В настоящей статье рассмотрено понятие «конфликт интересов» с точки зрения разных правоведов, определены причины, ситуации, а также условия возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Ключевые слова: конфликт интересов, служащий, обязанность, личная заинтересованность, группа ситуаций, интерес граждан.
This article examines the concept of «conflict of interest» from the point of view of various legal scholars, identifies the causes, situations, and conditions for the emergence of a conflict of interest in the state civil and municipal service.
Keywords: conflict of interest, employee, duty, personal interest, group of situations, interest of citizens.
На сегодняшний день перед государственными учреждениями нашей страны стоят важные задачи по удовлетворению интересов граждан государства. Гражданский служащий, в силу своего специального статуса, должен быть беспристрастен в рассмотрении вопросов, поставленных перед ним, а также он должен быть честен и прозрачен в выполнении своих должностных обязанностей. Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной службе РФ» предусмотрено такое понятие, как «конфликт интересов». Под понятием «конфликт интересов» законодатель подразумевает заинтересованность конкретного должностного лица в осуществлении своих обязательств с целью получить ценностную выгоду, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан, а также может помешать объективному рассмотрению их вопросов. Любая выгода, материальная или нематериальная, которая извлекается государственным служащим непосредственно или с его помощью близкими этому служащему третьими лицами, может послужить основой возникновения конфликта интересов. Выгодой может быть, например, материальная выплата в виде денежного поощрения, или же какие-либо связи с различными обязательствами.
Хаюрин Э. Б. рассматривает понятие «конфликт интересов» как «противоречие, возникающее между личными интересами человека и его профессиональными, служебными обязанностями. Наличие такого противоречия может повлиять на непредвзятость и беспристрастность решений, мер или бездействия при исполнении официальных распоряжений, регулирующих полномочия и профессиональные обязанности» [6, с. 236].
Ряд правоведов склонны к мнению о том, что конфликт интересов является одним из основных факторов, приводящих к возникновению коррупции. Однако, полагаю неверным сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции, поскольку необязательно такой конфликт имеет коррупционный результат — государственные гражданские служащие нередко сталкиваются с конфликтом интересов против своей воли, а также не совершая при этом никаких противоправных действий. Вместе с тем, как полагает Скорбунова Ю. А., «конфликт интересов чаще всего следует рассматривать как основу возникновения коррупции, поскольку именно личные интересы государственного гражданского служащего могут привести к таким коррупционным проявлениям, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки» [7, с. 9]. Солидарна с таким мнением и Курбатова О. В., которая понимает конфликт интересов как «потенциально возможный, а не действенный юридический конфликт. И, если конфликт интересов не предотвращен, совершается правонарушение коррупционной направленности» [9, с. 39].
В настоящее время словосочетание «конфликт интересов» ассоциируется с государственной службой, характеризуя процессы и явления в сфере государственного управления, а самого гражданского служащего законодатель определяет, как гражданина, исполняющего обязательства, предусмотренные замещаемой им должностью назначенной в соответствии с актом о назначении его на такую должность, оформленную служебным контрактом, который предусматривает выплату заработной платы служащему из государственного бюджета. Обязательства и функции, которые возложены на лицо, занимающее должность гражданского служащего, должны выполняться во благо общественности. Рабочие обязанности гражданского служащего тесно связаны с интересами граждан и отдельных организаций, поэтому служащий обязан абсолютно беспрекословно соблюдать все предусмотренные законом права и интересы государства. Также следует отметить, что служащий обязан сообщить непосредственному нанимателю или представителю нанимателю о имеющейся личной заинтересованности, которая может стать причиной возникновения конфликта интересов, т. к. очевидно, что, предпочитая личную заинтересованность, гражданский служащий в первую очередь ставит под удар не только исполнение своих должностных обязанностей, но и авторитет государственного органа, в котором он проходит службу, а также саму государственную службу в целом. Подобные случаи ставят под удар честь и достоинство служащих, как в глазах граждан самого государства, так и за его пределами.
Автор научной статьи «Конфликт интересов на государственной гражданской службе» Сарлиду Е. [10, с. 90] выделяет несколько ситуаций, которые могут привести к конфликту интересов. Первая группа ситуаций возникает при правомерном извлечении дохода. Автор указывает, что в данной ситуации лицо, замещающее должность гражданского служащего, имеет право на иной вид деятельности для получения дополнительных доходов в том случае, если это не приведет к возможности возникновения конфликта интересов. Вторая группа ситуаций возникает при исполнении должностных обязанностей, что вытекает из обязанности государственным служащим немедленно сообщать о возникновении личной заинтересованности своему нанимателю или же представителю нанимателя. Также в данном случае автор выделяет обязанность госслужащего по предпринятию всех возможных мер для предотвращения возникновения конфликта интересов.
Кроме причин возникновения конфликта интересов в современной юридической литературе Овчинко О. А. выделяет условия, которые способствуют возникновению конфликта интересов: 1) высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; 2) недостаточная информированность общества о деятельности органов государственной власти; 3) наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании; 4) несоблюдение служебной и организационной дисциплины; 5) отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др. [8, с. 85–86].
Учитывая вышесказанное, разумно прийти к выводу о том, что гражданский служащий ввиду своей специфической деятельности должен непрерывно оценивать действия и ситуации, которые могут повлиять на надлежащее исполнение его должностных обязанностей. В обязанность гражданского служащего прежде всего входит соблюдение ограничений и запретов, которые предусмотрены законодателем в сфере гражданской службы, а также поддержание авторитета государственной власти.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 08.06.2020).
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 08.06.2020).
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Хаюрин Э. Б. Конфликт интересов на государственной службе: непотизм, фаворитизм, кумовство // Сборник статей XXIV Международной научнопрактической конференции. В 3 ч. Ч. 3. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. — С. 236–238.
- Скорбунова Ю. А. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Отечественная юриспруденция. — 2017. — № 10 (24). — С. 8–11.
- Овчинко О. А. Конфликт интересов на государственной службе: конкретизация понятия // NOVAUM.RU. — 2017. — № 9. — С. 83–89
- Курбатова О. В. Конфликт интересов на государственной службе6 содержание понятия // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2019. — № 1. — С. 39–42.
- Сарлиду Е. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Сборник статей XII Международного научно-исследовательского конкурса — 2020. — С. 88–91.