Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности
Авторы: Губанов Вячеслав Михайлович, Капшунова Инга Константиновна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 4445 раз
Библиографическое описание:
Губанов, В. М. Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности / В. М. Губанов, И. К. Капшунова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 62-68. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1446/ (дата обращения: 30.10.2024).
1
Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: безопасность, опасность, угроза, философия безопасности, феномен безопасности, атрибуты безопасности, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности, ноксологическое образование.
На рубеже II и III тысячелетий человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом серьезных угроз и опасностей, резким возрастанием количества природных и техногенных катастроф, социальных конфликтов, приносящих огромные человеческие и материальные жертвы.
Одной из фундаментальных угроз существованию человечества сегодня является постиндустриальная цивилизация, развитие которой идет в условиях столкновения индивидов как носителей новых ценностей и мотиваций, что влечет за собой социальные конфликты, порождающие отчужденность людей друг от друга. Все это ставит под угрозу безопасность социума, обеспечение которой требует не только научного, но и философского осмысления.
В связи с этим, целью данной статьи является философская интерпретация безопасности жизнедеятельности социума и на этой основе постановка вопросов, связанных, во-первых, с обоснованием ее как социального явления, научной и философской категории, во-вторых, с философским анализом опасностей и угроз как атрибутов безопасности, и, в-третьих, с тенденциями развития безопасности жизнедеятельности как области знания.
Обеспечение безопасности является стратегически значимой задачей, без решения которой человеческая деятельность становится бесперспективной. В связи с этим, изучение проблем безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма.
Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проблем безопасности жизнедеятельности и слабую разработанность многих ее теоретических и практических аспектов, а с другой – порождает столь высокий интерес к этим проблемам со стороны всех отраслей науки, в том числе и философии.
Безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и иных систем. Устойчивое, стабильное их развитие – главное условие обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Вычленение философского аспекта безопасности жизнедеятельности требует ее анализа с различных позиций: ОНТОЛОГИИ, рассматривающей проблемы выживания человечества и окружающей его природной среды; ГНОСЕОЛОГИИ, показывающей пути познании проблем безопасности; АКСИОЛОГИИ, раскрывающей ценности и оценку явлений мира, связанных с безопасностью, с позиций их действительного или мнимого значения для человека; Праксиология – учения о деятельности человека, в том числе и в сфере безопасности, и реализации ее результатов в реальной жизни; МЕТОДОЛОГИИ, фиксирующей важную грань взаимосвязи человека и среды его обитания, характеризующей проблемы безопасности социума и окружающей его среды.
Историческая память общества хранит в себе условия возникновения опасностей и угроз, которые со временем изменяются как по количественным, так и качественным признакам. Это означает, что прежний опыт не всегда может быть использован для обеспечения безопасности социума. Более того, в новых социально-исторических условиях этот опыт теряет свою актуальность и его использование может привести к фатальным последствиям.
Эти факты убедительно отражены в трудах мыслителей различных эпох. Обзор философской, исторической и социологической литературы по исследуемой проблеме показывает огромный интерес мыслителей древности и современных философов к вопросам безопасности личности, общества и государства [6, с. 577-580].
Философские системы прошлого при всей своей индивидуальности и оригинальности подходов к обеспечению безопасности имеют общие моменты, которые исходят из того, что безопасность основывается на гуманистических и нравственных качествах личности, общества и государства, отождествляется с благополучием, добродетелью и справедливостью. В своих произведениях философы как европейской, так и восточной школ заложили основополагающие концепции безопасности социума.
Философско-религиозная система Древней Индии, трактовала безопасность как смирение человека и уход в себя от зла и угроз, существующих в обществе. Смысл его жизнедеятельности – «просветление», самосовершенствование. Уход от зла и опасностей, страданий и несправедливости суетной мирской жизни общества – есть альтернатива невозможности изменить существующий миропорядок.
