В статье рассматривается вопрос о возможности привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. Проводится анализ ряда норм в зарубежном законодательстве, содержащих ответственность юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений.
Ключевые слова: уголовная ответственность, незаконная рубка лесных насаждений, субъект преступления, субъект незаконной рубки лесных насаждений, физическое лицо, юридическое лицо.
В настоящее время вопросы установления уголовной ответственности юридических лиц приобретают особую актуальность. Это связано с тем, что общественная опасность деяний, совершаемых юридическими лицами, от их имени и (или) в интересах юридических лиц, при организации и финансовой поддержке этих лиц во много раз превышает общественную опасность преступлений, совершаемых отдельными лицами.
В науке уголовного права существует позиция, связанная с привлечением юридических лиц к уголовной ответственности за преступления в сфере экологии, в частности за незаконную рубку лесных насаждений. Ученые-правоведы отмечают, что имеется ряд причин для установления уголовной ответственности в отношении юридических лиц. К таковым можно относить ущерб, который причинен окружающей среде [5].
В зарубежных странах уже регламентирован порядок привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений, в частности, отмечаются два основных подхода к регулированию данной проблемы.
Первый подход основывается на том, что юридическое лицо — это самостоятельный субъект преступления, как и физическое лицо. Данный подход получил свое распространение в законодательстве Англии, Франции, США, КНР, Финляндии и т. д.
К примеру, законодательство Франции предусматривает положения об уголовной ответственности за совершение незаконной рубки лесных насаждений в статьях Экологического кодекса, а Уголовный кодекс Франции устанавливает в ст. 121–2 уголовную ответственность юридических лиц [2]. Согласно Уголовному кодексу Франции, для юридических лиц могут быть назначены: штраф в размере, равном пятикратному размеру штрафа для физических лиц; судебный надзор; исключение из списка организаций, выполняющих государственный заказ; конфискация имущества; ликвидация данного юридического лица.
Также стоит отметить ст. 346 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее — УК КНР) [1], поскольку в ней устанавливается ответственность организаций за незаконную рубку лесных насаждений. К юридическому лицу применяются штрафные меры, а руководители и другие лица, несущие непосредственную ответственность, также подлежат наказанию в соответствии с УК КНР.
Закон Бразилии № 9.605 от 12.02.1998 [4] устанавливает ответственность для юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений. Юридические лица могут быть подвергнуты административной, гражданской или уголовной ответственности, в случаях, когда нарушение совершается по решению его юридического или контрактного представителя или коллективного органа в интересах организации.
Важно подчеркнуть, что привлечение юридического лица к уголовной ответственности не исключает возможность наложения наказания на физических лиц исполнителей нарушения.
В отношении юридического лица могут быть применены следующие санкции в качестве наказания:
1) частичное или полное приостановление деятельности;
2) временный запрет на определенный вид деятельности;
3) запрет на заключение контрактов с государством, а также на получение субсидий, грантов или пожертвований.
После применения данных санкций, юридическому лицу может быть поручено исполнение общественно полезных обязанностей, таких как финансирование экологических программ и проектов, реабилитация деградированных территорий, поддержание общественных мест или участие в деятельности общественных организаций по охране окружающей среды или культурного наследия.
Сущность второго подхода состоит в том, что ответственность за совершенное преступление несет только физическое лицо. Однако, в то же время, если будет установлено, что данное лицо действовало в интересах юридического лица, то ответственности подлежат как данное физическое лицо, так и юридическое лицо. Но в то же время, к юридическому лицу могут быть применены только иные меры уголовно-правового характера.
Например, данный подход просматривается в законодательстве таких стран как Испания, Латвия, Австрия и т. д. Так, Уголовный кодекс Латвии содержит в главе VIII.1 принудительные меры воздействия, которые применяются для юридических лиц [3]. К таковым можно относить конфискацию имущества юридического лица, ограничение прав, а также ликвидацию юридического лица.
Таким образом, для юридических лиц в зарубежных странах разработана система санкций, предусмотренных в случае совершение незаконной рубки лесных насаждений. К ним относятся штраф, частичное или полное приостановление деятельности, временный запрет на определенный вид деятельности, запрет на заключение контрактов с государством, а также на получение субсидий, грантов или пожертвований.
В рамках российского законодательства применительно к экологическим преступлениям можно ввести институт уголовной ответственности юридических лиц с применением вышеуказанных санкций. Данные меры будут направлены на привлечение к ответственности предприятий или организаций, вовлеченных в незаконные лесозаготовки. Это объясняется тем, что компании обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем их отдельные сотрудники, и наносят ущерб значительнее, чем физические лица.
В то же время привлечение к уголовной ответственности организации не исключало бы ответственности лиц, являющихся представителями или работниками данного юридического лица, непосредственно совершивших данное преступление.
Мы разделяем точку зрения ученых, считающих, что введение законодательных норм о юридической ответственности юридических лиц положительно повлияло бы на эффективность компенсации ущерба, причиненного преступной деятельностью. Данные изменения будут действовать как эффективный инструмент для предотвращения и пресечения недопустимой деятельности в сфере вырубки лесов, способствуя тем самым сохранению природных ресурсов и биоразнообразия.
Литература:
- Уголовный кодекс Китайской Народной Республики // 中华人民共和国驻俄罗斯联邦大使馆Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации/ — URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zfhz/zgflyd/201601/t20160111_3149373.htm (дата обращения: 20.01.2024).
- Уголовный кодекс Франции // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова. — URL: https://constitutions.ru/?p=25017/ (дата обращения: 24.01.2024).
- Krimināllikums // Latvijas Republikas tiesību akti likumi.lv. — URL: https://likumi.lv/doc.php?id=88966/ (дата обращения: 21.01.2024).
- Lei № 9.605, De 12 De Fevereiro De 1998. // Presidência da República Casa Civil Subchefia para Assuntos Jurídicos. — URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9605.htm (дата обращения: 27.01.2024).
- Островская М. В. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления: российский и зарубежный опыт // Modern Science. — 2020. — № 3–1. — С. 232.