В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой нормы о незаконной рубке лесных насаждений, исследовано понятие бланкетности уголовно-правовых норм, рассмотрены вопросы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.
Ключевые слова: насаждение, лес, незаконная рубка, лесные насаждения, бланкетность, природный ресурс, расчетная лесосека.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Именно с наличием экологического права можно связать то обстоятельство, что диспозиция статей, предусматривающих ответственность за экологические преступления носит бланкетный характер.
В связи с этим ряд авторов, делают интересное утверждение о том, что объективная сторона экологических преступлений просто «обречена» быть закрепленной в бланкетных диспозициях, поскольку основная отрасль, которая охраняет экологические отношения — экологическое право [9, с. 50].
Из анализа истории развития нормы права «в чистом виде», где минимальны заимствования, следует, что в тех регионах, где в основном произрастала искусственная растительность диспозиция нормы права носит простой описательный характер, в регионах, богатых лесами, в основном конструкция склоняется к бланкетной структуре нормы права или смешанной структуре.
Бланкетность уголовно-правовой нормы о незаконной рубке лесных насаждений с одной стороны благо, поскольку позволяет более точно описать признаки нарушения, а с другой недостаток, поскольку становится сложным и громоздким продуктом, склоняющим законодателя на все более детальное уточнение. Достаточно вспомнить предостережение римских юристов — «Omnis definitio in juris civilis periculosa» (всякое определение в гражданском праве опасно), которое хоть и относится к гражданскому праву, но имеет актуальность применимо к данному случаю.
Среди ученых высказываются различные определения того, что скрывается под понятием бланкетной диспозиции. А. В. Наумов, по праву, достаточно полно раскрывает это понятие, разъясняя, что «бланкетной» называется диспозиция, которая непосредственно в самом уголовном законе не определяет признаки преступного деяния, а отсылает для этого к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права» [8, с. 91].
Схожие мнения выдвигаются и другими учеными. Так, М. В. Феоктистов утверждает, что бланкетная диспозиция для разъяснения содержания термина требует обращения к иному нормативному акту [11, с. 155].
Автор статьи считает возможным согласиться с мнением Н. В. Беляевой, которая высказывается, что под бланкетной, понимается диспозиция статьи УК РФ, которая описывает состав преступления с помощью ссылки на нарушение виновным нормативных предписаний других отраслей права [7, с. 74]. При этом квалификация преступления возможна только с помощью установления всех признаков состава иного (не уголовного) правонарушения. Поэтому для окончательного уяснения признаков состава конкретного преступления приходится обращаться к иным нормативным актам, даже если в диспозиции уголовно-правовой нормы ссылки на них нет.
Таким образом, бланкетная норма описывает состав преступления путем ссылки на нарушение нормативных предписаний другой отрасли права, а квалификация деяния возможна только при установлении всех признаков состава иного правонарушения, которое не описано в диспозиции уголовно-правовой нормы.
В. Г. Пушкарев сделал вывод, что большинство диспозиций норм гл. 26 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) сформулированы как бланкетные. По его мнению, с одной стороны, это очень удобно, так как чрезмерно не увеличиваются диспозиции норм экологических составов преступлений. С другой стороны, экологическое законодательство настолько обширно и противоречиво, что не позволяет эффективно бороться с преступностью в сфере охраны природы. Правоприменителю приходится анализировать десятки законов, правил и инструкций [10, с. 26].
Статья 260 УК РФ [3] устанавливает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. То есть, содержит скрытую ссылку на нормативные акты в сфере лесного законодательства. В виду того, что диспозиция части первой ст. 260 УК РФ содержит как описание нарушения, так и подразумевает отсылку к иному акту, то по юридической конструкции в теоретическом понимании ее можно назвать бланкетно-описательной. Особенностью статьи является описание деяния как незаконного уже в самом названии, что является редким явлением в статьях Особенной части УК РФ.
Для определения рубки как незаконной, изначально следует понять, а каков ее законный порядок и какими правовыми нормами он регламентируется. Для этого следует обратиться к нормативным актам, регулирующим процедуры получения разрешения и производства рубки леса, с учетом установленных для сохранения природы ограничений.
