К проблеме формирования феномена genius loci как универсальной концепции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 28.02.2024

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Джакупова, Асель. К проблеме формирования феномена genius loci как универсальной концепции / Асель Джакупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111571/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрен феномен Genius loci как универсальная концепция. В статье рассматриваются различные аспекты взаимосвязи между историческими и культурными элементами и духом места

Ключевые слова: наследие, genius Loci, объекты культурного наследия, памятники культуры, памятники архитектуры, историко-культурная ценность.

Каждая культура и эпоха могут придавать свой собственный смысл «Genius loci». Это может вызывать трудности в понимании концепции в разных культурных и исторических контекстах. «Genius loci» — это латинский термин, который переводится как «дух места» на английский язык. Этот термин относится к уникальной атмосфере, характеру и сущности конкретного места. Genius loci охватывает историю, культуру, природные элементы и эмоции, связанные с этим местом. В архитектуре, ландшафтном дизайне, искусстве и литературе genius loci означает понимание и внимание к уникальным качествам местности при создании новых проектов или произведений искусства. Цель нашей статьи — выявить уникальные черты и дух места, которые делают это место особенным. «Genius loci» (гении места) — это буквально духи или магическая сила, в данной работе это характерный для архитектурных объектов многокомпонентный образ.

«Genius loci» — это латинское выражение, которое в английском языке переводится как «дух места». Этот термин описывает уникальную атмосферу, характер и сущность конкретного места, охватывая историю, культуру, природные элементы и эмоции, связанные с ним. В архитектуре, ландшафтном дизайне, искусстве и литературе «genius loci» подразумевает внимание и понимание уникальных качеств местности при создании новых проектов или произведений искусства.

Этот концепт, известный с античных времен, используется для создания образа определенного места в различных текстах, включая художественную литературу и заметки путешественников. В ландшафтном проектировании «genius loci» стал популярным в Англии XVIII века, благодаря поэту и садовнику Александру Поупу, который выступал за учет присущих данному месту качеств при создании ландшафтов.

Понять «Genius loci» можно, вовлекая свои чувства: осязание, вкус, запах, вид и звук. Несмотря на богатые художественные и исторические традиции, понимание содержания этого концепта остается не до конца проясненным. Он может рассматриваться в общих чертах в гуманитарных науках, но не подвергаться специальному понятийному исследованию.

Важным является подход архитектора или ландшафтного проектировщика, который должен быть внимательным к уникальным качествам каждого места, чтобы усилить их, а не разрушить. В римской мифологии «Genius loci» ассоциируется с духом, охраняющим место, и в современном понимании часто связывается с архитектурой как духом или ощущением места.

В некоторых местах присутствует ощущение гостеприимства и комфорта, в то время как другие заставляют чувствовать себя неуютно. Эта реакция происходит на чисто интуитивном уровне. Пол Тилс из архитектурной фирмы Paul Tilse Architects высказывает мнение в одном из своих интервью, что стремление к гениальности места в значительной степени является подсознательным, усвоенным знанием. «Это не всегда осознанное мышление, но оно определенно заложено в архитектурных принципах», — отмечает он [1].

«При создании ощущения места необходимо учитывать множество элементов — квартал, особенности местности, наличие видов, пейзажа, деревьев, световых условий и т. д». В связи с тем, что «Genius loci» имеет свои корни в древнеримской культуре, в соответствующих исследованиях можно обнаружить ссылки на лексические и исторические аспекты, особенно в мифологическом контексте. Авторы, такие как А. Ф. Лосев, Ф. Ф. Зелинский, Р. Онианс, Г. У. Шмидт, не только утверждают присутствие «Genius loci» в жизни древних римлян, но также указывают на тесную связь с «стихийной, неразумной игрой вселенских сил, изливающей преизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий круговорот мировой материи» [2].

Феноменология отношений между ландшафтом и человеком, обсуждаемая в работах И. Вадиана и К. Геснера, пытается объяснить причины присутствия божества в определенных местах. А. Гумбольдт исследовал духовное воздействие ландшафта на человека. А. И. Герцен, в статье «Venezia la bella», рассматривал Венецию как живой организм, обладающий душой [3].

