Архетипы брендов в рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 30.01.2024

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Абдирашитова, А. Х. Архетипы брендов в рекламе / А. Х. Абдирашитова, Д. С. Куприянов, С. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110556/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются понятия «архетип», «коллективное бессознательное» в учениях Карла Густава Юнга, а также анализируется практика применения классификации архетипов, предложенных Кэрол Пирсон, в рекламных кампаниях брендов.

Ключевые слова: архетипы Карла Густава Юнга, коллективное бессознательное, личное бессознательное, архетипы в рекламе.

Впервые понятие «архетипы» в своём психоаналитическом учении вводит Карл Густав Юнг, швейцарский психолог, психотерапевт и ученик Зигмунда Фрейда, определяя их как коллективные бессознательные, содержание которых составляют древние мифы, сказания, легенды. Коллективное бессознательное одинаково у всех людей, образует тем самым универсальный психический субстрат сверхличной природы, который присутствует в каждом человеке. «Коллективное бессознательное» является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству.

Карл Густав Юнг расширяет понятие бессознательного и делит его на два слоя:

– Личное бессознательное (индивидуальное), содержание которых составляют эмоционально окрашенные комплексы, образующие личную и интимную стороны психической жизни;

– Коллективное бессознательное — это так называемые психологические паттерны поведения, которые были накоплены за всё время существования человека и человеческой культуры.

Так, коллективное бессознательное обретает свою форму благодаря культуре и выражается посредством архетипов. Архетипы не поддаются точному рациональному осмыслению, однако их следы мы можем наблюдать везде: в литературе, искусстве, поэзии, музыке, кино, рекламе и на поведении самого человека.

К. Юнг в своих работах выделяет следующие основные архетипы в структуре личности:

– Тень — глубинные, подавленные аспекты личности, которые скрыты от сознания человека;

– Анима и Анимус — противоположный гендерный аспект внутри каждого человека, является основой настроений, реакций и импульсов.

– Персона — социальная маска, под которой скрывается внутренняя природа человека

– Самость — архетип, который объединяет все аспекты личности и является конечным результатом индивидуации человека.

– Маг — мудрый старец, мастер, образ шамана, существовавшего в первобытном обществе.

Исследовательница архетипических систем Кэрол Пирсон продолжила концепцию Карла Густава Юнга и создала систему из 12 архетипов, которая успешно используется специалистами в сфере рекламы и маркетинга. Рассмотрим их подробно на примерах.

  1. Невинный. (Простодушный, идеалист, праведник) Заботливый, искренний, чистый как ребёнок)

Например, в рекламной кампании Coca-Cola «Праздник к нам приходит» украшенные лампочками грузовики развозят людям Coca-Cola в подарок, создавая праздничное настроение. Всем полюбившиеся строчки из саундтрека «Wonderful dream» («Удивительная мечта») прямым текстом заставляют предвкушать беззаботное время новогодних каникул в тёплом кругу семьи, загадывать желания и верить в чудеса.

Макдональдс также использует архетип «Простодушный». В рекламе детской линейки Хэппи Мил царит тёплая и добрая атмосфера. Маленькой коробочке Хэппи Мил радуются не только дети, но и взрослые, которые на время хотят почувствовать себя малышами. Сеть магазинов мороженого Baskin Robbins продаёт идею счастья под видом мороженого.

  1. Сирота (славный малый). Олицетворяет подлинность, скромность. Такие ценности, как дружелюбность, отзывчивость, честность. Бренды, построенные на образе «Славного малого», ценят демократичность и видят всех «наравне». Этот архетип отражает желание людей принадлежать к общей ячейке «Я такой же как все».

Данный архетип использует розничная сеть повседневной одежды Uniqlo. Японский бренд позиционирует себя как универсальная и доступная для каждого человека марка одежды. Например, в роликах, снятых в рамках кампании «Why do we get dressed?» («Почему мы одеваемся?») показывается толпа людей в городском пространстве, где закадровый голос постоянно задаёт вопрос о смысле одежды в их жизни. Производитель одежды ценит такие качества потребителя, как демократичность, естественность и универсальность, предоставляя возможность жить в гармонии с окружающей средой.

