В статье автор исследует понятие безопасности и приходит к выводу о том, что сущность безопасности заключается в отсутствии опасности, а также во внутреннем состоянии защищенности личности, общества, государства.
Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, государственная безопасность, объект безопасности, субъект обеспечения безопасности.
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «безопасность — состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Однако, применительно к теме выпускной квалификационной работы, данное толкование представляется слишком узким, не охватывающим всей широты смысла, которое вкладывают в это понятие современные исследователи проблемы.
Понятие «безопасность» имеет родовое значение и составляет теоретико-методологическую основу для выделения производных от него понятий: национальная, государственная, общественная, экологическая, информационная, экономическая, правовая, техническая и другая безопасность.
Говоря о понятии «безопасность», отечественные и зарубежные ученые часто в своих трудах рассматривают различные аспекты этого феномена, но, при этом, не имеют единого научного мнения. Изучение комплекса научной литературы, как российской, так и зарубежной, позволило сделать вывод о том, что наиболее исследованными являются следующие аспекты понятия рассматриваемого правового явления, сгруппированные нами по следующим направлениям:
- Понятие безопасности, как основной потребности человека, без которой невозможно его существование.
- Понятие безопасности сквозь призму психологического аспекта, заключающееся в том, что, не находясь в состоянии безопасности, человек не сможет самореализоваться, а, следовательно, и общество не сможет достичь наивысшей ступени своего развития.
- Понятие безопасности, как основной потребности государства.
В России на законодательном уровне термины «безопасность», «общественная безопасность» впервые нашли отражение в Положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года, принятого в ответ на убийство Александра II. Конкретного определения понятия «безопасность» данный нормативный правовой акт не дает, но в ст. 4 указывается, что при «проявлении преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности» в отдельных случаях может быть введено исключительное положение. А ст. 6 устанавливает возможность объявления усиленной охраны в местностях в случаях «преступных посягательств против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имущества или подготовлением таковых».
Термин «государственная безопасность» был включен в текст Конституции 1936 года (ст. 14 устанавливала одним из предметов ведения СССР охрану государственной безопасности, а одним из полномочий Президиума Верховного Совета СССР (ст. 49) — объявление в отдельных местностях или на всей территории военного положения в целях обеспечения в том числе государственной безопасности).
В Российской Федерации понятие безопасности нашло свое законодательное отражение в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446–1 «О безопасности», (утратившим силу с принятием Федерального закона «О безопасности» № 390) [1], в котором законодатель прописал, что безопасность — «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует действующего нормативно-правового акта, в котором было бы закреплено понятие безопасности. Кроме того, при отсутствии законодательного определения понятия «безопасность» в правовой системе не дано и единообразное понимания природы, места и понятия «обеспечение безопасности». В различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы безопасности, под обеспечением безопасности понимаются различная деятельность в определенных областях.
Так в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. А в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обеспечению безопасности дорожного движения законодатель относит деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
В административном праве А. И. Стахов определяет обеспечение безопасности как административно-правовую форму деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (должностных лиц), посредством чего обеспечивается безопасность (а именно исполнение санкционируемых либо устанавливаемых государством специфических социальных и технических норм) [2]. В. М. Редкоус, исследуя обеспечение национальной безопасности, так же указывает на реализацию указанной задачи посредством деятельности уполномоченных лиц, которая приводит к созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов безопасности государства.
Оценивая обеспечение безопасности и системы функций современного государства, А. И. Стахов определяет обеспечение безопасности как деятельность государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности. Автор считает обеспечение безопасности одной из основных функций государства, подтверждая данное утверждение следующими аргументами:
— обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация;
— обеспечение безопасности как деятельность Российского государства осуществляется всеми звеньями механизма государства;
— обеспечение безопасности затрагивает широкий круг общественных отношений, складывающихся между субъектами права по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации угроз безопасности.
В. М. Редкоус считает, что, действительно, обеспечение безопасности больше соотносится с указанными выше функциями государства, но в связи с важностью для остальных сфер общественной жизни и государственной деятельности обеспечение безопасности оказывается включенной в реализацию всех функций государства.
Весь нормативно-правовой, а также научно-теоретический материал требует доработки в систематизации и толкования основополагающих понятий, поскольку отсутствие единого (официального) мнения влечёт создание антисистемного представления о фундаментальных основах и сущности наиболее значимых для государства и общества правовых институтов и явлений, а именно, безопасности.
Для более полного понимания сущности безопасности, на наш взгляд, необходимо рассмотреть такие ее элементы, как объект и субъект.
Общеизвестно, что под объектом понимают те общественные отношения, на которые направлено то или иное действие (или изучение). Соответственно субъект рассматривается в качестве носителя деятельности (того, кто действует в отношении объекта).
Элементный состав безопасности включает в себя:
— личную безопасность, объектами которой являются права и свободы личности, как естественные, так и приобретенные;
— общественную безопасность, объектами которой можно назвать имущество и совокупность религиозных, моральных, нравственных, этических убеждений, представляющих ценность для общества;
— государственную безопасность, объектами которой представляются территориальная целостность, конституционный строй, суверенитет государства и т. д.
Таким образом, можно констатировать, что объект безопасности — довольно многогранное понятие, которое можно определить в границах элементного состава безопасности, изложенного нами выше.
Субъектом обеспечения безопасности является не только государство, но и личность, социальные общности и институты, общество в целом, при этом государство — основной субъект, т. к. оно наделено соответствующими правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, посредством которых оно и осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.
В некотором роде субъектом является человек, гражданин, в рамках закона он может обеспечивать свою личную безопасность, безопасность семьи, родных.
Кроме того, стоит выделить принципы обеспечения безопасности (ст. 2 Федерального закона о безопасности):
— принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
— принцип законности;
— системность и комплексность применения всеми ветвями власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
— приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
— взаимодействие всех ветвей власти с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Помимо принципов безопасности следует принимать во внимание и следующие направления безопасности, выделенные профессором С. А. Проскуриным:
- Философско-социологическое — состояние развития и условия жизнедеятельности общества, его структур, институтов и установлений, обеспечивающих сохранение качества, оптимальное соотношение свободы и необходимости;
- Юридическое — установление посредством законодательной деятельности гарантий защищенности личности и общества, обеспечение их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод;
- Психологическое — ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей. [3].
Основываясь на проведенный нами исторический, научный и правовой анализ можно сказать, что сущность безопасности заключается в отсутствии опасности или способности наиболее безболезненно её отразить, а также во внутреннем состоянии защищенности личности, общества, государства.
При изучении понятия «безопасность» необходимо проводить ее исследование, в том числе, и с точки зрения истории развития и становления данного феномена, чтобы выявить особенности его понимания и сущности.
Литература:
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности»
- Безопасность в правовой системе Российской Федерации (Стахов А. И.) («Безопасность бизнеса», 2006, N 1)
- Проблемы определения понятия «национальная безопасность» в России и ее виды (Цисар Л. А.) («Безопасность бизнеса», 2005, N 1)