Под влиянием мыслителей, таких как К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, латинский термин «Genius» стал философско-эстетическим понятием, характеризующим выдающуюся творческую одаренность человека. В работах В. В. Розанова акцент делается на деятельности античного человека в сочетании с органической энергией, необходимой для жизни. Автор выделяет роль органической энергии в формировании нации и государства, подчеркивая ее связь с психической деятельностью народа [1].

Таким образом, «Genius loci» охватывает широкий спектр аспектов, включая интуитивные ощущения, архитектурные принципы, культурные и исторические корни, а также философско-эстетические исследования, что подчеркивает его многогранность в различных контекстах и областях исследования.

Первоначальное применение концепта «Genius loci» стало объектом рассмотрения св. П. Флоренского. Позднее, в 1980 году, норвежский архитектурный теоретик Кристиан Норберг-Шульц в своей книге с тем же названием исследовал взаимосвязь архитектуры и ландшафта, что привело к расширенному обсуждению и спорам в зарубежной науке [2].

Эти феномены вступают в гармонию или дисгармонию через воздействие человека. В феноменологии места акцент делается на отношениях с природой и осмысленном использовании местности. Академик Д. С. Лихачёв, рассматривая проблему исторической преемственности в развитии культуры, подчеркивает важность образа города, опираясь на работы И. М. Гревса. Гревс определяет образ города через понятие «душа», которая формируется из исторического планирования, рельефа местности, связи с природой и других факторов [3].

В литературно-интуитивном восприятии города проявляется отражение его различных моментов жизни в творчестве писателей и художников, а И. М. Гревс назвал этот подход «литературным». Этот подход был развит Н. П. Анциферовым, который расширил его, изучая воздействие города на творчество художников и писателей [4]. Лихачёв охарактеризовал этот метод как «научно-поэтический».

«Genius loci» представляет собой нематериальное качество материального места, воспринимаемое физически и духовно. Оно проявляется через видимые, осязаемые и воспринимаемые нематериальные характеристики, а его анализ позволяет понять концепции жестких и мягких ценностей, а также тройной процесс, который характеризует сохранение и передачу гения места. Этот термин находит применение в различных областях для обозначения уникального характера или особенного духа конкретного места.

Внедрение современных зданий в историческую среду города осуществлялось не только с использованием метода контраста, но и с учетом сохранения «духа эпохи», то есть обеспечения соответствия и отражения времени, когда были построены старые здания. Примером такого подхода может служить дом в исторической части города Утрехт в Нидерландах. Новое строение гармонично вписывается в историческую атмосферу, повторяя элементы силуэта, характерные для старых домов. Еще одним примером является комплекс Апартаментов Tal Rezidence в Риге (архитектор Ингурдс Лаздиныш), посвященный памяти шахматиста Михаила Таля. В дизайне фасадов здания использованы шахматные фигуры разных размеров, мощные колонны первых этажей с капителями направлены вверх. Силуэт здания выглядит динамичным, при этом органично сливаясь с общим ансамблем исторического квартала.

Апартамент Tal Residence в Риге [6]

Рис. 1. Апартамент Tal Residence в Риге [6]

Преобразование городской среды при внедрении в историческую застройку реализовывалось как через контраст, так и через тонкую настройку, что характерно для многих стран Западной Европы, России, Азии и других регионов. Существует множество примеров архитектурных решений, демонстрирующих успешное взаимодействие новой архитектуры с исторической окружающей средой. К примеру, Хрустальный дворец в Амстердаме является выдающимся образцом оригинального стиля. Существует также множество других сооружений, проявляющих инновационный подход, в то время как попытки имитации средневековой архитектуры в историческом центре г. Франкфурта, основанные на принципе подчинения, не привели к ожидаемым результатам и не были приняты местным населением. Мнение жителей заключается в том, что псевдоархитектура негативно сказывается на исторических постройках и вызывает негодование восприятия исторической атмосферы. Этот негативный опыт подчеркивает важность тщательного и чувственного подхода к внедрению новых строений в исторические контексты. Он также подчеркивает, что успешное сочетание современных архитектурных форм с традиционной застройкой требует не только уважения к «духу места», но и внимательного взаимодействия с местным сообществом. Отклик и принятие со стороны жителей являются важными критериями для успешной интеграции новых структур в историческую среду города. Эти примеры подчеркивают сложность задачи внедрения современных зданий в исторические контексты и важность баланса между инновациями и уважением к наследию. В современных проектах внесения изменений в историческую среду городов, архитекторам и дизайнерам важно учитывать не только функциональные и эстетические аспекты, но и местного населения к сохранению исторического характера.

