В данной статье рассмотрен феномен Genius loci как универсальная концепция. В статье рассматриваются различные аспекты взаимосвязи между историческими и культурными элементами и духом места
Ключевые слова: наследие, genius Loci, объекты культурного наследия, памятники культуры, памятники архитектуры, историко-культурная ценность.
Каждая культура и эпоха могут придавать свой собственный смысл «Genius loci». Это может вызывать трудности в понимании концепции в разных культурных и исторических контекстах. «Genius loci» — это латинский термин, который переводится как «дух места» на английский язык. Этот термин относится к уникальной атмосфере, характеру и сущности конкретного места. Genius loci охватывает историю, культуру, природные элементы и эмоции, связанные с этим местом. В архитектуре, ландшафтном дизайне, искусстве и литературе genius loci означает понимание и внимание к уникальным качествам местности при создании новых проектов или произведений искусства. Цель нашей статьи — выявить уникальные черты и дух места, которые делают это место особенным. «Genius loci» (гении места) — это буквально духи или магическая сила, в данной работе это характерный для архитектурных объектов многокомпонентный образ.
«Genius loci» — это латинское выражение, которое в английском языке переводится как «дух места». Этот термин описывает уникальную атмосферу, характер и сущность конкретного места, охватывая историю, культуру, природные элементы и эмоции, связанные с ним. В архитектуре, ландшафтном дизайне, искусстве и литературе «genius loci» подразумевает внимание и понимание уникальных качеств местности при создании новых проектов или произведений искусства.
Этот концепт, известный с античных времен, используется для создания образа определенного места в различных текстах, включая художественную литературу и заметки путешественников. В ландшафтном проектировании «genius loci» стал популярным в Англии XVIII века, благодаря поэту и садовнику Александру Поупу, который выступал за учет присущих данному месту качеств при создании ландшафтов.
Понять «Genius loci» можно, вовлекая свои чувства: осязание, вкус, запах, вид и звук. Несмотря на богатые художественные и исторические традиции, понимание содержания этого концепта остается не до конца проясненным. Он может рассматриваться в общих чертах в гуманитарных науках, но не подвергаться специальному понятийному исследованию.
Важным является подход архитектора или ландшафтного проектировщика, который должен быть внимательным к уникальным качествам каждого места, чтобы усилить их, а не разрушить. В римской мифологии «Genius loci» ассоциируется с духом, охраняющим место, и в современном понимании часто связывается с архитектурой как духом или ощущением места.
В некоторых местах присутствует ощущение гостеприимства и комфорта, в то время как другие заставляют чувствовать себя неуютно. Эта реакция происходит на чисто интуитивном уровне. Пол Тилс из архитектурной фирмы Paul Tilse Architects высказывает мнение в одном из своих интервью, что стремление к гениальности места в значительной степени является подсознательным, усвоенным знанием. «Это не всегда осознанное мышление, но оно определенно заложено в архитектурных принципах», — отмечает он [1].
«При создании ощущения места необходимо учитывать множество элементов — квартал, особенности местности, наличие видов, пейзажа, деревьев, световых условий и т. д». В связи с тем, что «Genius loci» имеет свои корни в древнеримской культуре, в соответствующих исследованиях можно обнаружить ссылки на лексические и исторические аспекты, особенно в мифологическом контексте. Авторы, такие как А. Ф. Лосев, Ф. Ф. Зелинский, Р. Онианс, Г. У. Шмидт, не только утверждают присутствие «Genius loci» в жизни древних римлян, но также указывают на тесную связь с «стихийной, неразумной игрой вселенских сил, изливающей преизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий круговорот мировой материи» [2].
Феноменология отношений между ландшафтом и человеком, обсуждаемая в работах И. Вадиана и К. Геснера, пытается объяснить причины присутствия божества в определенных местах. А. Гумбольдт исследовал духовное воздействие ландшафта на человека. А. И. Герцен, в статье «Venezia la bella», рассматривал Венецию как живой организм, обладающий душой [3].
Под влиянием мыслителей, таких как К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, латинский термин «Genius» стал философско-эстетическим понятием, характеризующим выдающуюся творческую одаренность человека. В работах В. В. Розанова акцент делается на деятельности античного человека в сочетании с органической энергией, необходимой для жизни. Автор выделяет роль органической энергии в формировании нации и государства, подчеркивая ее связь с психической деятельностью народа [1].
Таким образом, «Genius loci» охватывает широкий спектр аспектов, включая интуитивные ощущения, архитектурные принципы, культурные и исторические корни, а также философско-эстетические исследования, что подчеркивает его многогранность в различных контекстах и областях исследования.
Первоначальное применение концепта «Genius loci» стало объектом рассмотрения св. П. Флоренского. Позднее, в 1980 году, норвежский архитектурный теоретик Кристиан Норберг-Шульц в своей книге с тем же названием исследовал взаимосвязь архитектуры и ландшафта, что привело к расширенному обсуждению и спорам в зарубежной науке [2].
Эти феномены вступают в гармонию или дисгармонию через воздействие человека. В феноменологии места акцент делается на отношениях с природой и осмысленном использовании местности. Академик Д. С. Лихачёв, рассматривая проблему исторической преемственности в развитии культуры, подчеркивает важность образа города, опираясь на работы И. М. Гревса. Гревс определяет образ города через понятие «душа», которая формируется из исторического планирования, рельефа местности, связи с природой и других факторов [3].