Несколько иной подход к проблеме безопасности имел место в античной философии. Так, Платон считал, для обеспечения безопасности общества и личности необходимо государство, которое выступает закономерным результатом развития цивилизации, как потребность человека в безопасности и защите от внешних и внутренних угроз. Анализируя правовые и этические взаимоотношения граждан, он пришел к выводу, что нарушение законов приводит к угрозе безопасности всех субъектов социума. Опасности, представляющие угрозу личности каждого из его субъектов, в конечном счете, представляют неминуемую угрозу и обществу, и государству. Нравственная природа личности, по Платону, является определяющей в системе безопасности социума. «Безопасность» определяется им такими категориями, как «справедливость», «благо», «рассудительность», а понятие «опасность» отождествляется с негативными категориями – «несправедливостью», «злом» [9].
Аристотель, подчеркивал, что государственное общение человека есть его природное, инстинктивное начало, стремление к безопасной жизнедеятельности, существованию и выживанию как биологического вида. В связи с этим, на первый план он выдвигал вопросы безопасности государства, а уже затем общества и человека. Особое внимание в вопросах обеспечения безопасности Аристотель уделяет практической деятельности личности, подчеркивая, что наилучшим для этого является демократическое устройство общества, ибо только оно не ведет к внутренним распрям [1].
Античные философы заложили теоретические и методологические основы философии безопасности, которые актуальны и сегодня. Безопасность, по их представлениям, – это гармония отношений личности, общества и государства.
Если Платон и Аристотель в вопросах безопасности большое внимание уделяют государственному устройству и его совершенствованию, то для философа Древнего Китая Конфуция приоритетом выступает именно моральное совершенствование личности.
Философ Нового времени Т. Гоббс рассматривал жизнедеятельность человека с позиций механистической антропологии. В его определении он исходил из эгоистичной природы личности, ее стремления к самосохранению, безопасности. Жизненная необходимость привела человечество к государственному состоянию, которое учреждается на основе общественного договора как ответ на опасности естественного состояния, как стремление к безопасности, выступающему главном условием выживания и существования. Категория «безопасность» у Гоббса приобретает научный характер. Он доказал объективную взаимосвязь безопасности государства и личности. Для него состояние мира и безопасности немыслимо без сильного государства, тем самым необходимость общественного объединения, общественного договора – это благо для человека, для его безопасности и выживания [7, с. 143-144].
Французский просветитель Ж.Ж. Руссо стремление к безопасности обосновывал природной сущностью человека и необходимостью выживания. Безопасность личности он напрямую связывал с законами государства и свободой граждан в обществе, считая, что объединение отдельных личностей переходит в нравственное и общественное целое, то есть государство. Члены его, именуются гражданами, а вопросы безопасности личности, гражданского общества и государства в целом обеспечиваются не отдельным человеком в «войне всех против всех» (Т. Гоббс), а цивилизованно, на основе права и закона [10].
Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель отмечал качественную определенность понятия «угроза общественной безопасности», значимость принципа, согласно которому, благодаря государству, у человека «привычка к безопасности стала его второй натурой». В своих произведениях он анализировал проблемы безопасности индивида, государства и имущества, акцентируя внимание на принципиальном положении, что «безопасность отдельного человека гарантирует целое», то есть фактически он вел речь об интегральной безопасности. С позиций гегелевской философии, становится понятным опасность для социума религиозного и политического фанатизма [3].
Человек, его судьба, его предназначение в этом мире, сущность и смысл бытия также являются важнейшей темой русской философии. Безопасность жизнедеятельности человека, его существования и развития, по мнению Н.А. Бердяеву, в полной мере зависят от самой личности. Он ставит вопрос о судьбе человеческой цивилизации, угрозах и опасностях, которые ей грозят. Раскрывая истоки современного кризиса, Бердяев подчеркивает, что вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, развившую огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить царство человека над природой, но они властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу. Бердяев исследует важнейшую проблему философской антропологии – отграничение понятий «человек»-«личность»-«индивидуальность». Он не допускает примата общества над личностью, исходит от духовной ценности каждого человека. Человек как личность имеет большую ценность, чем общество, нация или государство. Поэтому право человека и его долг – защищать свою духовную свободу от государства и общества. В жизни государства, нации и общества обнаруживается демоническая сила, стремящаяся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие своих собственных целей [2].
