В данной статье исследуется институт государственной гражданской службы. Рассматриваются правовые основы государственной гражданской службы, начиная от становления централизованного Московского государства до сегодняшних дней. Целью исследования является поиск проблем в правовом поле российского законодательства, а также разрешение данных проблем.
Ключевые слова: гражданская служба, законодательство, повышение квалификации кадров, правовой статус прохождения государственной службы.
This article examines the institute of state civil service. The legal foundations of the state civil service, starting from the formation of the centralized Moscow state to the present day, are considered. The aim of the study is to find problems in the legal field of Russian legislation, as well as to resolve these problems.
Keywords : civil service, legislation, professional development of personnel, legal status of public service.
Институт гражданства связан с реализацией государственного суверенитета, а также обязанностью государства перед каждым его гражданином в обеспечении и защите прав и законных интересов.
С момента возведения и строительства государства начинает работать и государственный аппарат, что способствует активной деятельности государственной власти. Еще в Киевской Руси функцию государственных служащих занимали тиуны и старосты, княжеская дружина относилась к военному образованию. С каждым последующим правителем и развитием государства, прототип государственной гражданской службы усовершенствуется. В процессе становления централизованного Московского государства, начиная с XII по XV века, складывается централизованный аппарат управления. Новый виток государственной службы приводит к развитию наместных отношений, которые становятся фундаментальной основой государственности. Нововведением становиться получение земельного надела на весь период службы. Усовершенствуется и система приказов. При воеводах начинается работа специального аппарата управления, отсюда следует, что к XVII веку в России сложилась приказно-воеводская система управления. Государственная служба считалась обязательной для некоторых сословий, таких как дворян и другие служивые сословия. В параллели с приказно-воеводной системой получает развитие нормативной правовой базы, которая упорядочивает новую систему госслужбы. На развитие нормативной правовой базы оказали влияние Судебники 1497 и 1550 годах, а также Соборное Уложение 1649 года.
В 1682 г., при восхождении на престол Петра I произошло колоссальное изменение законодательства. При Петре I специальная подготовка государственных служащих и их образование становится обязательным. Появились специальные школы и академии для подготовки чиновников. Степень освоения образовательных дисциплин становится ключевым звеном в определении квалификации служащего. Екатериной II, во второй половине XVIII века возобновляется система подготовки государственных служащих.
С каждым последующим правителем и реформатором происходит усовершенствование системы. Михаил Михайлович Сперанский в 1809 г. разработал Указ «Об обязательном экзамене для занятия государственной должности». Теперь соискателю на государственную гражданскую службу необходимо было иметь высшее образование.
Одобрение 12 декабря 1993 г. Конституции РФ определило основополагающую роль в правовом регулировании государственного управления. Конституция РФ определила место и компетенцию основных органов государственного аппарата.
Главным этапом в совершенствовании института государственной службы считается утверждение Государственной Думой РФ Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный Федеральный закон считается «трудовым кодексом» для чиновника или государственным стандартом для прохождения службы.
В современной России наблюдается проблема со строительством результативного правового государства. Строительство правого государства не возможно без гражданской службы. Для эффективной работы гражданской службы, необходимы высококвалифицированные кадры. А для этого гражданская служба должна стать престижной, результативной, конкурентоспособной, стабильной, хорошо оплачиваемой. Государственная гражданская служба позволяет воплотить эффективную государственную политику экономической, социальной сфере, в развитии культуры, а также образования.
В период экономического кризиса в государстве увеличивается статус гражданского служащего, потому что именно профессионализм гражданского служащего способен разрешить проблемы государственного управления, предоставить населению услуги, а также защитить законные права и интересы граждан. Особое внимание в российском законодательстве занимает усовершенствование законодательства прохождения гражданской государственной службы.
К сожалению, в современной России наблюдается неэффективность государственной службы, что связано с критикой со стороны населения, бюрократизмом, коррупционной составляющей, непрофессиональным подбором кадров, невысокой оплатой труда.
На данном этапе развития современного общества государственная гражданская служба проходит реформирование в развитии, что позволяет решить вопрос формирования системы государственной службы, как механизма государственно-правового регулирования, внедрение в государственную службу эффективной технологии в повышении квалификации кадров, что позволяет повысить результативность в деятельности государственных служащих.
