В статье раскрываются основные понятия и принципы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации. Современное состояние поступления на государственную гражданскую службу составляет глубокий познавательный интерес, однако в перспективе нуждается в дальнейшей разработке вопросов по направлению их совершенствования. Поэтому возникает необходимость на основе изучения норм действующего законодательства и данных юридической науки детально проанализировать проблемы совершенствования нормативной правовой базы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Ключевые слова : государство, государственное управление, государственная служба, поступление на государственную гражданскую службу, закон, законодательство.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О государственной гражданской службе» государственная гражданская служба Российской Федерации является видом государственной службы. Она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации и обеспечивает исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из обозначенного выше законодательного определения важно подчеркнуть, что государственная гражданская служба является одной из ключевых составляющих системы государственного управления. Поэтому важно проанализировать порядок и процедуру поступления на нее физических лиц.
В отечественной теории государства и права под понятием правового института подразумевается сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, которые регулируют общественные отношения. Институт поступления на государственную гражданскую службу можно определить как группу общепринятых правил поведения, которые закреплены в системе действующего законодательства и направлены на регулирование процесса отбора кандидатов для замещения должностей гражданской службы.
На протяжении веков институт замещения должностей на государственной службе претерпевал немало различных способов и выражался даже в форме передачи по наследству, путем купли-продажи, определялся по жребию, назначению, избранию и даже дарению. Кроме того, истории были известны и проигрыши государственных должностей в азартных играх и другие случаи. В каждом историческом периоде развития общественных и государственных институтов были характерны типовые формы и способы замещения должностей, которые наиболее соответствовали социальному устройству и духу правящих элит.
В действующем законодательстве, регулирующем принципы государственной службы, упущено определение самих принципов. Можно предположить, что принципы государственной гражданской службы представляют собой общеустановленные правила поведения, которые прямо сформулированы в законе, и являются основными требованиями к поступлению и прохождению государственной гражданской службы.
В настоящее время институт поступления на государственную гражданскую службу является механизмом реализации комплекса принципов, которые утверждены в статье 4 Федерального Закона «О государственной гражданской службе». Для поступления на гражданскую службу значимыми являются:
— принцип признания приоритета прав и свобод человека и гражданина над подобными правами;
— принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
— принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе. Также равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
— принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;
— принцип стабильности гражданской службы;
— принцип доступности информации о гражданской службе;
— принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;
— принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Так, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина основывается на положении статьи 2 Конституции Российской Федерации. Государство не только признает «высшую ценность», но и обязанность государства: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», а, следовательно, — и всех государственных служащих Российской Федерации. Органы государственной власти федерального, регионального и местного уровня обязаны соблюдать и обеспечивать реализацию принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина при поступлении кандидатов на государственную гражданскую службу.
Важным принципом при поступлении на государственную службу выступает единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Для эффективного государственного управления разрабатывается единая система государственного аппарата. Этот принцип реализовывается как в органах и учреждениях федеральной гражданской службы, так и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 4 Федерального Закона «О государственной гражданской службе» и статьи 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» наибольшее значение имеет реализация принципов равного доступа граждан к гражданской службе, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих.
Вышеуказанные принципы гражданской службы можно оценивать как правовые ориентиры. Основным предназначением является упорядочение общественных отношений при поступлении на государственную службу и формировании кадрового состава государственных органов.
Содержание принципа равного доступа граждан к государственной службе обусловлено требованиями части 2 статьи 6 и статей 17–19 основного закона Российской Федерации. В них последовательно раскрывается конституционный принцип равенства прав и обязанностей граждан. Содержание части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу труда, свободу распоряжения своими способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии. При этом принцип равного доступа реализуется в виде единого для всех граждан порядка поступления на государственную службу.
Значимость указанного принципа проявляется в том, что при поступлении на государственную гражданскую службу законодательно запрещена любая форма дискриминации. В то же время право равнодоступности к государственной службе реализуется согласно возможностям, способностям и профессиональной подготовке граждан. Так, законодатель учредил ряд социальных, медицинских и процедурных ограничений, которые не позволяют определенным лица пребывать на государственной службе.