Вместе с тем, необходимо констатировать, что в настоящее время особую роль в обеспечении безопасности личности и общества играет государство. Отказ государства от этой функции неизбежно ведет к деградации всех общественных отношений, социального порядка, снижению уровня нравственных, правовых, культурных ограничений, способствующихпроявлению эгоизма, низменных инстинктов, насилию. Именно это выступает первопричиной всего спектра опасностей и угроз для существования социума.
Философское осмысление безопасности жизнедеятельности актуально потому, что в настоящее время в социокультурном измерении наблюдается кризис духовно-ценностных устоев цивилизации. Приоритет потребительских ценностей Запада и традиционализм, ориентацияна общину, законы шариата, презрение к позитивным ценностям других культур современного ислама, апеллируют к низменной стороне природы человека, разрушая нравственные основы функционирования общества. Сложившаяся ситуация в современном мире такова, что именно нравственность выдвигается как стратегический ресурс выживания человечества, и потому на повестку дня ставится весьма непростая проблема нравственной безопасности.
Решение проблем безопасности предполагает применение методологии безопасности систем различного рода. Одной из таких систем является психический мир человека, который сегодня находится под колоссальным прессом электронных масс-медиа. В связи с этим, заслуживают внимания новые эффективные интегральные технологии обеспечения безопасности личности, информации, управления социумом и поведением человека.
Актуализация сегодня философского осмысления проблем безопасности обусловлена вхождением общества, по мнению таких исследователей, как У. Бек, Э. Гидденс, Н. Лума, в зону «мегарисков» («общество риска»). Особую тревогу вызывают опасности и угрозы, связанные со стремительным научно-техническим прогрессом (информатизация и глобализация, инновационная деятельность человека и т.д.), что ведет к неустойчивости общества, его уязвимости. Поэтому не случайно в современную социально-философскую мысль вошла неразрывно связанная с категорией «риск» категория «безопасность».
Исходя из всего вышеизложенного, обеспечение безопасности социума выступает как философско-методологическая проблема.
В настоящее время исследователи проблем безопасности выдвигают различные подходы к пониманию феномена безопасности.
1. Объективный, связанный с природой различных объектов (материальных и социальных систем) сохранять устойчивость (качество) при воздействии на них отрицательных процессов и явлений, где безопасность понимается как определенное свойство (атрибут) системы. Достаточно распространенным является понимание безопасности как формы саморегулирования системы, которая позволяет ей сохранить свою качественную определенность.
В связи с этим выделяются:
- энтропийное понимание безопасности, связанное с динамикой и направлением
- внутренних процессов замкнутых систем, с их внутренней энергией, мерой порядка
- и беспорядка, организованности и неорганизованности, что определяет мировые процессы, условия и развитие жизни, в том числе, экологические катастрофы, стихийные бедствия, причины войн, конфликтов в обществе, в профессиональной сфере, в семье и т.д.);
- гомеостатическое ее пониманиекак устойчивого состояния системы, возникающего
- при поддержании равновесия с окружающей средой (гомеостаза), однако отрицающее развитие.
2. Субъективный подход к пониманию феномена безопасности, обусловливает различные определения сущности безопасности как производных от интересов социума.
Постижение природы безопасности в ее целостности и обусловленное этим снятие односторонности в единстве формы и содержания, объективной и субъективной определенности формируют основу аксеологического (ценностного) понимания природы безопасности.
Таким образом, феномен безопасности проявляется в специфической форме реализацииприродного бытия в человеческом существовании, которая детерминирует рефлексивно-ценностное самоопределение человека по отношению к опасности и угрозе, как для природной определенности, так и для наличных форм бытия вещей.
Данное определение отражает двойственность природного бытия феномена безопасности, обусловленную единством природы самосохранения и особенности формы ее проявления в человеческой жизнедеятельности.