Основополагающей частью составления нормативно-правовой базы государственной службы служат нормы права. Данные нормы составляют процедуру прохождения государственной службы, а также приема на службу, выполнения должностных обязанностей, применения поощрений и дисциплинарных взысканий, продвижения по службе, прохождение аттестаций, и прекращение государственной службы. Институт прохождения государственной службы закладывает в себе функции прогнозирования, стимулирования, а также профессионального развития, процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, продвижение по должностям, чинам, а также получение квалификационных званий. Исторически сложились различные системы прохождения государственной службы, среди которых можно отметить карьерную, должностную, профессиональную, партийную и патронатную. В Федеральном законе от 27 июля 2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» говорится о должностной системе, которая по своей эффективности имеет более низкий статус, чем карьерная и профессиональная. Главным аспектом в прохождении государственной службы является приём на службу. Прием на службу проходит посредством конкурса, назначения на должность, заключения контракта на основе принципа равного доступа всех граждан поступающих на государственную службу. На основании № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для граждан Российской Федерации, поступающих на гражданскую службу, предусматривается испытательный срок от трёх месяцев до одного года, в зависимости от занимаемой должности. Также на основании федерального закона определяются ограничения и запреты, к государственной службе, квалификационные требования, предъявляемые к поступающим на государственную службу по уровню образования предъявляемых к кандидатам на основании и их специализации, К кандидату на гражданскую службу предъявляются требования к стажу и опыту работы по специальности, а также уровню знания законодательных актов, а также прохождение конкурса по замещающей должности.
В статье 17 Федерального закона № 79 от 27 июля 2004 года предусматривается перечень запретов связанных с государственной службой, Перечень запретов отражает тот факт, что государственная служба является основополагающим правовым институтом, который не регулируется нормами трудового права, предусматриваемые Трудовым кодексом Российской Федерации. В отличие от граждан Российской Федерации, для граждан, поступающих на государственную службу, в интересах государства и общества, вступают в силу ограничения некоторых конституционных прав. В перечень таких ограничений входит предпринимательская деятельность, право быть избранным депутатом законодательного или представительного органа, право представлять интересы третьих лиц в качестве их поверенного в государственном органе, право на получение гонорара и, вознаграждения от физических и юридических лиц, принимать без разрешения награды, использовать своё служебное положение в интересах политических партий, право на участие в забастовках.
Для того, чтобы устроиться на гражданскую службу, необходимо протии конкурс, а для этого необходимо чтобы конкурс был проведен на основании установленных требований. Объявление о конкурсе должно было быть напечатано в печатном издании, и имелось объявление на сайте государственного органа. Соискатель на должность должен предоставить документы в течение месяца со дня публикации объявления о вакантной должности, после чего формируется комиссия, с привлечением независимых экспертов. Результаты голосования оформляются официальным решением комиссии, оформляется официальным приказом государственного органа. Соискателю, поступающему на государственную службу необходимо быть уверенным в организационном и правовом обеспечении службы, перемещению по карьерной «лестнице».
Для эффективного прохождения службы создано разделение должностей по категориям, от руководителя до младшего специалиста. Передвижение от одной категории должностей до другой возможно благодаря упорной работе.
Для того, чтобы соискатель мог всегда узнать о вакантной должности, был создан реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр представляет собой классификатор, который содержит сведения о наименовании должностей, распределение должностей по категориям и группам.
Совершенствование института гражданской государственной службы может повлиять не только на решение основополагающих идей в государственном строительстве, но и важных политических задач. Среди которых можно выделить следующие:
- Построение свободного правового общества, в котором провозглашаются, признаются и соблюдаются гражданских прав человека.
- Влияние на рабочий потенциал государства. В соответствии со всеми принципами необходимо ограничение круга лиц, желающих поступить на государственную гражданскую службу, принимать в гражданскую службу только тех граждан, которые не станут фактором для развития конфликтных ситуаций для государства.
- Правовой статус государственных гражданских служащих воспринимается в комплексе служебных обязанностей и прав, которые нацелены на обеспечение властно-распорядительных функций исполнительной власти, которая будет закладывать в себя ограничения, запреты, правила служебного поведения, гарантии и компенсации.
- Сохранение, совершенствование, уже существующего кадрового резерва государственных служащих. Институт государственной службы способен сыграть активную роль в становлении правового государства, что позволит привлечение новых высококвалифицированных специалистов для сохранения рабочего потенциала, а для этого необходима достойная оплата труда и повышение статуса государственного служащего.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. — 25 декабря
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступил в силу 01.01.2021)
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (редакция от 31.07.2020)
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52., ст. 6228.
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»
6. Указ Президента Российской Федерации от 02 февраля 2013 года № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы»
7. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении гражданской службы в Российской Федерации и замещений должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
8. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2017 № 518 «О вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»
9. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 года № 353 «Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего»
10. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
11. Указ Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
12. Haritonov I. K. Constitutional and legal bases of differentiation of powers between public authorities of the Russian Federation and its subjects: questions of the theory and practice: auth. abstr.... Master of Law. Rostov-on-Don, 2015.
13. Minnigulova D. B. Administrative and legal status of civil servants and its implementation problems: auth. abstr.... Dr. of Law. Moscow, 2016.