Принцип равности доступа к государственной служба приобретает важность при борьбе с коррупционными правонарушениями и бюрократизации в системе государственного управления. Если в аппарате органов государственной власти могут быть обнаружены коррумпированные служащие, то такие кадры должны быть заменены новыми — надежными и готовыми к исполнению обязанностей. Основным инструментом реализации этого принципа является конкурентный отбор при поступлении на государственную гражданскую службу.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе необходимо рассматривать совместно с принципом взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Это объясняется тем, что на реализацию этих принципов направлена система конкурсного отбора на замещение должностей государственной гражданской службы. В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы» отмечено, что конкурс обеспечивает реализацию конституционного права граждан России на равный доступ к государственной гражданской службе и право государственных служащих на должностной рост на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей имеют право и представители общественных объединений, и рядовые граждане.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации в настоящее время поступление на государственную гражданскую службу осуществляется с помощью замещения вакантных должностей по конкурсу и путем назначения. По общепринятым правилам поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Причем отмечается важность реализации принципа стабильности гражданской службы при поступлении на государственную гражданскую службу.
Анализируя нормы международно-правовых документов, которые регулируют правила приема физических лиц на государственную службу, отметим, что для построения высококвалифицированного аппарата государственных гражданских служащих в России необходимо соблюдать общие принципы и нормы международного права в этой области. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека, содержание статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. установлено, что каждый гражданин должен иметь без дискриминации и необоснованных ограничений право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Соответственный принцип закреплен и в статье 4 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Россия и ее правовая система находятся на правильном пути собственного развития, и административно-правовое реформирование государственного управления непременно принесет результаты.
Следующий принцип — принцип открытости государственной службы означает ее гласность и прозрачность перед общественными российскими институтами, доступность и объективное информирование общественности о деятельности государственных органов и их служащих. Информация по своему предназначению должна быть открытой и ни в коем случае несекретной. Согласно правовому предписанию статьи 24 Конституции Российской Федерации должностные лица обязаны обеспечивать каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права, свободы и законные интересы. Однако необходимо отметить ограниченные возможности такой открытости. Ведь в соответствии с нормативным требованием каждый государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законодательством тайну. Поэтому деятельность государственных служащих должна выступать синтезом социальной гласности и служебной конфиденциальности.
Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю реализуется при поступлении на государственную гражданскую службу путем открытого конкурсного отбора высококвалифицированных специалистов. Несмотря на существующие в научной литературе точки зрения, согласно которым российскому законодателю еще необходимо работать в заложении фундамента для реализации этого принципа, тем не менее, поступление на государственную гражданскую службу в настоящее время является примером реализации этого принципа.
При исполнении необходимо учитывать проведение открытого конкурсного отбора, обеспечить прозрачность и объективный отбор на конкурсной основе кандидатов для замещения вакантных должностей гражданской службы. Именно при условии открытости конкурса появляется возможность привлечения на государственную службу широкого круга граждан, которые обладают профессиональными знаниями, навыками и компетенциями в сфере государственного управления. Кроме того, проведение конкурса на условиях открытости для общества непосредственно способствует и реализации права граждан на равный доступ к государственной службе.
В содержание принципа профессионализма и компетентности государственных служащих законодателем заложено представление о том, что необходимым условием нормального и эффективного функционирования государственного аппарата является качество и возможности государственных служащих. Принцип требует от государственных служащих стопроцентного знания объема собственных должностных прав и обязанностей. Причем каждый служащий должен в совершенстве владеть технологиями по государственному управлению и уметь применять на практике различные методы и тактики для достижения оптимального результата в конкретной области деятельности. Также он должен быть хорошим специалистом в своей специальности и безупречным управленцем, способным быстро и качественно принимать правильные решения по реализации функций государственного управления.
В нормах действующего законодательства о государственной службе предъявляются особые требования к лицам, которые претендуют на должности государственных служащих. При выявлении профессиональных качеств и компетенции кандидатов на замещение вакантных должностей на практике реализуется вышеуказанный принцип. Иными словами, благодаря конкурсному отбору посредством применения различных методик совершается подбор профессиональных кадров для реализации государственного управления.
Таким образом, институт поступления на государственную гражданскую службу можно определить как группу общепринятых правил поведения, которые закреплены в системе действующего законодательства и направлены на регулирование процесса отбора кандидатов для замещения должностей гражданской службы. Как показывает анализ норм действующего законодательства и обзор юридической литературы, институт поступления на государственную гражданскую службу направлен на реализацию принципов государственной гражданской службы. При этом наибольшее значение имеет реализация принципов равного доступа граждан к гражданской службе, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих. Право равнодоступности к государственной службе реализуется в соответствии с возможностями, способностями и профессиональной подготовке граждан. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю осуществляется при поступлении на государственную гражданскую службу путем открытого конкурсного отбора высококвалифицированных специалистов. Механизмом реализации принципа профессионализма и компетентности государственных служащих на практике выступает институт поступления на госслужбу при выявлении профессиональных качеств и компетенции кандидатов на замещение вакантных должностей. Наиболее ярко реализация принципов равного доступа граждан к государственной гражданской службе, профессионализма и компетентности проявляется при конкурсном поступлении на государственную службу. Ведь право взять участие в конкурсе на замещение вакантной должности имеют все граждане Российской Федерации, а кандидаты во время конкурсного отбора оцениваются по профессиональным качествам и компетентности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 21.11.2021.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 02.06.2003. — № 22. — Ст. 2063.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31.07.2004. — № 31. — Ст. 3215.
- Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16 (ред. от 12.10.2017) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 4. — Ст. 640.
- О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.02.2006. — № 6. — Ст. 439.
- Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования/А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 439 с.
- Административное право Российской Федерации: учебник/ А. В. Мелехин [и др.]; под ред. А. В. Мелехина. — Москва: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 624 с.
- Афанасьева, С. А. Реализация права граждан на равный доступ к государственной службе в Москве / С. А. Афанасьева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2009. — № 1. — С. 51–53.
- Беклемищев, Е. П. Современные направления и методы совершенствования управления карьерным развитием государственных служащих / Е. П. Беклемищев, И. А. Панкратова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 3. — С. 122–129.
- Бушуева, И. П. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее / И. П. Бушуева [и др.]// Управленческое консультирование. — 2014. — № 7 (67). — С. 7–18.
- Бялт, В. С. Конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе: проблемы и пути решения / В. С. Бялт, Х. Х. Лойт // Инновационная наука. — 2016. — № 5–2 (17). — С. 198–200.
- Завгородняя, Л. В. Правовые аспекты формирования кадрового состава государственной гражданской службы / Л. В. Завгородняя // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2016. — № 2. — С. 81–85.
- Зайцев, М. С. Право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также к службе на государственных должностях / М. С. Зайцев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2014. — № 2 (26). — С. 210–214.
- Ковалева, И. В. Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу / И. В. Ковалева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 5. — С. 103–106.
- Колтунова, Ю. И. Трудности трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вузов / Ю. И. Колтунова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 24 (353). — С. 68–71.
- Кононова, Е. В. Кадровая политика в сфере государственной гражданской службы (на примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга) / Е. В. Кононова // Управленческое консультирование. — 2014. — № 12 (72). — С. 192–200.
- Мишин, А. Ю. Практические аспекты привлекательности карьеры специалиста государственной гражданской службы / А. Ю. Мишин, М. В. Мирзоян // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). — 2016. — № 1 (26). — С. 162–166.
- Онищенко, О. Н. Конкурсный подбор кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации / О. Н. Онищенко // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 2 (32). — С. 136–140.
- Тараканов, А. В. Теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации / А. В. Тараканов // Актуальные проблемы экономики и права. — 2014. — № 3 (31). — С. 165–170.
- Шиликов, А. Ю. Конфликтное взаимодействие в процессе профессиональной адаптации государственных гражданских служащих / А. Ю. Шиликов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 2–6.