Как уже отмечалось, вопросы теории и практики обеспечения безопасности личности, общества, государства в течение многих столетий находятся в центре внимания философов, юристов, политиков, военных и правоохранительных ведомств. Концепции, ключевые понятия, институциональные образования и правовая основа деятельности по обеспечению безопасности неоднократно изменялись в зависимости от активности научной мысли, конкретных исторических условий, развития технического прогресса, политической конъюнктуры и многих других факторов.
К настоящему в основном сложились вполне определенные концептуальные подходы к обеспечению безопасности, сформированы государственные и общественные институты, реализующие данную функцию, установлен терминологический ряд, раскрывающий основные понятия в рассматриваемой сфере. В то же время ряд вопросов, в частности понятие «национальная безопасность», ее соотношение с другими видами безопасности, координация деятельности по ее обеспечению, требуют дальнейшего научного осмысления.
Хотя, как уже отмечалось, первые попытки осмысления сущности безопасности отмечаются в философской мысли Древнего мира, сам термин «безопасность» впервые был дан в словаре Робера в 1190 году, как спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от опасности. В Толковом словаре В.И. Даля безопасность определяется, как «отсутствие опасности, сохранность, надежность», а в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности».
Стремление государства обеспечить статус-кво существующего режима и безопасность правящей элиты вызвало появление специальной функции – обеспечение безопасности, а затем повлекло организационное оформление специальных служб, ответственных за это.
Характерной чертой органов обеспечения безопасности, стала опора на принуждение и насилие. При этом, как отмечал Карл Ясперс, если негосударственное насилие стихийно по своей природе, масштабов не знает, то государственное принуждение и насилие организованно и всегда имеет пределы, очерченные законом. Поэтому уже самое плохое государство оправдано тем, что сдерживает разрушительную энергию общества.
Первоначально обеспечение безопасности не выделялось в обособленную функцию государства и ограничивалось в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Лишь к XVII веке в общем комплексе полицейских задач отмечается деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности.
В XVII-XVIII вв., в большинстве европейских стран утвердилась точка зрения, что именно государство через систему юридических предписаний и механизм их реализации является гарантом безопасности. В концептуальном контексте она стала пониматься как обеспечение состояния отсутствия реальной опасности соответствующими государственными органами и организациями.
В качестве основной ценности и неотъемлемого права человека безопасность стала рассматриваться после победы третьего сословия в Англии, США, Франции. В частности, это нашло отражение в Билле о правах (1689), принятом в Англии, в Декларации независимости США (1776), во Французской декларации прав человека и гражданина (1789).
Многочисленные революции и войны, потрясшие западную цивилизацию, рост преступности, а также постоянные стихийные бедствия, техногенные и экологические катастрофы, вызванные бурным научно-техническим прогрессом, потребовали адекватных этим вызовам изменений в понимании сущности безопасности и методов обеспечения.
Анализ основных подходов к пониманию безопасности как философской категории и социального явления, сложившихся в отечественной науке, показывает их специфику.
первый подход рассматривает безопасность как состояние, тенденцию развития (в том числе и латентную) и условие жизнедеятельности социума, при которых обеспечивается сохранение их качественных определенностей с объективно обусловленными инновациями, и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое, функционирование.
О безопасности как состоянии вполне определенно сказано в Законе РФ «О безопасности» (1992): «Безопасность –это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако, необходимо отметить, что отождествление безопасности с состоянием ведет к отрицанию динамичного развития системы. Тем не менее, такой подход дает ключ к выяснению таких взаимосвязанных понятий, как «состояние»; «состояние общества»; «состояние безопасности»; «состояние безопасности общества».
Из этого подхода можно сделать вывод, что безопасность – не абсолютна, а относительна. Свое смысловое значение она приобретает при взаимодействии с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего их мира. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, главной задачей которого является самосохранение и развитие. Однако абсолютизация принципа «сохранности» (устойчивости, неизменности, стабильности) может привести в социальной жизни к явлениям застоя, что представляет опасность для существования общества, ибо абсолютно стабильная система представляет собой чистую абстракцию, так как предполагает не только неподвижность этой системы и составляющих ее элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне (стоячая вода). Не всякое состояние социума требует сохранения, а лишь то, которое гарантирует его прогрессивное развитие.
Развитие – это закономерное, направленное, необратимое изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению их качественно новых состояний, или принципиально новых объектов как целостных систем.
Развитие и безопасность – две стороны единого процесса общественной жизни. Система безопасности не должна препятствовать созревшим объективным количественным и качественным ее изменениям, а призвана способствовать преодолению без ущерба для социума устаревших форм жизни. Однако первично развитие, а безопасность – вторична и призвана его обеспечить.
Существование любой системы предполагает минимально необходимую степень стабильности, но нельзя абсолютизировать и деструктивность (социальный нигилизм), ведущий к дестабилизации общества. В этой связи безопасность как состояние сохранности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на объекты окружающей среды и его способностью преодолеть это воздействие
второй подход к пониманию, безопасности отождествляет ее с защитой социума от опасностей и угроз, по сути совпадая с понятием «государственная безопасность», которая определялась как состояние защищенности Советского государства от внешних и внутренних угроз. Похожая трактовка безопасности, но в более широком контексте включена и в Закон РФ «О безопасности» (1992), но критерии этой защищенности, а также угрожающие их состоянию факторы здесь не приводятся.
Как показывает практика обеспечения безопасности, ее анализ через термины «защита», «защищенность» значительно сужают ее смысл. Безопасность не может сводиться лишь к отражению угроз, тогда как защита объективно предполагает их. Защищенность предполагает конфронтацию и не дает гарантии безопасности социума, тогда как безопасность предполагает согласие и взаимодействие между противодействующими субъектами. Кроме того, процесс обеспечения безопасности достаточно емок и предполагает предотвращение, нейтрализацию, пресечение, локализацию, ослабление, снижение, отражение и уничтожение источников опасностей и угроз.
В связи с этим, акцентирование на термине «защита» – отражение лишь одной составляющей процесса обеспечения безопасности и недооценка других его составляющих. Однако и сегодня практически все государства рассматривают защиту (оборону) как наиболее реальный способ ограждения социума от опасностей и угроз
третий подход определяет безопасность как деятельность.С этой точки зрения, она рассматривается в динамике как процесс, то есть деятельность социума по выявлению (изучению) предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностейи угроз, способных погубить его, лишить фундаментальных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития. Бесспорно, деятельность есть реальная динамическая сила обеспечения безопасности, однако безопасность – это результат, конечный итог, завершающий собой эту деятельность, а не сама деятельность.
четвертый подход, выделяет психологическую составляющую безопасности, сводящую ее сущность к субъективным ощущениям личности или общности. В обыденном сознании это может расцениваться как состояние свободы социума от страха и тревоги. Психологический аспект безопасности обусловлен тем, что у всех людей и групп имеется онтологическая потребность в ощущении безопасности. Однако, указанные ощущения субъективны, поэтому существует возможность неадекватного восприятия опасностей и угроз: их недооценка и игнорирование или их умышленное раздувание заинтересованными лицами, что приводит не только к достижению прагматических целей, но и к возникновению реальных угроз безопасности социума.
Огромную роль здесь играют СМИ, способные воздействовать на различные слои населения и тиражировать искаженное видение опасностей и угроз, искусственно создавать образ внешнего или внутреннего врага. Возникающая при этом обстановка страха является благоприятной средой для развертывания гонки вооружений, финансирования дорогостоящих и губительных для экономики проектов, прихода к власти авторитарных режимов. С не меньшим успехом может создаваться образ безопасного существования, замалчивания объективно существующих опасностей и угроз, создание обстановки благодушия, что крайне затрудняет их предотвращение. Поэтому психологический подход возможен только при непредвзятом, неискаженном видении и восприятии возможных опасностей и угроз.
Обобщая перечисленные подходы, можно констатировать, что безопасность целесообразно рассматривать в контексте сочетания следующих явлений. Во-первых, как отсутствие опасностей и угроз (оппозиция: «опасность – безопасность»). Во-вторых, как достаточную степень устойчивости к возникающим угрозам, определенный иммунитет, запас прочности тех или иных объектов. В-третьих, как готовность и способность защищаться от опасностей и угроз, восстанавливать свое исходное состояние.
Итак, безопасность – это состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития. Это такое состояние, при котором на некий объект не могут воздействовать опасности и угрозы, что практически недостижимо, так как отсутствие опасности вообще, в абсолютном смысле невозможно. В реальной жизни всегда существовали, существуют, и будут существовать опасности самого различного характера, которые различаются по масштабу (частные, ограниченные по отношению к отдельным людям, объектам и т.п., локальные, всеобщие, глобальные). В связи с этим целесообразно говорить об уровнях безопасности – величинах, выражающих степень реальной возможности воздействия на объект опасностей и угроз, или характеризуют результат столкновения противоположно направленных сил: опасностей (угроз) и мер, противостоящих им.
В настоящее время выделяются следующие уровни безопасности: абсолютный (идеальный, совершенный, не-опасность); реальный (фактическая безопасность); достаточный (приемлемая безопасность); предельный (критическая, минимально допустимая безопасность); запредельный (гибель объекта); иллюзорный (мнимая, ложная, кажущаяся безопасность).
В конкретных областях деятельности понятию «безопасность» придается различное нормативное значения. Так, выделяется безопасность внутренняя и безопасность внешняя, безопасность военная, информационная, социальная, экономическая, экологическая и т.д.Иначе говоря, содержание этого понятия зависит от контекста, в котором оно используется.
Важнейшими составляющими безопасности, ее сущностными элементами атрибутами выступают категории «опасность» и «угроза», в понимании которых нет единства. Так, некоторые авторы отождествляют эти понятия, другие подменяют их такими, как «вызов», «риск». Существуют также понятия «экстремальная» или «чрезвычайная ситуация»[4, с.54-77].
Почти все эти понятия еще совсем недавно отсутствовали в отечественной научной литературе, энциклопедиях и словарях, однако их понимание представляет не только теоретический интерес, так как осознание указанных опасных состояний – это исходный момент практической деятельности по обеспечению безопасности.
В настоящее время по характеру направленности и роли объективного и субъективного фактора в возникновении опасных ситуаций различают такие понятия, как вызов – совокупность обстоятельств не обязательно угрожающего характера, но требующих конкретного реагирования на них; риск – возможность возникновения неблагоприятных последствий деятельности самого субъекта; опасность – объективно существующая потенциальная возможность нарушения нормального функционирования социума; угроза – совокупность условий и факторов, создающих предпосылки для реализации опасности.
С философской точки зрения эти понятия есть не что иное, как образное, эмоциональноокрашенное выражение того, что принято обозначать приближением той или иной системы ккризисному состоянию. Эти понятия не обозначают никакие конкретные материальные явления. Они предстают как геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета через объективно существующую и осознанную возможность причинить деятельностью какого-либо субъекта неприемлемый ущерб цели, идеалу, ценностям, интересам социума. И все они привязаны к некоторому классу ситуаций, в которых может произойти то или иное негативное явление. Как таковые они обозначают точки разной интенсивности на линии движения от нормы к конфликту, кризису, катастрофе. Методологическая роль этих феноменов заключается в том, что они показывают многоплановость тех ситуаций, которые вызывают озабоченность и тревогу людей, побуждая их к действиям по защите своих ценностей и условий жизнедеятельности. Они подчеркивают специфическое содержание и особенности проявления каждого из них и характеризуют разные степени, интенсивности проявления неблагоприятных факторов. При этом четкого разграничения между ними нет. Комплексный анализ вызовов, рисков, опасностей и угроз позволяет выявлять также тенденции их изменения (нарастания или ослабления).
