен информацией. При первичном посещении семьи происходит знакомство со всеми членами семьи и ее окружением, изучается социальный статус родителей, психологический климат, стиль и фон семейных отношений, отсутствие или наличие педагогической системы воспитания, ценностных ориентиров. Устанавливается причина возникновения проблемной семейной ситуации.

Сбор информации о замещающей семье и психологическом климате в семье позволяет более детально разработать маршрут психолого-педагогической, медицинской поддержки семьи по выходу из сложной ситуации. Очень важно замотивировать взрослых членов семьи на решение проблемы.

Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, где определяется цель, задачи, поиск ресурсов для реализации и осуществления решения проблемы через различные мероприятия. Индивидуальная программа реабилитации семьи, рассматривается как проектная деятельность, направленная на достижение результата. Семья находится на внутреннем контроле ДОУ, под наблюдением специалистов. По достижении цели и реализации поставленных задач, рефлексия позволяет проанализировать эффективность выбранных и использованных мероприятий. При положительной динамике реализации индивидуальной программы реабилитации семьи, работа педагогов и специалистов ДОУ не заканчивается, семья и воспитанники продолжают находиться под пристальным вниманием педагогов до выпуска в школу.

Таким образом, при позитивной поддержке замещающих семей, выработке конструктивных отношений и своевременно принятых мер по разрешению трудных семейных ситуаций, осмыслению прожитого опыта, позволяют в дальнейшем избегать трудных семейных ситуаций.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Максимова А. А. Учимся общаться детей 6–10 лет. Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста. //Психолог в детском саду. — 2007.-№ 2.
  4. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. — М.: АРКТИ,2006
  5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. /Под ред.
  6. Урунтаевой Г. А. — М.: Просвещение: Владос, 1995.
  7. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». — М.: Генезис, 2013.
  8. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов н/Д: Феликс,2005
  9. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. — Ростов н/Д: Феникс,2004
  10. Широкова А. А. Справочник дошкольного психолога. — М.: Просвещение, 2004.

Похожие статьи

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос