В современном мире экологические преступления представляют собой одну из наиболее значимых угроз устойчивому развитию общества, влекущую за собой необратимые последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения и экономической стабильности государства. Ежегодно в России регистрируются тысячи нарушений природоохранного законодательства, причем значительная их часть совершается в интересах или непосредственно юридическими лицами — промышленными предприятиями, компаниями и организациями.
Под экологическим преступлением в юридической доктрине понимается «предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновно совершенное, наказуемое деяние, посягающее на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности» [1, с.13].
Одной из наиболее острых проблем действующего уголовного законодательства является его субъектная ограниченность. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, субъектом преступления может быть только физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В результате, хотя большинство экологических преступлений совершается в рамках и в интересах юридического лица, сама организация не может быть привлечена к уголовной ответственности. Это создает ситуацию системной безнаказанности: компания, извлекающая экономическую выгоду из противоправной деятельности, избегает уголовного преследования, в то время как наказание несут, как правило, рядовые исполнители или среднее звено руководства.
В науке существуют мнения о введения изменений в УК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо будет нести уголовную ответственность за совершение экологических преступлений. Щедрин отмечает, что «в большинстве случаев физические лица, прячутся за юридическое лицо, соответственно собственниками или участниками которого они являются, поэтому соответствующее привлечение конкретного юридического лица к уголовной ответственности поможет восполнить пробел действующего уголовного законодательства» [2, с. 58–62].
Верховный Суд РФ регулярно обобщает практику по экологическим делам. В Обзоре за первое полугодие 2024 года рассмотрено 61 дело, связанное с экологическим законодательством, где акцент на административных спорах с юридическими лицами [4]. Например, в делах о загрязнении водоемов суды взыскивают с предприятий компенсации в размере миллионов рублей, но уголовные дела возбуждаются только против физических лиц.
В Обзоре практики применения гл. 26 УК РФ (утвержден Президиумом ВС РФ 24.06.2022) указано, что 49,2 % осужденных — за незаконную рубку лесов (ст. 260 УК РФ), но юридические лица привлекаются к административной ответственности параллельно. В качестве примера можно отметить «ООО «Инвестторг-Недвижимость 6–4» привлечено к административной ответственности за нарушение требований к охране реки Оккервиль Ленинградской области. Основываясь на обнаруженных нарушениях, допущенных компанией при строительстве моста через реку» [5].
Профессор Владимир Сверчков отмечает, что если рассматривать юридическое лицо как субъект экологического преступления, то повысится охрана экологической безопасности [3, с. 19].
Предполагаем такое наказание, как принудительная ликвидация юридического лица либо запрет ему заниматься определенным видом деятельности, причем на постоянной основе за совершение экологических преступлений. Однако есть риск, что нарушители просто зарегистрируют новое предприятие под другим именем. Так как экологические преступления наносят вред здоровью людей, неисправимый ущерб окружающей среде, создают угрозу национальной безопасности, то уголовная ответственность предполагает более высокий уровень общественной опасности, по сравнению, например, с административной ответственностью.
Проблема признания юридических лиц субъектами экологических преступлений заслуживает безотлагательного положительного решения. Эти правонарушения характеризуются повышенной общественной опасностью, и в современных условиях именно коммерческие организации являются их основными исполнителями. Введение уголовной ответственности для юридических лиц, сопряженное с продуманной системой санкций, стало бы мощным превентивным инструментом, способным кардинально улучшить ситуацию с охраной природы в Российской Федерации и обеспечить реальную, а не декларативную защиту экологических прав граждан.
Литература:
- Самойлова Ю. Б. Учебник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации
- Щедрин Н. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. № 1.
- Сверчков В. В. Ответственность за экологические преступления по российскому законодательству: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ, 1998.
- Обзор экологических дел Верховного суда за 6 месяцев 2024 года. — URL: https://pravo.ru/ecology/case/255063/
- Информация из СМИ. — URL: https://nia.eco/2021/12/29/27721/

