Сфера e-commerce активно развивается, а вместе с ней уточняется и совершенствуется законодательство, регулирующее все основные аспекты онлайн-торговли. При ведении бизнеса при помощи цифровых технологий на виртуальной территории Российской Федерации необходимо учитывать множество аспектов. В статье будут рассмотрены особенности создания и размещения онлайн-рекламы на цифровом пространстве нашей страны, тонкости работы с личными данными, вопросы конфиденциальности клиентов и покупателей, а также правила работы с онлайн-комментариями и отзывами.
Особенности ведения рекламных кампаний в интернете
Интернет-коммерция невозможна без размещения рекламы. Но при ведении рекламной кампании в российском цифровом пространстве необходимо опираться на требования Федерального законодательства и, в частности, Закона «О рекламе» [1]. При этом следует учитывать ряд важных моментов:
Хотя область применения данного закона ограничена пространством РФ, определяющим фактором является не то, где реклама была создана, а то, на граждан какой страны она направлена. К примеру, данная позиция была озвучена в одном из писем Федеральной антимонопольной службы [2]. То есть, если рекламная кампания была запущена для российского потребителя, не имеет значения, где именно она была разработана. При этом важно отметить, что действие отечественных законов распространяется не только на цифровую территорию нашей страны (то есть, на онлайн-ресурсы, размещенные на доменах рф, su, и ru.), но и на любые интернет-порталы, содержание которых ориентировано на потребителей из России.
Если реклама направлена на русскоязычную аудиторию, то необходимо в обязательном порядке дублировать на русском языке всю информацию, которая размещена на иностранных. При этом не допускается изменение контекста или содержания текста, а все сведения должны быть написаны простым и понятным для пользователей языком.
Не менее важно, чтобы вся информация, указанная в объявлениях, роликах и баннерах, была достоверной. То есть, необходимо указывать правдивые сведения как о продукции рекламодателя, так и о товарах конкурентов (если они упоминаются в данной рекламе). Если вместо обобщенного сравнения (например, «самый лучший среди…» или «качественнее аналогов») происходит сравнение с конкретным брендом, то это может послужить основанием для судебного иска. Если все же допускается сравнение с брендами или продукцией конкурентов, оно должно быть объективным, всеобъемлющим и вестись по сопоставимым параметрам.
Важно отметить, что в большинстве случаев официальные и корпоративные сайты организаций, на которых размещаются сведения о фирме, каталоги продукции или услуг, контактная информация и прайс-листы, проверяющие органы не считают рекламой. Согласно заявлению Федеральной антимонопольной службы, подобные сведения несут исключительно информационный характер [3].
Но здесь есть и некоторые исключения. Так рекламные ролики, всплывающие баннеры и другая информация, направленная на привлечение внимание аудитории к товару или услуге, все-таки может считаться рекламой (если информационный характер данного контента не был тем или иным образом указан на сайте).
Работа с персональными данными покупателей и клиентов
Вопросам защиты конфиденциальности и персональных данных пользователей в последние годы уделяется особенное внимание. Работая в сфере e-commerce, необходимо точно знать и строго соблюдать правила сбора, обработки и хранения персональных данных клиентов, покупателей, посетителей сайта и других пользователей. Это распространяется на все сферы онлайн-торговли как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
При сборе согласий пользователей на хранение и обработку их персональных данных следует строго соблюдать ряд правил. На территории нашей страны они определяются Федеральным законом «О персональных данных» [4].
В первую очередь, согласие должно быть определенным — пользователь должен получить четкую и понятную информацию о том, что компания собирается хранить или обрабатывать его персональные данные. Не менее важно, чтобы согласие пользователя было активным и сознательным. К примеру, если в форме сбора персональных данных есть окошко для установки галочки вида «Ознакомлен и согласен», она по умолчанию должна быть пустой, чтобы пользователь мог при желании самостоятельно активировать данное поле. Использование форм с уже проставленными галочками является нарушением прав пользователей и законодательства в целом. При этом доказывать факт получения согласия клиента или покупателя должна именно организация.
Административная ответственность в области соблюдения законодательства о персональных данных постоянно ужесточается. Вводятся все новые составы правонарушений, а также повышается величина штрафов. Таким образом, всем компаниям, работающим в сфере e-commerce, (как отечественным, так и зарубежным) важно отслеживать изменения законодательства, а также ответственно относиться к разработке форм сбора и других инструментов для получения согласия пользователей на хранение и обработку персональных данных.
Стоит отметить, что недавно в России был принят закон о локализации персональных данных. Теперь, согласно российскому законодательству, первичная обработка персональных данных граждан нашей страны должна происходить на территории России, даже если сбор этих сведений осуществлялся иностранной компанией. То есть, при работе на отечественном рынке зарубежные фирмы для первичной обработки информации о клиентах должны пользоваться базами данных, находящиеся на территории России.
Для дальнейшей трансграничной передачи подобной информации необходимо подтвердить, что в стране, в которую передаются персональные данные российских пользователей, существует адекватное законодательство в сфере защиты персональных данных. Контроль над соблюдением этого требования осуществляет Роскомнадзор. При этом особенно строго проверяются те участники рынка e-commerce, которые часто требуют от пользователя введения личной информации (к примеру, при регистрации на онлайн-ресурсе или совершении покупки в интернет-магазине).
Тонкости работы с пользовательскими отзывами
Отзывы о продукции и живые комментарии пользователей — важный инструмент онлайн-продвижения, которым пользуются практически все современные онлайн-магазины и компании, работающие в сфере услуг. Можно смело сказать, что на данный момент пользовательские отзывы являются одним из важных инструментов нативной рекламы.
Некоторые компании занимаются написанием и размещением в сети ложных отзывов, преследуя цель повышения своей онлайн-репутации. При этом важно помнить, что подобная деятельность также является незаконной. Такие отзывы вполне попадают под категорию информации, носящей неправомерный характер, и тогда компания будет нести ответственность за размещение заведомо неверных сведений. Таким образом, если онлайн-ресурс компании предусматривает возможность размещать мнение пользователей в формате отзывов или сообщений на форуме, он также должен опираться на требования действующего законодательства.
Взаимодействие с правоохранительными органами
И напоследок хочется отметить, что любое физическое или юридическое лицо, которое занимается официальным распространением информации в интернете, должно быть зарегистрировано в реестре Роскомнадзора (для этого необходимо подать в организацию соответствующее уведомление) и не должны отказываться от сотрудничества с правоохранительными органами. К примеру, несоблюдение требований законодательства может привести к блокировке онлайн ресурса (согласно статье 15.4 Федерального закона «Об информации») или административной ответственности (статья 13.31 КоАП РФ).
Литература:
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Онлайн-ресурс base.garant.
- Письмо ФАС России «О рекламе алкогольной продукции». Онлайн-ресурс Гарант.ру.
- Письмо ФАС России «О рекламе в сети «Интернет». Онлайн-ресурс Гарант.ру.
- Федеральный закон «О персональных данных». Онлайн-ресурс Гарант.ру.