В данной статье исследуются особенности земельного и лесного законодательства, посвященного оборотоспособности участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий. Обосновывается необходимость внесения изменения в соответствующие статьи Земельного и Лесного Кодексов Российской Федерации.
Ключевые слова: оборотоспособность земель, лесной фонд, федеральная собственность, состав земель, земельный участок.
Актуальность данной темы исследования обусловлена противоречивостью законодательных актов, регламентирующих оборотоспособность земельных участков из состава земель лесного фонда.
Согласно действующему Гражданскому Кодексу Российской Федерации, земельный участок может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте [1]. Иными словами, земельный участок должен обладать оборотоспособностью, которая, в свою очередь, бывает трех видов: полная, ограниченная и изъятая из оборота.
Оборотоспособность земельных участков оказывает влияние на форму собственности. Так, например, земельные участки с полной оборотоспособностью могут находиться в государственной, муниципальной, федеральной или частной собственности; с ограниченной оборотоспособностью — в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, изъятые из оборота — только в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Оборотоспособность лесных участков имеет свои особенности.
Согласно статье 8 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) [2], лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а лесные участки из состава земель иных категорий могут находиться в различных формах собственности, т. е. их оборотоспособность будет регулироваться земельным законодательством.
В 101 статье Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) [3], регламентирует, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Таким образом, земли, входящие в состав лесного фонда предназначены для восстановления лесов, а также для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Именно поэтому, пункт 1 статьи 8 ЛК РФ закрепляет положение о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, т. е. являются полностью изъятыми их оборота. Так, согласно пункт 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную или иные формы собственности.
Данное положение подтверждает сложившаяся судебная практика по передачи земель, находящихся в составе лесного фонда, в частную собственность. Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу № 33–3665/2014 [4] закрепило положение о том, что передача лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию лесных земель в установленном порядке запрещена.
Схожее мнение прослеживается в Апелляционном определении Судебной Коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 февраля 2014 г. по делу № 33–1126/2014 [5], согласно которому системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактические запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном законом порядке.
Однако, статья 27 ЗК РФ закрепляет противоречивые положения. Согласно подпункту 2 пункта 5 данной статьи, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельным участкам, полностью изъятым из оборота и находящимся в федеральной собственности посвящен пункт 4 статьи 27 ЗК РФ, в котором отсутствуют указания на лесные участки каких-либо категорий.
Данное противоречие в земельном и лесном законодательстве представляется правовым пробелом. Таким образом, считаем необходимым внести соответствующие изменения в пункт 4 статьи 27 ЗК РФ и закрепить новый подпункт 11, согласно которому земельные участки из состава земель лесного фонда будут отнесены к землям, изъятым из оборота и находящимся только в федеральной собственности.
В этот же время, представляется необходимым внести соответствующе изменения в подпункт 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и изложить его в следующей редакции: «Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности лесные земельные участки из состава земель иных категорий, за исключением земель лесного фонда»
Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, профессор Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева, доктор юридических наук, профессор Устюкова В. В. придерживается схожего мнения относительно необходимости внесения изменения в отдельные статьи Земельного и Лесного Кодексов.
Так, в своей работе, посвященной некоторым противоречиям земельного и лесного законодательства [6], В. В. Устюкова говорит о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда, а также иных категорий земель действительно следует относить к объектам, которые по законодательству являются ограниченными в обороте. Кроме того, доктор юридических наук отмечает, что формулировка подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ является юридически неграмотной и требует внесения соответствующих изменений: «вместо слов «из состава земель лесного фонда» следует записать: «лесные участки в составе земель лесного фонда, а также на землях иных категорий», что будет вполне корректно, так как федеральная собственность — это разновидность государственной собственности».
Таким образом, оборотоспособность участков в составе земель лесного фонда действительно является противоречивым положением в законодательстве Российской Федерации. На наш взгляд, земельные участки из состава земель лесного фонда являются полностью изъятыми из оборота и находятся лишь в федеральной собственности, что подтверждается выработанной судебной практикой.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. ст. 129.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 11.12.2006. — № 50 . ст. 8.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. ст. 101.
- Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу № 33–3665/2014. — Текст: электронный // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.05.2022).
- Апелляционное определение Судебной Коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 февраля 2014 г. по делу № 33–1126/2014. — Текст: электронный // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/121704820/ (дата обращения: 17.05.2022).
- Устюкова, В. В. О некоторых противоречиях земельного и лесного законодательства / В. В. Устюкова. — Текст: непосредственный // Применение принципов и норм экологического, природоресурсного и земельного права: проблемы и решения. — Москва: Сборник научных статей, 2019. — С. 190–195.