Изменения в законодательстве о банкротстве на фоне пика долгов по банкротным делам | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Татосова, Г. Р. Изменения в законодательстве о банкротстве на фоне пика долгов по банкротным делам / Г. Р. Татосова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 62-67. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18563/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье авторы исследуют изменения в законодательстве о банкротстве, статистические данные по делам о банкротствах.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность.

За последние два года в России значительно изменился порядок процедур по банкротству юридических лиц. В частности, введены новые законодательные акты и изменения в существующие нормативные документы, которые направлены на более эффективное и справедливое урегулирование ситуаций финансовых затруднений предприятий. Эти изменения были направлены на улучшение процесса регулирования ситуаций финансовых трудностей предприятий, защиту прав кредиторов и обеспечение более эффективного урегулирования долговых обязательств.

Вероятно, что изменения связаны с ростом совокупного долга банкротств. На основании данных ФЕДРЕСУРС и ИНТЕРФАКС отмечается следующее:

Общая сумма долга юридических и физических лиц, включая ИП, в завершенных делах о банкротстве в 2023 году по сравнению с предыдущим годом выросла в 2,15 раза — до 4,5 трлн. рублей, этот показатель оказался выше антирекорда 2018 года, когда совокупный долг банкротов составил 4,1 трлн. рублей. А подъем долга в 2,15 раза в 2023 году произошел после прекращения с 1 апреля по 1 октября 2022 года моратория на подачу заявлений о несостоятельности.

Задолженность банкротов-юридических лиц выросла с 1,67 трлн рублей в 2022 году до 3,98 трлн рублей в 2023 году при сокращении числа компаний, завершивших процедуру банкротства, с 7052 до 6270.

Из общего долга всех завершенных дел о банкротстве удовлетворены только 105,62 млрд. рублей (2,34 %). Банкроты-юридические лица вернули кредиторам 76,65 млрд. рублей из общей суммы долга в 3,98 трлн рублей.

За год суды приняли к производству около 48 тыс. заявлений о банкротстве компаний, в то время как годом ранее этот показатель составлял около 18 тыс. случаев.

Что касается гражданского банкротства, в 2023 году суды объявили банкротами примерно 346,5 тыс. человек (в 2022 году около 274 тыс.), кроме ИП. Было завершено 285,8 тыс. дел (в 2022 году — 198 тыс.), общий долг граждан составил 437,13 млрд. рублей (в 2022 году — 384,72 млрд. рублей). Кредиторам вернулось 26,07 млрд рублей из общей суммы задолженности.

В большинстве случаев (66 %) причиной личного банкротства граждан стал долг от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей, а задолженность до 500 тыс. рублей упоминается в четверти случаев. Долг свыше 1 млрд рублей послужил поводом для подачи 81 заявления, в то время как годом ранее их было 53.

Одним из ключевых изменений стало введение механизма антикризисного управления для предотвращения банкротства предприятий. Этот механизм предусматривает возможность предприятиям, находящимся в тяжелой финансовой ситуации, использовать антикризисные меры для предотвращения банкротства. Суть антикризисного управления заключается в разработке планов по оздоровлению финансового положения компании и предупреждению последствий неплатежеспособности.

Кроме того, изменения коснулись процедуры внешнего управления и упразднения упрощенных процедур банкротства. В результате этого, улучшились возможности для защиты прав кредиторов и заинтересованных сторон, снизилась вероятность недобросовестных действий со стороны должников при проведении процедур по банкротству.

Также следует отметить, что за последние два года произошли изменения в отношении процедуры реабилитации предприятий. В связи с этим, стало более актуальным применение альтернативных механизмов восстановления финансовой устойчивости компании и минимизации убытков для всех участников процесса.

В мая 2024 Госдума приняла во втором и третьем чтении предложенный Верховным судом РФ закон об увеличении практически в семь раз — с нынешних 300 тыс. рублей до 2 млн рублей минимальной суммы долга, которая дает возможность начать процесс банкротства основной части юридических лиц. Принятый закон также упрощает некоторые аспекты разбирательства путем расширения перечня случаев, когда судам разрешается выносить решения без проведения судебного заседания и составлять лишь резолютивную часть. Это новшество применяется к обособленным спорам о включении требований в реестр, о продлении внешнего управления и конкурсного производства об освобождении арбитражного управляющего от его обязанностей по его заявлению, и т. д.