В рекламных роликах бренда IKEA также прослеживается архетип «Славный малый». Обратимся к рекламной кампании «Есть вещи важнее вещей». В данном видеоролике мебель и другие предметы от производителя предстают на 2 месте, а приоритетом становятся человеческие отношения — уважение, любовь, забота о друг друге. Так, бренд призывает ценить и воссоздавать самые важные моменты жизни в кругу близких людей, дома, ведь в этом и заключается настоящее счастье.

  1. Заботливый. Представляет щедрость, внимание, заботу и комфорт.

Архетип заботливый помогает брендам создать тёплые и дружественные отношения с покупателями. Так, во всех рекламных роликах Pampers родители дарят свою любовь и нежность малышам 24 часа с помощью мягких подгузников. Закадровым голосам звучат слова: «тебе так мягко малыш», «любить тебя так нежно».

В рекламных роликах бренда молочной продукции «Домик в деревне» также отчётливо проявляется рассмотренный выше архетип. Бабушка заботится о здоровье своих детей и внуков, делая вкусные, полезные творог и сметану.

  1. Искатель. Характеризует: путешествия, открытия и независимость. Этот архетип часто используют в коммуникациях с целевой аудиторией автомобильные бренды, авиакомпании, сервисы по поиску билетов и другие.

В своей рекламной стратегии компания Starbuks использует архетип «Искатель». Данный бренд огромное внимание уделяет вопросам окружающей среды, отличается осознанным отношением к экологическим проблемам. Starbuks богат кофе множеством экзотических вкусов. Таким образом потребитель совместно с брендом путешествует в разные страны в поиске подходящего для себя вкуса.

  1. Бунтарь. Представляет бунт, свободу и неподчинение

Бренд Harley Davidson — яркое отражение данного архетипа. В рекламных роликах компании демонстрируется стиль жизни, базирующийся на чувствах полной свободы, скорости. Мотоциклы компании предназначены для дерзких, крепких мужчин.

  1. Любящий. Нацелен на теплоту, общение, комфорт и близость.

Бренды посредством данного архетипа выражают тёплую, близкую коммуникацию с аудиторией. В рекламе конфет Rafaello влюблённые выражают свои чувства к друг другу. В 2019 году в рамках ежегодной кампании «Что значит любить?» бренд выпустил мини-фильм об истории любви молодой пары и представил потребителям лимитированную серию коробок конфет, изменив логотип упаковки на фразу «Что значит любить?», а на конфетах были нанесены признания: «восхищаюсь», «чувствую», «забочусь», «скучаю» и другие.

  1. Творец. Поощряет любые порывы человеческого воображения.

В маркетинге данный архетип используют бренды, чтобы апеллировать к желанию людей раскрыть свой потенциал и создать что-то новое. Данный архетип использует компания «Мегафон». Создавая различные цифровые услуги, бренд предлагает покупателю сделать выбор в пользу выгодного будущего для себя. В ролике «Мегафон-мегасилы» показываются новые возможности тарифа «МегаСилы», что позволяет покупателям самостоятельно выбирать услуги и опции в соответствии со своими нуждами: суперскоростной интернет, бонусные гигабайты, безлимит на соцсети.

  1. Правитель. Берёт на себя ответственность и чувствует свою власть, предотвращая хаос. Создаёт сильное, успешное сообщество с чёткими границами и внутренней структурой.

Производитель автомобилей Мercedes-Benz премиального класса в рекламной стратегии использует архетип «Правитель». В рекламном ролике Мercedes-Benz S-класса в облике менеджера предстаёт лев, который является королём зверей, подчёркивая мощность данного автомобиля. Производитель представляет в Мercedes-Benz S-класса новые функции комфорта, которые позволяют потребителю подчеркнуть свой высокий социальный статус, престиж.

  1. Герой. Олицетворяет мужество, выносливость и настойчивость.

