В настоящей статье автор рассматривает понятие конфликта интересов на государственной службе, которое дается в законе и научной литературе. также автором дается краткая характеристика видов конфликтов интересов, а также указываются на возможные меры его предотвращения, предупреждения и устранения. Важность данной тем проявляется в том, что урегулирование конфликтов интересов на государственной службе является действенным механизмом борьбы с коррупцией, способом для обеспечения нормального функционирования института государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственный служащий.
В общем смысле в понятие «конфликт интересов на государственной службе» включают получение государственным служащим какой-либо выгоды за счет своего служебного положения, возможности оказывать влияние на процессы и принятие решений. В этом случае государственным служащим наносится определенный ущерб государству и обществу.
В научной литературе не сложилось единого мнения относительно понятия конфликта интересов на государственной службе. Поэтому разными авторами предлагаются разные определения.
Так, П. М. Кудюкин пишет, что при конфликте интересов является той ситуацией, когда имеет место противоречие между государственными интересами и интересами государственного служащего, которое в итоге может привести к нанесению государству и другим лицам разного по размеру ущерба [8; c. 125].
Однако, по мнению ученых конфликт интересов затрагивает и иные отношения, которые выходят за рамки государственной службы, затрагивает личные интересы служащих. По мнению Л. М. Колодкина конфликт интересов — это «специфического вида столкновение целей, позиций, мировоззрения взглядов, возникающего в результате противоречий и противостояния в процессе выполнения служебных обязанностей» [6; c. 45].
По мнению С. Н. Барановского конфликт интересов на государственной службе — это такая ситуация, при которой личный интерес служащего либо его зависимость от иных лиц негативно влияют на процесс исполнения им своих служебных обязанностей [4; c. 390].
Как видим, авторы так или иначе под конфликтом интересов понимают превосходство личных интересов служащего над интересами государства.
Основным нормативным актом, в котором дается определение конфликта интересов на государственной службе, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом законе под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [1]. Личной выгодой считается: получение денег, имущества; получение имущественных прав; получение услуг, работ. При этом указанные выгоды могут быть и не связаны с личностью служащего, они могут относиться, например, к его родственникам и друзьям, а также иным лицам, с которыми государственный служащий связан какими-либо обязательствами. Возникновение конфликта интересов по смыслу закона является причиной коррупционных правонарушений.
Как можно увидеть, определения, которые сформулированы в научной литературе, и определение конфликта, которое закреплено в законе о противодействии коррупции, отличаются. Если авторы, определяя содержание рассматриваемого явления, выходят за рамки интересов служащего, то законодатель преследует цели противодействия коррупции, а потому ограничивается только материальными интересами государственного служащего.
Однако, существует мнение, что конфликт интересов — это в большей степени моральная коллизия интересов служащего и государства [7; c. 86].
Представляется, что конфликт интересов на государственной службе предполагает наличие как моральной коллизии, так и материальной заинтересованности лица. Здесь государственный служащий нарушает правила несения службы, в том числе и морального характера, для получения определенной материальной выгоды для себя или иных лиц.
Конфликты интересов на государственной службе могут возникнуть в совершенно разных областях, например, при осуществлении приватизации, в системе государственных закупок и пр. В числе наиболее распространённых нарушений можно выделить:
– неуведомление о том, что государственного служащего склоняли к тому, чтобы совершить коррупционное правонарушение.
– замещение должности государственной службы при наличии родства либо близкого свойства.
– наличие конфликта государственных и личных интересов.
– одновременное участие в управлении коммерческой организацией и несение государственной службы.
– непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [6].
Говоря о видах конфликтов интересов на государственной службе, стоит отметить, что в законе такой классификации не приводится. Виды конфликтов выделяются только в научной литературе, то есть только на теоретическом уровне. Так, выделяют следующие виды конфликтов на государственной службе:
- Реальный конфликт. В этом случае конфликтная ситуация уже имеет место и требует принятия мер для ее предотвращения или разрешения. Это случаи, когда, например, у служащего были выявлены работающие в его подчинении родственники, что запрещено законом. В этом случае сам государственный служащий, либо его родственники, либо представитель нанимателя обязаны предпринять необходимые меры для устранения такого конфликта. Например, родственники государственного служащего могут быть переведены в другой отдел либо уволены со службы.
- Потенциальный конфликт. В этом случае имеется в виду потенциально возможные конфликтные ситуации, которые еще можно предупредить. Примером такой ситуации может служить приглашение на работу своих родственников. В этом случае служащий будет осознавать, что это приведет к конфликту интересов и обязан предпринять соответствующие меры, то есть предупредить возникновение конфликта.
- Мнимый конфликт, когда фактически конфликтной ситуации не существует, но в сознании общества поведение служащего представляется как получение им личной выгоды, то есть в качестве конфликта интересов. В этом случае служащий может просто изменить свое поведение, чтобы общество изменило свое мнение по этому поводу.
Тем не менее, в любом случае конфликт интересов обуславливается конкретными действиями либо бездействиями государственного служащего. В первом случае он совершает активные действия, которые приводят к конфликту, например, принимает на службу к себе в подчинение родственника, совершает действия в интересах иных лиц. Во втором случае служащий бездействует, то есть он может не предпринимать никаких попыток предотвратить конфликт интересов, если сложилась определенная ситуация, например, не подает соответствующее уведомление о наличии конфликта интересов.
Закон накладывает на государственного служащего обязанность самостоятельно оценивать те обстоятельства, которые могут стать причиной появления конфликта интересов на службе. Также служащие обязаны сообщать о таких обстоятельствах представителю нанимателя с целью предотвратить возможный конфликт. Указанное требование имеется в п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Уведомление должно иметь письменную форму. Служащий может отправить его представителю нанимателя как лично, так и почтой. Данное уведомление подлежит рассмотрению в установленном законом порядке, а в результате выносится мотивированное заключение.
В числе мер, которые могут быть приняты в отношении государственного служащего при возникновении конфликта интересов могут быть:
– самоотвод.
– отказ от полученной выгоды.
– отказ от другой работы.
– отказ служащего от принятия определенного решения.
– переход на другую должность или службу и т. д.
Для каждого случая меры по урегулированию конфликта могут быть различны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема предотвращения конфликтов интересов на государственной службе весьма актуальна и будет оставаться такой всегда. Был сделан вывод, что конфликт интересов на государственной службе имеет не только материальную составляющую, но и моральную. Поскольку законодатель возложил обязанность выявлять ситуации конфликта на самих государственных служащих, то моральная составляющая здесь очень важна, так как только при наличии высоких моральных качеств государственный служащий подаст заявление о наличии конфликта интересов и примет необходимые меры для его устранения. Личная заинтересованность не является правонарушением. Правонарушением является несообщение государственным служащим о наличии такой заинтересованности. Конфликт интересов состоит в том, что лицо обязано сделать выбор между своими интересами и долгом.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215
- Барановский С. Н., Зеленов, М. Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты: монография. — М., Саратов: Вузовское образование, 2012. — С. 390.
- Иванова Л. Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 4. — С. 96.
- Колодкин Л. М. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Современное право. — 2008. — № 11(1). — С. 44. 3 Там же. — С. 45.
- Костюк О. Н. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе // Мир современной науки. — 2012. — № 3. — С. 83–91.
- Кудюкин П. М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / под ред. М. Б. Горного и А. И. Волкова. — СПб.: Норма, 2005. — С. 123– 129.