История реструктуризации при банкротстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, В. В. История реструктуризации при банкротстве / В. В. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111341/ (дата обращения: 16.12.2024).



Реструктуризация долга при банкротстве — это юридический процесс, который позволяет должнику реорганизовать свои долги и бизнес-операции, чтобы расплатиться с кредиторами и остаться в бизнесе. Это может быть длительный и дорогостоящий процесс, но он дает ряд преимуществ, в том числе позволяет должнику избежать ликвидации и договориться со своими кредиторами [5, c. 83].

По данным Центрального банка России, количество случаев реструктуризации долга в России неуклонно растет с 2015 года. В 2015 году было зарегистрировано около 30 000 случаев реструктуризации долга, в то время как в 2019 году это число увеличилось до более чем 77 000 случаев. Однако в 2020 году количество случаев реструктуризации долга сократилось примерно на 14 % по сравнению с предыдущим годом, что может быть связано с экономическими последствиями пандемии COVID-19 [6].

Россия. История реструктуризации при банкротстве

История реструктуризации долга во время банкротства в России имеет многолетнюю и сложную историю. В период Советского Союза все предприятия находились в государственной собственности, что приводило к заинтересованности государства в избежание банкротства. Вместо этого, предприятия, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, объединялись друг с другом, а управление подвергалось административной или уголовной ответственности. Эта государственная политика привела к тому, что в этой области было немного специалистов, что можно увидеть на примере банкротства судоходной компании Black Sea Shipping Company (БЛАСКО). В начале 1990-х годов БЛАСКО объявил о банкротстве из-за финансовых трудностей и неправильного управления. Процесс банкротства был очень спорным, и сопровождался обвинениями в коррупции и политическом вмешательстве. В итоге активы компании были проданы, а конкурсный управляющий был приговорен к тюремному заключению за растрату [12].

Таким образом, в период Советского Союза банкротство было теоретически возможным, но государственная политика не позволяла активно использовать механизмы банкротства, привычные для рыночной экономики.

Первые годы

В первоначальный период после внедрения концепции реструктуризации долга при банкротстве, кредиторы и должники сталкивались с низкой эффективностью работы судов по данной категории из-за сложности и специфики процесса [11, c. 244–248]. Для решения этих проблем было принято решение о создании специализированных судов по делам о банкротстве, принятии законов о банкротстве и введении реестра несостоятельных должников в начале 2000-х годов. Эти меры помогли упорядочить процесс реструктуризации долга и повысить его эффективность.

Финансовый кризис 2008 года

В период, связанный с мировым финансовым кризисом 2008 года, наблюдалось резкое увеличение количества банкротств, что привело к принятию государством ряда мер по поддержке реструктуризации долга при банкротстве. Среди этих мер следует выделить введение нового механизма реструктуризации — «финансового оздоровления», который позволил конвертировать долг в акционерный капитал и, таким образом, предотвратил банкротство большого количества должников [10, c. 178–179]. Это решение позволило сохранить работающими ряд предприятий, которые смогли преодолеть все последствия этого кризиса.

Последние события

В 2014 году в положения Закона о банкротстве были внесены изменения, направленные на сокращение времени и стоимости процедуры банкротства. С указанной целью была введена упрощенная процедура банкротства для малого и среднего бизнеса [7, c. 117], созданы специальный фонд для финансирования реструктуризации долга, государственный банк развития ВЭБ [4] и новый орган финансового надзора — Федеральная служба финансового мониторинга [9].

С 2015 по 2023 год в России произошло несколько важнейших нововведений в реструктуризации долга: был принят Федеральный закон о банкротстве физических лиц, позволивший применять механизм реструктуризации долга в отношении физических лиц. Этот закон позволяет физическим лицам объявлять о банкротстве и реструктурировать свои долги, аналогично процессу, доступному для компаний.

В 2017 году появился внесудебный механизм реструктуризации долга «План финансового оздоровления», обеспечивающий компании возможностью урегулирования требований кредитороы за рамками процедуры банкротства. Поскольку данный механизм является наиболее гибким и наименее дорогостоящим в сравнении с традиционными процедурами банкротства, то при условии небольшого долга такой механизм будет являться наиболее востребованным среди компаний [2].

В 2020 году были внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые ввели новые положения о защите прав обеспеченных кредиторов в процессе банкротства. Поправки также упростили для кредиторов оспаривание планов реструктуризации долга, предложенных должниками в ходе процедуры банкротства.

В 2021 году российское правительство внедрило новый механизм реструктуризации долга под названием «План реструктуризации COVID-19». Этот механизм призван помочь компаниям, пострадавшим от пандемии COVID-19, реструктурировать свои долги и избежать банкротства. План реструктуризации COVID-19 предусматривает приостановку выплат долга на срок до шести месяцев и позволяет конвертировать долг в капитал [8].

В целом, эти нововведения в реструктуризации долга в России с 2015 по 2023 год сделали процесс более гибким, эффективным и доступным как для частных лиц, так и для компаний. Внедрение новых механизмов и поправок к действующему законодательству создало больше возможностей для должников и кредиторов для поиска взаимовыгодных решений и избежания формальной процедуры банкротства.