В литературно-интуитивном восприятии города проявляется отражение его различных моментов жизни в творчестве писателей и художников, а И. М. Гревс назвал этот подход «литературным». Этот подход был развит Н. П. Анциферовым, который расширил его, изучая воздействие города на творчество художников и писателей [4]. Лихачёв охарактеризовал этот метод как «научно-поэтический».
«Genius loci» представляет собой нематериальное качество материального места, воспринимаемое физически и духовно. Оно проявляется через видимые, осязаемые и воспринимаемые нематериальные характеристики, а его анализ позволяет понять концепции жестких и мягких ценностей, а также тройной процесс, который характеризует сохранение и передачу гения места. Этот термин находит применение в различных областях для обозначения уникального характера или особенного духа конкретного места.
Внедрение современных зданий в историческую среду города осуществлялось не только с использованием метода контраста, но и с учетом сохранения «духа эпохи», то есть обеспечения соответствия и отражения времени, когда были построены старые здания. Примером такого подхода может служить дом в исторической части города Утрехт в Нидерландах. Новое строение гармонично вписывается в историческую атмосферу, повторяя элементы силуэта, характерные для старых домов. Еще одним примером является комплекс Апартаментов Tal Rezidence в Риге (архитектор Ингурдс Лаздиныш), посвященный памяти шахматиста Михаила Таля. В дизайне фасадов здания использованы шахматные фигуры разных размеров, мощные колонны первых этажей с капителями направлены вверх. Силуэт здания выглядит динамичным, при этом органично сливаясь с общим ансамблем исторического квартала.
Рис. 1. Апартамент Tal Residence в Риге [6]
Преобразование городской среды при внедрении в историческую застройку реализовывалось как через контраст, так и через тонкую настройку, что характерно для многих стран Западной Европы, России, Азии и других регионов. Существует множество примеров архитектурных решений, демонстрирующих успешное взаимодействие новой архитектуры с исторической окружающей средой. К примеру, Хрустальный дворец в Амстердаме является выдающимся образцом оригинального стиля. Существует также множество других сооружений, проявляющих инновационный подход, в то время как попытки имитации средневековой архитектуры в историческом центре г. Франкфурта, основанные на принципе подчинения, не привели к ожидаемым результатам и не были приняты местным населением. Мнение жителей заключается в том, что псевдоархитектура негативно сказывается на исторических постройках и вызывает негодование восприятия исторической атмосферы. Этот негативный опыт подчеркивает важность тщательного и чувственного подхода к внедрению новых строений в исторические контексты. Он также подчеркивает, что успешное сочетание современных архитектурных форм с традиционной застройкой требует не только уважения к «духу места», но и внимательного взаимодействия с местным сообществом. Отклик и принятие со стороны жителей являются важными критериями для успешной интеграции новых структур в историческую среду города. Эти примеры подчеркивают сложность задачи внедрения современных зданий в исторические контексты и важность баланса между инновациями и уважением к наследию. В современных проектах внесения изменений в историческую среду городов, архитекторам и дизайнерам важно учитывать не только функциональные и эстетические аспекты, но и местного населения к сохранению исторического характера.
Рис. 2. Королевский дворец (Koninklijk Paleis) в Амстердаме [7]
В заключении можно подчеркнуть, что феномен «Genius loci» занимает значительное место в различных сферах деятельности, включая архитектуру, городское планирование, искусство и культуру. Этот концепт выражает уникальную сущность каждого места, объединяя исторические, культурные, природные и эмоциональные аспекты. В архитектуре и городском планировании «Genius loci» служит ориентиром для создания соответствующих и гармоничных пространств, учитывая особенности окружающей среды и культурного контекста. Примеры внедрения новых зданий в исторические ансамбли, как удачные, так и неудачные, подчеркивают важность внимательного отношения к «духу места» при архитектурном проектировании. [5]
В искусстве «Genius loci» становится вдохновляющим источником, влияя на творческий процесс и помогая художникам выражать уникальные черты местности в своих произведениях. В музыке, кино и литературе концепция «Genius loci» отражается в создании атмосферы, которая передает особенности и характер каждого места [3].
В экологии «Genius loci» напоминает о важности сохранения природных и культурных особенностей местности для обеспечения устойчивого развития и сохранения биоразнообразия [1].
Наконец, в истории и общественных науках «Genius loci» служит ключевым понятием при изучении взаимосвязей между человеком и его окружением, а также при анализе исторического развития культурных и социальных аспектов [3].
В целом, концепция «Genius loci» подчеркивает важность уважения и понимания уникальных качеств каждого места, чтобы создавать гармоничные, устойчивые и значимые общественные и пространственные среды [4].
Литература:
- Genius loci в литературе, искусстве, культуре, 2018, сборник научных статей, сост. и ред. Э. Ф. Шафранская, Санкт-Петербург.
- Афлатуни Сухбат, 2007, Пенуэль: повесть, «Октябрь», № 9, (4.11.2020).
- Иванов В. В., Токарев С. А., 1991, Духи, [в:] Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 томах, Москва, т. 1, с. 413–414.
- Анциферов Н. П. Книга о городе. Город как выразитель сменяющихся культур. — Л, 2017
- Аналитический вестник № 18 (536) // Исторические поселения: пути возрождения и развития.- М., 2015.
- http://www.talresidence.lv/
- https://ru.wikipedia.org/wiki