Если рассуждать о перспективности государственной службы и о социальном статусе государственного служащего, то можно заметить расхождение во мнениях у граждан Российской Федерации по поводу того, стоит ли брать на себя обязательства по прохождению государственной службы. Поэтому чтобы точно определиться с выбором, нужно хорошо изучить права и обязанности, которые кратко представлены в данной статье.
Ключевые слова: гражданский служащий, государственная служба, социальный статус, обязанности госслужащего, права государственного служащего.
If we talk about the prospects of public service and the social status of a civil servant, then we can notice a difference of opinion among citizens of the Russian Federation about whether it is worth taking on obligations to complete public service. Therefore, in order to accurately determine the choice, you need to study well the rights and obligations that are briefly presented in this article.
Keywords: civil servant, civil service, social status, duties of a civil servant, rights of a civil servant.
Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, принявший обязательства по государственной службе. В должности государственного служащего по акту назначения и договору о служебном контракте государственный служащий выполняет профессиональную службу, получает денежные средства в федеральном бюджете или бюджете субъекта РФ. [2, с. 23]
Статус воспринимается как стабильность позиции занимаемым индивидом (группой) в социуме или в отдельной категории социума. Это показатель места, принадлежности к социальной или профессиональной сфере. Основными составляющими статуса являются социальные роли, определяющиеся гражданством, образованием, квалификацией, общественной значимостью профессии, карьерной принадлежностью, авторитетом человека. В роли и статусе социального взаимодействия упорядочены отношения людей, происходит осознание политического, юридического, морального и иных социальных правил, норм, традиций и других требований социального окружения.
Выделяют аскриптивный (предписываемый) статус, определенный для человека социумом, а не его желанием, стремлением, усилиями. Достигаемый статус зависит от человека, его достижений, собственного выбора либо везения.
Для госслужбы можно выделить такие статусы, как правовые, социальные, нравственные, профессиональные, экономические, политические. При этом эти статусы перетекают один в другой, образуя карьерный рост.
Социальный статус — это не только стабильное положение человека внутри центра взаимодействия, но и инструмент взаимодействия в отношениях между людьми.
Статус госслужащего определяется видом госслужбы: гражданской, военной, правоохранительной; категорией и группой замещаемых должностей; профессионализмом государственного служащего; нахождением на государственном месте или после того, как увольняется.
Социальный статус госслужащего — общественное положение по отношению к другим видам деятельности. А также: непосредственное его участие в подготовке и принятии или реализации решений в сфере исполнительной власти государства; должностной регламент государственных служащих; возможность от имени государства выступать в пределах своих полномочий; вступление в специальную профессиональную группу, хоть и состоящую из представителей разных профессий и объединяющуюся самим фактом работы в органе государственной власти.
Взаимодействие социального и правового статуса:
— социальные статусы и правовые статусы выражают одно и то же явление — роль и место гражданина в социально-правовой системе государственно-служебных отношений.
— социальные статусы и правовые статусы в своих органических единствах отражают содержание службы, выражают сущность социального и правового статуса в государственной службе и в целом государственном управлении;
— социальный статус является базой для определения местонахождение и роль служащих в социальной системе и является основой систематизации закона о государственной службе, регламентирования повседневной службы, более корректного осуществления необходимой организационной и структурной трансформации;
— рассмотрение социальных и правовых статусов в диалектических взаимодействиях позволяет более эффективным образом осуществлять выбор, расстановку, профессиональное и должностное развитие персонала.
Как субъекты административного права государственные служащие Российской Федерации обладают, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, установленными Конституцией и иным нормативным законодательством. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, что обусловлено особенностями правового статуса субъектов административного права.
Основные черты правового статуса гражданского служителя определяют его правовое положение, в котором, в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе гражданского населения РФ», входят следующие аспекты: основные права гражданских служащих; основные обязанности; ограничения для гражданских служащих; запреты для гражданских служащих; урегулирование конфликта интересов на государственной службе.
Рассмотрим права государственных служащих более обобщенно, не вдаваясь в подробности специальных прав должностных лиц государственной службы имеющие особенности в связи со своими должностными инструкциями.
Административный статус госслужащего является совокупностью прав, обязанности и ответственности, приобретаемых гражданином с момента его вступления в государственную службу. [3].
Профессиональные правовые и должностные обязанности государственного служащего могут быть разделены на 2 группы: общее и специальное должностное лицо.
Общие правовые и иные обязанности государственного служащего зависят не от конкретных функций государственного служащего
На государственных должностных лиц распространяются все конституционные права и свободы. Кроме того, государственным служащим предоставлены специальные права, чтобы они успешно выполняли свои обязанности: обеспечение надлежащих организационных и технических условий труда; ознакомление с должностной инструкцией и другими документами; отдых; вознаграждение за труд; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ в установленном порядке к информации при использовании в процессе исполнения должностных обязанностей сведений, составляющих государственную тайну; продвижение по службе на конкурсной основе; повышение квалификации [1].
Основные права государственных служащих закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Под обязанностями государственных служащих понимается исполнение государственным служащим определенного обязательства, предусмотренного соответствующим законом, инструкцией и контрактами по служебной деятельности. [5]
Основные обязанности государственных гражданских служащих перечислены в статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.2004: соблюдение и обеспечение исполнения законов и нормативных актов; выполнение своих обязанностей в соответствии с их должностными инструкциями; выполнение указаний соответствующего руководства; защищать права и законные интересы граждан и организаций при исполнении своих должностных обязанностей; соблюдать должностные регламенты государственных органов; поддерживать профессиональный уровень; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, полученные в связи с исполнением должностных обязанностей; охранять государственное имущество; предоставление сведений о себе и членах своей семьи в порядке, установленном федеральным законом; соблюдать ограничения, исполнять должностные обязанности и требования, не нарушать запреты; уведомить представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принятие мер по предотвращению такого конфликта; прочее.
Государственные служащие обязаны указывать показатели расходов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом и Указом Президента Российской Федерации.
Гражданские служащие не имеют права выполнять порученные им незаконные задания. В случае того, если гражданский служащий получает от соответствующего руководства поручение, которое по его мнению, незаконно, он должен представить письменную обоснованность незаконности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя письменное подтверждение данного поручения. В случае, если руководитель подтверждает это поручение в письменном виде, гражданскому служащему надлежит отказаться от исполнения этого поручения. [4]
В случае несоблюдения гражданским служащим ненадлежащего поручения гражданским служащим и руководителем этого поручения влечет за собой дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность по федеральным законам.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, для исключения конфликтов интересов в органе государственной власти, не может представить интересы гражданского служащего в выборных профсоюзных органах соответствующего государственного органа в период исполнения ими должностных обязанностей.
Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Литература:
- Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gs.permkrai.ru/deyatelnost/pravovoy-status-gossluzhashchego, свободный.2024.
- Правовой статус гражданского служащего [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kchgu.ru/wp-content/uploads/2020/06/, свободный.2024.
- Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2002. — 460 с.
- Граждан, В. Г. Государственная служба / В. Г. Граждан. — М.: ЮРКНИГА, 2015. — 256 с.
- Карданов, И. Б. Государственная служба /И. Б. Карданов. — М.: Щит М, 2015. — 187 с.