В статье исследуются ключевые особенности государственной гражданской службы как социального института и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: государственная служба, Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственное управление, социальный институт.
В настоящее время огромное внимание уделяется реформированию и модернизации государственной гражданской службы, а также совершенствованию законодательства в этой области. Современные экономические условия, значительные преобразования в социальных взаимоотношениях призывают к повышению эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. Существуют недоработки, которые мешают нормальному развитию системы государственной гражданской службы, соответственно, необходимо уделять особое внимание данным проблемам, выявлять их причины и разрабатывать методы по разрешению проблемных аспектов. Cовременное состояние системы государственной гражданской службы в действительности нуждается в научном осмыслении, выявлении и устранении существующих недостатков. Проблемы в системе государственной службы проявляются как на законодательном уровне, так и в самой системе.
Под термином «служба» может подразумеваться ряд значений: работа, занятие служащего, вид общественной деятельности людей, преданность. Особым видом службы является государственная служба. На сегодняшний момент нет единого мнения на определение понятия «государственная служба». В ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] закреплено следующее определение государственной службы — «это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
— Российской Федерации;
— Федеральных органов государственной власти;
— Субъектов РФ;
— Органов государственной власти субъектов РФ;
— Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ [1], федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
— Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ» [2].
В подходе к определению государственной службы выделяют 2 позиции [3, с. 72]:
— институциональный, при котором государственная служба понимается как социально-правовой институт, с целью отстоять интересы всего народа;
— деятельностный, при котором государственная служба рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.
Данные подходы не противостоят друг другу, а наоборот, должны слиться воедино и дополнять друг друга.
Одной из основополагающих целей государственной службы как социального института является удовлетворение потребностей общества и государства.
Наличие конфликтов, дестабилизации, бездействия, неисполнения поручений свидетельствуют о нефункциональности как отдельных элементов, так и социального института в целом. Для оптимизации функций государственной службы важную роль играет выбор наилучшего подхода управления. Выделяют 2 подхода [4, с. 10–11]:
— экономический, основу которого составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется подверженностью профессиональным ориентирам и ценностям, приверженностью к действию;
— политический, наиболее востребована модель государственного управления, при которой выделяются сферы жизни, где необходимо вмешательство государства, а также объект и субъект управления имеют общие цели.
Значение государственной службы возрастает с развитием демократического государства, так как государственная служба является частью государственного управления, которое реализуют гражданские служащие. Государственная служба выполняет важнейшие для страны административные, социальные и политические задачи, делает организацию государственного механизма полной и пригодной к решению задач и функций государства. В становлении государственности, государственная служба выступает в качестве главного средства выполнения своей миссии государством [5, с. 17].
Рассматривая задачи государственной службы, нужно брать во внимание то обстоятельство, что государственные служащие стремительно участвуют в разработке проектов законов, отражающих политику страны, вносят предложения об изменениях в структуре государственных органов. В связи с этим, выделяют следующие задачи государственной службы:
— обеспечение конституционного строя;
— разработка стратегии политического, социального, экономического и духовного развития страны;
— принятие решений по особо важным вопросам жизни страны и общества;
— защита прав, свобод и интересов граждан, создание условий для осуществления функций государственных органов.
Таким образом, можем сделать вывод, что каждый вид государственной службы призван выполнять определенные задачи, установленные в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Функции, выполняемые гражданскими служащими, принято разделять на 2 вида: социально-политические (общие) и специально-юридические [6, с. 93].
К социально-политическим функциям относят:
— Целеполагание, помогает определить параметры функционирования государства и общества в целом;
— Управление социальными делами;
— Планирование, в процессе данной функции определяются принятые заранее решения о том, что делать, когда и кто будет делать в государственных органах;
— Прогнозирование, позволяет провести анализ тенденций общественного развития;
— Организация, предназначена для создания и порядка структуры государственной службы, процессов государственного управления для достижения цели прогрессивного развития общества;
— Контроль, устанавливает соотношение или несоответствия характеристик формирования общества и государственной службы определенным стандартам;
— Координация, совместно приложенные усилия государственных органов для достижения общих целей и поставленных задач;
— Информационное обеспечение, сбор, получение, обработка, анализ информации, которая необходима в процессе государственной деятельности.
К специально-юридическим функциям относят:
— Правотворческая, позволяет принимать государственным служащим активное участие в разработке, анализе и справочной работе правотворческого характера;
— Правоприменительная, позволяет воплощать в жизнь нормы конституций, законов, нормативно-правовых актов Российской Федерации;
— Правоохранительная, с помощью данной функции государственные служащие защищают установленные законом нормы права от нарушений.
Функции государственной службы осуществляются с помощью таких методов, как: правовой, социально-психологический, организационно-распорядительный.
Принципами гражданской службы являются основополагающие условия, которым придерживаются гражданские служащие в ходе своей деятельности. В них отражены основные требования для полноценного функционирования государственного аппарата. Принципы составляют основу формирования и развития государственной службы как административной власти. На основе этих принципов строится процесс административного управления.
Принципы государственной гражданской службы нашли свое отражение в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Публичное закрепление принципов государственной службы происходит в Конституции РФ, федеральных законах, Указах Президента, Постановлениях Правительства РФ.
Основополагающее значение принципов государственной службы в том, что они отражают содержание, организацию и функционирование государственной службы.
Реализация права граждан на равный доступ к государственной службе в Российской Федерации обеспечивается всей системой гарантий прав человека, политическими, социальными, экономическими, организационными, культурными и юридическими средствами.
Государственная власть реализуется в конкретных действиях, отражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, а именно: соответствующими государственными органами, задачи и функции которых осуществляются их государственными служащими при выполнении своих прав и обязанностей. Таким образом, правовой статус государственного служащего находится в зависимости от правового статуса государственного органа, который он представляет.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Российская газета. — 1993. — № 237; 2020. — № 144 (8198).
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. –2003. — № 22. — Ст. 2063; 2021 — № 27 (часть I). — Ст. 5179
- Барциц, И. Н. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад / Барциц И. Н., Борщевский Г. А., Магомедов К. О. — Москва:ИД Дело РАНХиГС, 2018. — 136 с.: ISBN 978–5–7749–1327–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/982669
- Бахрах, Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы, 2018. — С. 10–11
- Меркулов П. А., Филонов В. И., Малахова О. В. Роль государственной службы в реализации целей устойчивого развития государства // Власть. 2016. Том. 24. № 5. С. 15–20.
- Иванова, М. В. Регламентация государственной и муниципальной службы [Текст]: учебное пособие / М. В. Иванова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Кафедра государственного и территориального управления. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2017. — 155 с.