Анализ положительных и отрицательных сторон дистанционной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Салтыкова, И. В. Анализ положительных и отрицательных сторон дистанционной торговли / И. В. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76055/ (дата обращения: 17.12.2024).



Развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий создает новые возможности для осуществления предпринимательской деятельности, применения новых способов купли-продажи товаров и оказания услуг по предоставлению доступа к произведениям и объектам.

Дистанционный способ продажи товара регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09. 2007 № 612.

Определение данного вида продажи товаров четко сформулировано в названных выше нормативных актах: «продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора».

На сегодняшний день через интернет можно приобрести практически все товары, начиная от продуктов питания и заканчивая крупной бытовой техникой.

Дистанционная торговля, на первый взгляд, является очень удобным способом приобретения товаров. Все необходимые товары можно выбрать онлайн, добавить в корзину, оплатить и заказать доставку на дом или на пункт выдачи. При этом не нужно выходить из дома, тратить время и деньги на проезд. Такая форма покупок экономит и время, и деньги.

Однако за видимым удобством скрываются и свои минусы, о которых реклама обычно умалчивает.

Покупая товары в интернете, покупатель ориентируется по материалам на сайте, в каталогах, в социальных сетях и т. д., то есть оценить сам товар покупатель сможет только при получении. Закон обязывает продавца указывать основные потребительские свойства товара, адрес (место нахождения) продавца, место изготовления товара, полное фирменное наименование продавца, цену и условия приобретения товара, информация о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. На первый взгляд покупатель застрахован, но не все продавцы являются законопослушными и добросовестно выполняют свои обязанности. В таком случае всегда есть риск, что описание товара содержит недостоверную и/или неполную информацию. Например, покупая бытовую технику через онлайн магазин, нужно очень внимательно изучить всю информацию, посмотреть официальный сайт производителя товара на предмет соответствия продаваемого товара с предложениями от производителя. Многие покупатели стараются изучать отзывы в интернете о выбранном товаре. Данный механизм может быть, конечно, полезен, но и тут нельзя быть уверенным на сто процентов, так как сегодня среди фрилансеров широко распространена вакансия именно по написанию отзывов.

При дистанционной покупке можно вернуть все, даже нижнее белье и технически сложные изделия именно потому, что покупатель не имеет возможности непосредственного ознакомления с товаром. Единственное исключение тут — это продукция, предназначенная для использования одним человеком (например, футболка с фото заказчика). Согласно абзацу 5 п. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 31.07.2020) «О защите прав потребителей»: «При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования». В этом случае, покупатель может вернуть свои денежные средства за вычетом стоимости доставки, что так же влечет дополнительные траты.

Помимо этого, довольно часто попадаются мошенники под видом «надежного» продавца. В этом случае, наличие большого количества положительных отзывов вводят потенциального покупателя в заблуждение. Тут существует риск не только не получить свой товар, но и потерять деньги, так как распознать мошенника довольно сложно. В таких ситуациях бывает порой почти невозможно вернуть свои денежные средства.

Кроме перечисленных отрицательных сторон нужно отметить такой немаловажный факт, как предоплата. Дистанционная купля-продажа в последнее время осуществляется в основном только через предоплату. В случае покупки одежды или обуви это несет для потенциального покупателя дополнительные расходы, так как обычно, чтобы определиться с размером, нужно заказать два или даже три размера. В этом случае денежные средства оказываются на счету продавца и возможность распоряжаться ими у покупателя отсутствует, хотя в любом случае покупатель не приобретет сразу несколько размеров. Кроме этого, при частичном выкупе товаров, денежные средства порой возвращаются на счет покупателя не сразу. Это тоже ограничивает покупателя в возможности распоряжаться своими денежными средствами.

Покупка в обычных магазинах часто не имеет никакого отношения к работе с персональными данными покупателей. В дистанционной торговле картина совсем другая: здесь почти всегда приходится сталкиваться с такой информацией. Покупателю для оформления заказа практически всегда требуется регистрация и оформление личного кабинета, в котором приходится оставлять свои персональные данные (телефон, фамилия и имя, электронная почта и др.). Требования к обработке таких сведений указаны в законе № 152 ФЗ «О персональных данных». Документ объемный и сложный, но главное в нем одно: без согласия покупателя продавец не имеет права собирать, обрабатывать, хранить и использовать его личную информацию. Если согласие получено (обычно это бывает галочка у «Соглашение с политикой конфиденциальности»), то интернет-магазин не может передавать сведения третьим лицам. Несмотря на это, очень часто в согласии на обработку персональных данных продавцы включают пункт о том, что они имеют право передавать информацию третьим лицам. В данном случае, создается ситуация, в которой покупателю приходится ставить «галочку» и соглашаться со всем, что предлагает продавец, чтобы иметь возможность приобрести нужный товар, так как возможность внести свои изменения просто отсутствует. Выбор вроде бы есть, можно не соглашаться, но в этом случае покупатель лишается возможности купить товар и вероятность, что в другом интернет-магазине будет иначе, стремится к нулю. Еще одним риском во времена цифровых технологий является утечка или кража базы данных, что опять же несет свои негативные последствия для покупателя.

Подводя итоги, можно сказать, что дистанционная торговля имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, очень удобно делать покупки через интернет, не выходя из дома. С другой стороны, покупки через интернет — это своего рода рулетка, в которой присутствуют свои риски. Кроме этого, дистанционная торговля сводит к нулю непосредственное человеческое общение, которое в обычном магазине является обыкновенным явлением.

Вполне закономерно, что технический прогресс накладывает свой отпечаток на развитие торговли и в связи с этим появляется необходимость доработки нормативно-правовых актов. Большинство продавцов стараются идти в ногу со временем и использовать все возможные средства для наращивания клиентской базы и объема продаж. Однако, в гонке за прибылью, продавцы порой забывают о своей ответственности перед потенциальными покупателями. В данной ситуации большое внимание должно уделяться правовому регулированию дистанционной торговли, чтобы соблюсти баланс интересов покупателей и продавцов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 31.07.2020) «О защите прав потребителей»;
  3. Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09. 2007 № 612;
  4. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ;
  5. Фролов И. В., к.ю.н., Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами в Российской Федерации, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, покупатель, продавец, возможность, интернет, потенциальный покупатель, потребитель, РФ, средство, товар.


Задать вопрос