В свете современного лесного законодательства к наиболее типичным и распространенным в цепочке лесозаготовительного процесса следует отнести нарушения, возникающие на 4-х этапах: приобретение и правовое оформление лесного участка в пользование; отпуск древесины на корню; рубка леса (процесс заготовки древесины); вывоз лесной продукции, освидетельствование лесосек, сдача-приемка лесосек органам власти в области лесных отношений.
Рассматривая практику промышленных лесозаготовок через правовые, организационно-институциональные и технологические аспекты, легко убедиться, что любые рубки, проведенные в России, могут и чаще всего имеют на одном или на всех этапах, те или иные отклонения (нарушения) от требований лесного законодательства и, в строгом смысле слова, формально, могут расцениваться как незаконные. Однако с точки зрения значимости, юридической ответственности и с учетом сложившейся в последние годы практики международного определения законности (незаконности) лесной деятельности, не во всех случаях такие рубки относят к нелегальным.
Диспозицией исследуемой статьи предусмотрена рубка как лесных, так и не относящихся к лесным насаждениям деревьев. В связи с этим, возникает вопрос, что законодатель относит к лесным, а что к нелесным насаждениям. Так, Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ) [2] не дает определений данным понятиям. Термин «Лесное насаждение» является производным от слова «Лес», в связи с чем имеется необходимость разъяснения соответствующей нормативной терминологии.
Ст. 5 ЛК РФ, именуемая «Понятие леса» предусматривает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Данное понятие можно охарактеризовать как незавершенное, так как оно дает нам представление о лесе исключительно в контексте экологической системы или природного ресурса. При этом, что входит в экологическую систему своего разъяснения не находит.
Как правильно заметила Е. В. Уткина, единственным правовым актом лесного законодательства, в котором содержатся определения некоторых используемых в ст. 260 УК РФ терминов является приказ Рослесхоза от 03.12.1998 № 203, утвердивший Стандарт отрасли ОСТ 56–108–98 «Лесоводство. Термины и определения» [12]. Так, определение «Лесу» дается как целостной совокупности лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой» [4]. Таким образом, проводя анализ правовых норм, можно сказать, что лес — это не просто экологическая система или природный ресурс, а окружающая среда.
Определение «лесное насаждение» также не находит своего отражения в федеральном законодательстве, однако, данное понятие формализовано в анализируемом выше ОСТ 56–108–98. Так, «Лесное насаждение — совокупность растений, состоящая из древостоя, а также, часто, подроста, подлеска и живого напочвенного покрова, объединенных однородными лесорастительными условиями участка леса». Исходя из этого, к лесным насаждениям можно отнести те насаждения, которые произрастают в лесу. При этом, анализируя данные определения, можно сделать вывод, что «нелесные насаждения», это те насаждения, которые произрастают за пределами леса. Таким образом, для выяснения вопроса о том, является насаждение лесным, необходимо определить главный признак — место его произрастания, а именно лес.
Вышеизложенное демонстрирует, что для определения содержания терминов, перечисленных в ст. 260 УК РФ правоприменителю приходится обращаться к иным нормативно-правовым актам и научной литературе, что безусловно вызывает трудности в применении данной статьи на практике.
В ЛК РФ перечислены виды лесов, среди них, эксплуатационные, защитные, резервные, а также городские. Леса располагаются на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, а также на землях других категорий, перечисленных в ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) [1]. В соответствии с категорийностью земель, на которых произрастают леса, а также с другими критериями, предусмотренными ЛК РФ и иными нормативно-правовыми актами, решается главный вопрос, будет ли рубка признаваться незаконной.
В силу ст. 29 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в процессе заготовки древесины, то есть предпринимательской деятельности, которая связана с вырубкой лесных насаждений и их вывозом из леса.
Согласно Правилам заготовки древесины, утвержденным Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 для заготовки древесины допускается осуществление рубок спелых и перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами. Кроме того, допускается рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, в том числе для расчистки просек, строительства, ремонта, эксплуатации лесохозяйственных и противопожарных дорог и т. п. [5].