Также закон расширяет полномочия арбитражных управляющих: в законодательстве закрепляется их право запрашивать информацию о должнике, его контрагентах, супруге без предварительного обращения в суд. В настоящее время арбитражным управляющим зачастую требуется получать одобрение суда. Помимо этого, финансовый управляющий сможет через суд запросить аналогичные данные — об имуществе и счетах — близких и родственников должника, вопрос о запросе подобной информации будет рассматриваться судебным органом без проведения заседания.

Закон также упрощает процедуру утверждения процентной составляющей вознаграждения управляющего, которое в настоящее время осуществляется через суд. Теперь, согласно документу в случае, если сумма процентов не превысит 100 тыс. рублей, то эту сумму может рассчитать сам управляющий. Более крупные суммы будут одобряться в суде: от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей — единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон банкротства, свыше 1 млн. рублей — на судебном заседании.

Также Государственная Дума приняла закон, который дает возможность возобновлять исполнительное производство в течение трех лет после устранения обстоятельств или причин, приведших к его приостановлению.

Если трехлетний период был упущен по уважительной причине, заявление о необходимости возобновления исполнительного производства можно будет подать позднее, обратившись в суд.

Изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы Российской Федерации (№ 462778–8) были внесены правительством в конце 2023 года в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ. В апреле 2023 года Конституционный суд признал неконституционным отсутствие установленных сроков для возобновления приостановленных исполнительных производств.

В соответствии с поручением Конституционного суда Российской Федерации, правительство должно учесть в законодательстве срок для возобновления исполнительного производства после устранения причин его приостановки. Кроме того, до внесения соответствующих изменений в законодательство, возбуждение исполнительного производства снова допускается в течение трех лет с момента устранения причин его приостановки.

Помимо этого, по данным обзора КонсультантПлюс:

Останется лишь электронный способ подачи требований кредиторов для включения в реестр. Кредиторы будут вправе направить свои требования к должнику в суд только в электронном виде. Сейчас их можно подать и на бумаге. Аналогичное изменение коснется предъявления требований при внешнем управлении.

Будет применяться упрощенный порядок разрешения обособленных споров. Судья будет единолично рассматривать без заседания и вызова участников дела, в частности, такие споры:

  • о распределении судебных расходов и издержек на вознаграждение арбитражных управляющих;
  • о продлении внешнего управления;
  • об истребовании документов и ценностей должника;
  • об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Назначить заседание с вызовом участников суд сможет по их мотивированному ходатайству или по своей инициативе.

По итогу рассмотрения таких споров суд изготовит только резолютивную часть определения. Если его обжаловать в апелляцию, суд в течение 5 рабочих дней оформит мотивированное решение. Не позже 15 рабочих дней с даты его вынесения можно будет направить мотивированную часть жалобы. Данный период не входит в процессуальный срок на обжалование определения.

Также мотивированный судебный акт разрешат получить по заявлению. На его подачу отведут 5 рабочих дней с даты размещения резолютивной части. В этом случае мотивированное определение изготовят в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления. Срок на обжалование определения будут исчислять со дня его вынесения в полном объеме. Единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов

–Единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов.

Введут месячный срок на подачу апелляционной жалобы на определения о результатах рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб, а также об итогах иных обособленных споров. Срок будут исчислять со дня, когда суд вынес определение. Сейчас установлены разные периоды. Например, для одних определений закреплено обжалование в течение 10 рабочих дней, а для других — 14 рабочих дней.

Вступление в силу и переходные положения . Поправки начнут действовать со дня опубликования федерального закона. Изменения в порядке рассмотрения обособленных споров будут применять к заявлениям, которые подадут после упомянутого дня, независимо от даты введения процедуры в деле о банкротстве. Новшества о едином сроке на апелляционное обжалование распространят на судебные акты, которые примут после дня вступления поправок в силу.

Таким образом, изменения в законодательстве и практике банкротства юридических лиц за последние два года направлены на повышение эффективности процессов урегулирования финансовых трудностей компаний, защиты интересов кредиторов и содействия восстановлению экономической устойчивости предприятий.

Литература:

1. https://fedresurs.ru/

2. https://interfax.ru/

3. https://consultant.ru/