Королевский дворец (Koninklijk Paleis) в Амстердаме [7]

Рис. 2. Королевский дворец (Koninklijk Paleis) в Амстердаме [7]

В заключении можно подчеркнуть, что феномен «Genius loci» занимает значительное место в различных сферах деятельности, включая архитектуру, городское планирование, искусство и культуру. Этот концепт выражает уникальную сущность каждого места, объединяя исторические, культурные, природные и эмоциональные аспекты. В архитектуре и городском планировании «Genius loci» служит ориентиром для создания соответствующих и гармоничных пространств, учитывая особенности окружающей среды и культурного контекста. Примеры внедрения новых зданий в исторические ансамбли, как удачные, так и неудачные, подчеркивают важность внимательного отношения к «духу места» при архитектурном проектировании. [5]

В искусстве «Genius loci» становится вдохновляющим источником, влияя на творческий процесс и помогая художникам выражать уникальные черты местности в своих произведениях. В музыке, кино и литературе концепция «Genius loci» отражается в создании атмосферы, которая передает особенности и характер каждого места [3].

В экологии «Genius loci» напоминает о важности сохранения природных и культурных особенностей местности для обеспечения устойчивого развития и сохранения биоразнообразия [1].

Наконец, в истории и общественных науках «Genius loci» служит ключевым понятием при изучении взаимосвязей между человеком и его окружением, а также при анализе исторического развития культурных и социальных аспектов [3].

В целом, концепция «Genius loci» подчеркивает важность уважения и понимания уникальных качеств каждого места, чтобы создавать гармоничные, устойчивые и значимые общественные и пространственные среды [4].

Литература:

  1. Genius loci в литературе, искусстве, культуре, 2018, сборник научных статей, сост. и ред. Э. Ф. Шафранская, Санкт-Петербург.
  2. Афлатуни Сухбат, 2007, Пенуэль: повесть, «Октябрь», № 9, (4.11.2020).
  3. Иванов В. В., Токарев С. А., 1991, Духи, [в:] Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 томах, Москва, т. 1, с. 413–414.
  4. Анциферов Н. П. Книга о городе. Город как выразитель сменяющихся культур. — Л, 2017
  5. Аналитический вестник № 18 (536) // Исторические поселения: пути возрождения и развития.- М., 2015.
  6. http://www.talresidence.lv/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): место, английский язык, городское планирование, историческая атмосфера, историческая среда города, ландшафтный дизайн, латинский термин, местное население, органическая энергия, уникальная атмосфера.


Ключевые слова

наследие, памятники культуры, объекты культурного наследия, памятники архитектуры, genius Loci, историко-культурная ценность

Похожие статьи

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Экокультурный фактор в художественных произведениях

Статья посвящена вопросу исследования экокультурного фактора в художественных произведениях в рамках эколингвистики. Вместе с известными исследователями, автор рассматривает культуру как вторую природу, которая помогает понять связь языка и природы.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Концепт как лингвокогнитивное понятие

Настоящая статья посвящена исследованию концепта как лингвокогнитивного явления. Актуальность исследования концептов как составных частей концептуальной системы языка вызвана потребностью изучения этнического менталитета, являющегося важным элементом...

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

К вопросу важности определения правовой дефиниции «лес»

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования

В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Похожие статьи

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Экокультурный фактор в художественных произведениях

Статья посвящена вопросу исследования экокультурного фактора в художественных произведениях в рамках эколингвистики. Вместе с известными исследователями, автор рассматривает культуру как вторую природу, которая помогает понять связь языка и природы.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Концепт как лингвокогнитивное понятие

Настоящая статья посвящена исследованию концепта как лингвокогнитивного явления. Актуальность исследования концептов как составных частей концептуальной системы языка вызвана потребностью изучения этнического менталитета, являющегося важным элементом...

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

К вопросу важности определения правовой дефиниции «лес»

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования

В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Задать вопрос