Данными Правилами регламентировано какие насаждения допускаются к рубке, в каких лесах возможны сплошные и (или) выборочные рубки и при каких обстоятельствах заготовка древесины запрещена.
Так, запрещается заготовка древесины с нарушением возрастов рубок, которые устанавливаются для возможной эксплуатации лесов. Возрасты рубок определяются исходя из основного целевого назначения лесов, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей древесных пород. Для обеспечения стабильности лесопользования возрасты рубок устанавливаются на длительный срок. Установление и уточнение осуществляется по заданиям органов федерального агентства лесного хозяйства и органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед проведением очередного лесоустройства.
Кроме того, запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку. Расчетная лесосека исчисляется в соответствии с Приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки» [6]. В соответствии с п. 2 Приказа Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, не истощительное использование лесов исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.
Юридические и физические лица могут осуществлять заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. То есть, при отсутствии у лесопользователя указанных документов, рубка может быть признана нелегальной. Стоит отметить, что в целях заготовки древесины первоочередно используются лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию — поврежденные пожарами, вредными организмами и другими негативными воздействиями, а также расположенные на лесных участках, имеющих недорубы прошлых лет и перестойные лесные насаждения. При этом произвести рубку, вывоз сортиментов и уборку порубочных остатков, лесопользователь обязан в течение 12 месяцев со дня подачи лесной декларации или от даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Таким образом, право на рубку лесных насаждений строго регламентировано ЛК РФ и соответствующими подзаконными, в том числе, ведомственными нормативными актами.
Иной порядок предусмотрен для осуществления рубки лесных насаждений в городских лесах и не относящихся к лесным насаждения деревьев, произрастающих на землях населенных пунктов, а также землях с неопределенной правовой категорией в границах муниципального образования. Как таковое, определение понятия «Городской лес» в законодательстве отсутствует, однако, из положений ч. 1 ст. 116 ЛК РФ следует, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Таким образом, основным признаком, отличающим городские леса от иных категорий и групп лесного фонда, является их расположение в границах населенных пунктов и их соответствующая принадлежность. Разрешение на снос зеленых насаждений в границах населенного пункта выдается органами местного самоуправления.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что социально-правовая суть бланкетности уголовно-правовых норм, связанных с незаконной рубкой по большей части, заключается в определении правомочности или неправомочности на осуществление такой деятельности, которая устанавливается, исходя из нормативных правовых актов в сфере лесопользования. Исходя из этого, любая рубка, осуществляемая не в соответствии с отраженными в ходе исследования требованиями, должна признаваться незаконной. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств дела, характера нарушения, размера, причиненного этими действиями ущерба, незаконность служит основанием для применения мер воздействия, которое может быть либо административным, либо уголовным.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс]: (в ред. от 18.03.2020) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2020).
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ [Электронный ресурс]: (в ред. от 24.04.2020) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2020).
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ [Электронный ресурс]: (в ред. от 07.04.2020) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2020).
- Об утверждении ОСТ 56–108–98 Лесоводство. Термины и определения [Приказ Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 03 декабря 1998 г. № 203] [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2020).
- Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474) [Электронный ресурс]: (в ред. от 11.01.2017) // URL: http://docs.cntd.ru/document/420377910 (дата обращения: 21.05.2020).
- Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки (Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 № 191) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2020).
- Беляева Н. В. Некоторые вопросы применения бланкетных диспозиций УК и их квалификация // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979. Вып. 31. — С. 74.
- Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций / А. В. Наумов. — М.: Бек, 1996. — С. 91.
- Плешаков А. М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. (Теоретический и прикладной аспекты). Дис.... докт. юрид. наук. 1994. — С. 50.
- Пушкарев, В. Г. Правотворчество как элемент системы уголовно-правового предупреждения экологических преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2009. — № 1. — С. 26.
- Феоктистов М. В. Структура уголовно-правовой нормы // Общая часть уголовного права: состояние законодательства и научной мысли / Под ред. Н. А. Лопашенко. СПб., 2011. — С. 155.
- Уткина Е. В. К вопросу о применении правил юридической техники в законодательных конструкциях диспозиций статей 260 и 261 УК РФ // Юридическая техника. 2012. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.05.2020).