Данный архетип в рекламной стратегии успешно использует производитель автомобиля BMW. В рекламном видеоролике BMW M6 представлены образы двух воинов в чёрных железных масках с мечом. В конце видеоролика воин побеждает своего противника и кадр сменяется на BMW- подчёркивается мощность, скорость автомобиля, который выдерживает любые трудности, возникающие на дорогах. В рекламных плакатах также иллюстрируется надёжность и мощность автомобиля: «Захватывает дух. И весь город», «Мятежный. Просит бури». Таким образом производитель наделяет владельца автомобиля BMW M6 силой, властью, способностью решать любые проблемы по щелчку пальцев.

  1. Маг. Представляет трансформацию и инновации.

Существует несколько сценариев раскрытия магического бренда-архетипа:

1-ый сценарий: бренд помогает раскрыть внутреннюю энергию и силу потребителя (В рекламном ролике бренда кофе Jacobs Monarh«Вдохновляет мечтать» каждый из героев мечтает о чём-то своём. Бодрящий Jacobs с магией аромата приближает тот самый момент достижения целей, заставляет героев предвкушать замечательные события).

2-й сценарий: бренд становится инструментом для волшебства, открывает новые возможности для клиентаm (В рекламном ролике iPhone 15 pro выделяются новые функции и технологии данной модели смартфона: пользователи могут снимать на них фильмы-блокбастеры, загружать игры высокого качества благодаря чипу A17 Pro с шестиядерным графическим процессором).

3-й сценарий: бренд является волшебником-помощником для аудитории.

(Во всех рекламных роликах чистящее средство Mr Propers мгновенно решает проблемы домохозяек, оставляя пол кристально чистым)

  1. Мудрец. Представляет знания, мудрость и точность

Профессиональные рекомендации стоматологов по устранению причин кровоточивости дёсен, результаты исследования пациентов приводятся в рекламном ролике зубной пасты Paradontax «Ультраочищение».

  1. Трикстер (Шут). Олицетворяет юмор, игривость и спонтанность

Архетип «Трикстер» использует бренд жевательных конфет Skittles. В рекламном ролике «Скитлс-трянка» показывается подросток, который ест разноцветные конфеты «Скитлс», в результате чего они появляются на его теле. Из-за большого любопытства девочка решает попробовать одну жёлтую конфетку, и сама покрывается Skittles. С помощью такой шуточной рекламы бренд старается быть на одной волне с аудиторией, которая хочет зарядиться позитивом, испытать яркие эмоции, что отражается и в слогане Skittles: «Зарядись радугой. Поделись радугой».

Так, на основе проведённого анализа рекламных видеороликов можно сделать вывод, что бренды успешно используют огромное множество архетипических образов в рамках своих кампаний. На практике архетипы помогают лучше выстраивать бренд-архитектуру, грамотно выстраивать коммуникацию с целевой аудиторией, определить tone of voice компании.

Литература:

  1. LibCat.ru Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. — Карл Юнг: архетипы и коллективное бессознательное. — URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/398004-karl-yung-arhetipy-i-kollektivnoe-bessoznatelnoe-litres.html (дата обращения: 12.01.2024)
  2. Гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. — Карл Густав Юнг: Архетип и символ. Об архетипах коллективного бессознательного. — URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4229/4232 (дата обращения: 12.01.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): BMW, архетип, бренд, рекламный ролик, бессознательное, рекламная стратегия, IKEA, рекламная кампания, рекламный ролик бренда, целевая аудитория.


Ключевые слова

коллективное бессознательное, архетипы Карла Густава Юнга, личное бессознательное, архетипы в рекламе

Похожие статьи

Современные инструменты для оценки системы организационных ценностей

В статье представлены универсальные инструменты для проведения оценки системы организационных ценностей — типология Т. Парсонса, метод определения ценностных ориентаций Г. Хофштеде, а также специальный опросник Камерона-Куинна. Предлагается использов...

Использование эвфемизмов в рекламном дискурсе

В статье рассматривается манипулятивный характер эвфемистических единиц в сфере рекламного дискурса, описываются различные способы их воздействия на подсознание потребителей в русскоязычных рекламных сообщениях, а также определяется лингвистическая с...