Реформирование закона о банкротстве

В настоящее время исследователи отличают высокий уровень юридической техники, но тем не менее дискуссии вокруг реформирования законодательства не утихают.

В качестве одного из способов изменить закон о реструктуризации долга в России предлагают введение нового кодекса о банкротстве, который обеспечивает более упорядоченный процесс реструктуризации долга. Это может включать положения о прощении долга, консолидации долга и другие меры, которые облегчат должникам управление своими долгами и позволят избежать банкротства [1, С. 83].

Для поощрения кредиторов к участию в процедурах реструктуризации долга предлагается усилить права кредиторов и меры защиты за счет предоставления кредиторам возможности играть более активную роль в процессе реструктуризации и предоставления им дополнительных средств правовой защиты для взыскания их долгов. Также данной цели способствует усиление защиты должников, для чего требуется введения запрета на неправомерные методы взыскания: преследование или угрозы. Это также может потребовать от кредиторов предоставления более подробной информации о взыскиваемых долгах и раскрытия любых потенциальных конфликтов интересов.

В качестве альтернативы предлагается упростить и упорядочить процесс реструктуризации долга за счет сокращения количества шагов, необходимых для реструктуризации долга, упрощения требований к документации или введения более гибких сроков для планов реструктуризации [1, С. 82].

Нововведения требуются, поскольку у процесса реструктуризации долгов есть масса положительных последствий:

1) реструктуризация позволяет должнику избежать ликвидации и остаться в бизнесе.

2) реструктуризация позволяет должнику реорганизовать свои долги и бизнес-операции таким образом, чтобы они были управляемыми и устойчивыми.

3) реструктуризация позволяет должнику вести переговоры со своими кредиторами и потенциально уменьшить сумму долга, которую они должны.

Заключение

В целом, реструктуризация долгов при банкротстве была в зачаточной форме известна еще в СССР, однако в связи со сложным и строго регулируемым процессом, который был тесно связан с плановой экономикой государства, она не получила надлежащего развития.

После распада Советского Союза при увеличении количества несостоятельных предприятий были приняты законы, регулирующие процедуры банкротства, созданы специализированные суды по делам о банкротстве.

Резкий толчок развитию банкротного законодательства придали мировые экономические кризисы 2008 и 2019 годов (время пандемии), в результате чего в настоящее время можно отметить, что во время реформ законодательства, реструктуризация долга при банкротстве оставалась ключевым инструментом решения проблемы корпоративного долга в России. Хотя этот процесс был осложнен юридическими и институциональными проблемами, правительство приняло ряд мер для поддержки реструктуризации долга и повышения эффективности процесса.

Реструктуризация долга при банкротстве в России и иностранных юрисдикциях имеет некоторые сходства, но также и несколько различий. Хотя в развитых государствах также существуют правовые рамки для реструктуризации долга при банкротстве, процессы и нормативные акты, регулирующие их, отличаются от российских. Кроме того, виды реструктуризации долга и степень участия заинтересованных сторон в процессе также имеют различия.

Литература:

  1. Абрамов А. М. Неправомерные действия при банкротстве: ключевые проблемы законодательства и пути решения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. № 3–2. С. 82–87.
  2. Бусыгин А. А. Совершенствование процедуры реструктуризации долгов граждан — заемщиков банков: историко-правовой аспект // Вестник ПАГС. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsedury-restrukturizatsii-dolgov-grazhdan-zaemschikov-bankov-istoriko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 19.04.2023).
  3. Петров А. Ю., Елинский В. И. Зарубежный опыт деятельности арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 153–156.
  4. ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития // Официальный сайт ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/o-banke (дата обращения: 19.04.2023).
  5. Голощапов К. Ю. Реструктуризация долгов: правовые последствия и практические недостатки данной процедуры // Цифровая наука. 2021. № 6–1. — С. 82–85.
  6. Динамика реструктуризации кредитов и займов населения и бизнеса. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43455/drknb_24_2022.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
  7. Коваленко С. П. Некоторые проблемы применения арбитражным судом упрощенных процедур в деле о банкротстве // Legal Concept. 2019. № 3. С. 116–120.
  8. Кумаритова В. Г. Рост долговых обязательств в мировой экономике: от затяжной рецессии до кризиса после пандемии // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С.27–30.
  9. Федеральная служба финансового мониторинга // Росфинмониторинг. URL: https://www.fedsfm.ru (дата обращения: 19.04.2023).
  10. Чиркова Е. В., Носова А. О., Меньшиков Ю. С., Валиева Д.А Реструктуризации долга российскими металлургическими компаниями в кризис 2008 года // Экономическая политика. 2017. № 3. С. 174–209.
  11. Яник А. А. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985–1999) / А. А. Яник; Научный редактор С. М. Попова. — Москва: Фонд современной истории, Издательство Московского университета, 2012. 760 с.
  12. Black Sea Shipping Company. URL: https://www.maritime-connector.com (Дата обращения: 15.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): банкротство, реструктуризация долга, Россия, долг, должник, кредитор, случай реструктуризации долга, Советский Союз, государственная политика, механизм реструктуризации долга.


Задать вопрос