Индикаторами безопасности выступают следующие факторы: состояние окружающей среды; удовлетворенность жизнью; законность; доверие; сотрудничество; диалог между людьми, народами, культурами и цивилизациями; индекс развития человеческого потенциала (продолжительность жизни; состояние системы образования; уровень и качество жизни); информатизация общества и др. [5, с. 36-50]:
В заключение необходимо подчеркнуть, что определяющим фактором философии безопасности выступает человеческий фактор. В связи с этим, формирование культуры безопасности (ноксологической культуры) личности, выступает одним из основных направлений обеспечения безопасности социума. Этот процесс в современной научной литературе получил название ноксологическое образование и включает в себя воспитание, обучение и развитие личности, направленные на формирование безопасных норм ее поведения, ориентированного на приемлемый риск мировоззрения и приобретение знаний, умений и навыков обеспечения безопасности социума.
Ноксологическое образование имеет специфику, связанную с особенностями категорий «опасность» и «безопасность». Так как опасность выступает в качестве потенциального свойства среды обитания и обладает в достаточно низкой вероятностью реализации, то человек быстро адаптируется к ней, теряя бдительность, а вместе с этим знания, умения и навыки действий в случае реализации опасности. В силу этого, а также витальной потребности человека в безопасности, ноксологическое образование должно быть непрерывным, постоянно поддерживающим знания, умения и навыки в области безопасности, опережающим по сравнению с миром опасностей, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности, и прогностическим в соответствии с тенденциями развития общества [8, с. 25-29].
Из всего изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Современныереалиижизнедеятельностисоциуматребуютпостоянного и пристального внимания к проблемам безопасности, а это, в свою очередь, обусловливает необходимость поиск новых направлений исследование проблем ее теории и практики.
2. Их внедрение предполагает тесное взаимодействие теории и практики безопасности с философией в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом и иных аспектах.
3. Одним из инновационным направлений в философии безопасности сегодня выступает ноксологическое образование, под которым понимается процесс, направленный на формирование культуры безопасности социума.
Литература:
- Аристотель. Политика. Сочинение в 4-х томах. Том 4. М.,1983. С.375-644.
- Бердяев Н.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.
- Гегель Г.В. Политические произведения. М., 1989. Его же: Философия права. М., 1990.
- Губанов В.М. Социальные аспекты национальной безопасности. Теоретико-методологические основы исследования: Курс лекций. СПб., 2011.
- Губанов В.М. Социальные аспекты национальной безопасности. Методология анализасовременных проблем обеспечения социальной безопасности: Курс лекций. – СПб., 2013.
- Губанов В.М., Сатывалдиева Б. Социальная безопасность как социально-исторический феномен // Молодой ученый. – 2015. – № 15 (95). С. 577-580.
- Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1991.
- Девисилов В.А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Вестник высшей школы Almamater. – 2010. – № 11. С. 25-29
- Платон. Государстве. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. С.79-420. М., 1994.
- Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре, или принципы политического права. – Трактаты. М., 2000.
Ключевые слова
угроза, опасность, безопасность жизнедеятельности, безопасность, культура безопасности, философия безопасности, феномен безопасности, атрибуты безопасности, ноксологическое образованиеПохожие статьи
Качество образования как педагогическая проблема
В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.
Понятие и история обеспечения безопасности. Основные принципы и направления
В статье автор исследует понятие безопасности и приходит к выводу о том, что сущность безопасности заключается в отсутствии опасности, а также во внутреннем состоянии защищенности личности, общества, государства.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
К вопросу о подходах к определению понятия «акме»
В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.
Экологическая безопасность: понятие и содержание
В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.
Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе
В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации
Проблема адаптации в педагогической психологии
Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний
В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.
Похожие статьи
Качество образования как педагогическая проблема
В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.
Понятие и история обеспечения безопасности. Основные принципы и направления
В статье автор исследует понятие безопасности и приходит к выводу о том, что сущность безопасности заключается в отсутствии опасности, а также во внутреннем состоянии защищенности личности, общества, государства.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
К вопросу о подходах к определению понятия «акме»
В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.
Экологическая безопасность: понятие и содержание
В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.
Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе
В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации
Проблема адаптации в педагогической психологии
Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний
В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.