К вопросу об изучении архетипов и мифов в рекламе (на примере деятельности ювелирного дома «FREYWILLE»)

Настоящая небольшая работа представляет собой возможную точку зрения к рассмотрению глобального вопроса об использовании средств семиотики в рекламной сфере. Но, поскольку мифолого-архитепический дискурс шире, нежели лингвистическая трактовка, предст...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на примере типологии архетипов Пирсон

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Восприятие брендов через призму потребительского поведения

В статье анализируются особенности восприятия брендов через призму потребительского поведения, дается понятие бренда с различных точек зрения и оценивается уровень его значимости как для компании, так и для потребителей.

Реализация концепта «насилие» в произведениях американских писателей

Данная статья анализирует понятие концепта «насилие» и сравнивает романы двух известных американских писателей Стивена Кинга «Кэрри» и Сьюзен Коллинз «Голодные игры» на предмет использования существительных и глаголов, объективирующих концепт «насили...

Лингвокультурологическая репрезентация фантазийных концептов в цикле К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»

В статье представлены примеры и формы лингвокультурологической репрезентации фантазийных концептов в цикле Клайва Степлза Льюиса «Хроники Нарнии». В данном исследовании рассмотрено понятие «концепт», виды репрезентации концепта, а также рассмотрены о...

Анималистическая метафора в современном спортивном дискурсе (на материале английского языка)

В данной статье рассматриваются анималистические метафоры в спортивном дискурсе. Особое внимание уделяется метафорическим моделям со сферами-источниками: «лебедь» и «осьминог». Анализ примеров показывает, что анималистические метафоры используются пр...

Значение цвета в дизайне брендов мировых компаний

В представленной работе исследуется значение цвета в рекламе нескольких всемирно известных брендов с учётом влияния цвета и связанных с ним ассоциаций на восприятие продукции и бренда компании.

Похожие статьи

Современные инструменты для оценки системы организационных ценностей

В статье представлены универсальные инструменты для проведения оценки системы организационных ценностей — типология Т. Парсонса, метод определения ценностных ориентаций Г. Хофштеде, а также специальный опросник Камерона-Куинна. Предлагается использов...

Использование эвфемизмов в рекламном дискурсе

В статье рассматривается манипулятивный характер эвфемистических единиц в сфере рекламного дискурса, описываются различные способы их воздействия на подсознание потребителей в русскоязычных рекламных сообщениях, а также определяется лингвистическая с...

К вопросу об изучении архетипов и мифов в рекламе (на примере деятельности ювелирного дома «FREYWILLE»)

Настоящая небольшая работа представляет собой возможную точку зрения к рассмотрению глобального вопроса об использовании средств семиотики в рекламной сфере. Но, поскольку мифолого-архитепический дискурс шире, нежели лингвистическая трактовка, предст...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на примере типологии архетипов Пирсон

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Восприятие брендов через призму потребительского поведения

В статье анализируются особенности восприятия брендов через призму потребительского поведения, дается понятие бренда с различных точек зрения и оценивается уровень его значимости как для компании, так и для потребителей.

Реализация концепта «насилие» в произведениях американских писателей

Данная статья анализирует понятие концепта «насилие» и сравнивает романы двух известных американских писателей Стивена Кинга «Кэрри» и Сьюзен Коллинз «Голодные игры» на предмет использования существительных и глаголов, объективирующих концепт «насили...

Лингвокультурологическая репрезентация фантазийных концептов в цикле К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»

В статье представлены примеры и формы лингвокультурологической репрезентации фантазийных концептов в цикле Клайва Степлза Льюиса «Хроники Нарнии». В данном исследовании рассмотрено понятие «концепт», виды репрезентации концепта, а также рассмотрены о...

Анималистическая метафора в современном спортивном дискурсе (на материале английского языка)

В данной статье рассматриваются анималистические метафоры в спортивном дискурсе. Особое внимание уделяется метафорическим моделям со сферами-источниками: «лебедь» и «осьминог». Анализ примеров показывает, что анималистические метафоры используются пр...

Значение цвета в дизайне брендов мировых компаний

В представленной работе исследуется значение цвета в рекламе нескольких всемирно известных брендов с учётом влияния цвета и связанных с ним ассоциаций на восприятие продукции и бренда компании.

Задать вопрос